Развитии

Термин «депривация», активно вошедший в психологиче< кий словарь в середине восьмидесятых годов XX столетия, буквальном смысле означает «лишение». По своей сути де1 ривационные феномены представляют собой многообразнь измененные состояния сознания, а также различные вариант нарушений нормального хода возрастного психического разв! тия, вследствие более или менее длительного блокирования зн; чимых психофизиологических потребностей человека.

В настоящее время не существует ни единой теории депр! вационных явлений, ни общей их классификации. Наиб(лее распространенная эмпирическая классификация баз! руется на выделении нескольких ее видов в зависимости (характера блокируемой потребности. Так, принято говори' о сенсорно-перцептивной депривации, коммуникативно] кинестетической, эмоциональной.

 

Хорошо известно, что разные люди весьма индивидуальь реагируют на депривационные ситуации. Человек мож< находиться достаточно долго в ситуации депривации, но пр этом не проявлять никаких выраженных признаков депр1 вационных феноменов, и наоборот.

Для профессионалов в области специальной психологи особый интерес представляют такие формы депривации, кг


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Тема 11. ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ



коммуникативная и эмоциональная. Недостаточность щения и эмоционального тепла, особенно в первые гс жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом \ витии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том,] депривационные ситуации могут стать серьезной причи|| выраженных отклонений в развитии ребенка.

Некоторые варианты нарушенного развития сами явля ся причиной возникновения деривационных явлени дополнительно отягощает процесс развития.

Сказанное позволяет утверждать, что депривация может ступать одновременно и как причина, и как следствие н шенного развития. Помимо этого, для большинства дет| проблемами в развитии, особенно в дошкольном возра характерна ситуация коммуникативной депривации.

Все вышеизложенное делает проблему профилактики д| ривационных ситуаций в развитии проблемных детей вычайно актуальной, как в практическом, так и в теоре ческом отношении. Наиболее деформирующее влия^ депривация оказывает на процесс формирования личное

С точки зрения современного системного подхода личне чаще всего рассматривается не как отдельный компон! психики, а как ее особое свойство, способ организаций саморегулирования.

А. Н. Леонтьев характеризовал личность, как системн сверхчувственное качество, указывая при этом на то, носителем этого качества является телесный, чувствен^ индивид с присущими ему врожденными и приобретен ми свойствами. Последние представляют собой лишь вия и предпосылки формирования личности человека, цело не предопределяя ее сущности.

В специальной психологии долгое время основное вни ние уделялось изучению преимущественно познаватель^ процессов. Но по мере возрастающего осознания значи сти проблем трудовой адаптации и социальной интегра инвалидов все больше актуализировался интерес к воп


сам своеобразия формирования личности при различнь отклонениях в развитии.

Одновременно с этим развернулась весьма бурная диску сия по вопросам о том — может или не может оказыва негативное влияние первичное нарушение на ход форм) рования личности. Высказывалось несколько точек зрени Первая состояла в отрицании какого бы то ни было нег тивного влияния первичного нарушения на процесс фо мирования личности особого ребенка.

Сторонники второго подхода отстаивали идею о диффере) цированном влиянии основного патогенного фактор Представители третьего направления постулировали иде] согласно которой развитие личности в целом должно с н избежностью испытывать на себе негативное влияние о новного нарушения. Упомянутая нами дискуссия остает актуальной и в настоящее время.

Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негати ном влиянии основного нарушения на процесс формир вания личности особого ребенка. Системный характер стр ения человеческого сознания предполагает, что нарушен; одного компонента или процесса его развития на опрел ленном этапе с неизбежностью должно сказаться на проч составляющих.

Весьма важным и не до конца решенным является вопрос характерологической специфичности разных форм дизо тогенеза. Проще говоря, вопрос о том, существуют ли т пичные черты личности, свойственные только, скажем, д незрячих, неслышащих и т. д.? Выделяемые в современн! исследованиях характерологические профили весьма мн гообразны, но пока не существует веских оснований сч тать их узко специфичными, т. е. характерными для кон ретной формы дизонтогенеза. Следует также осо подчеркнуть и то, что приводимый список негативных ли ностных характеристик может быть свойственен не то; ко лицам с самыми разными формами нарушенного разв тия, но и лицам без таковых. Тем не менее, сказанн



ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Тема 11. ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ



означает, что совершенно разные причины способны щ водить к весьма сходному результату, т. е. к общему наб<Я отрицательных характерологических свойств, что вероятЛ всего свидетельствует о непрямом, а опосредованном влИИ нии изначально разных причин. Это дает основание отнЛ ти отрицательные свойства личности к разряду модально специфических закономерностей нарушенного развития] и то как факультативных, т. е. необязательных, имеющих i сто быть далеко не всегда и не у всех.

Личностные изменения возникают не прямо под влияни нарушения какой-то конкретной функции, ибо сами фу ции безличны. Личность характеризуется внечувственн тью, несводимостью к своим природным предпосылкам! том числе и к отдельным функциям. Личность формир ся в процессе включения человека в систему обществен^ отношений. Та или иная патология, прежде всего, затру I няет процесс врастания в эту систему, изменяет характ Г самих этих отношений как избирательных связей челове I с миром и, прежде всего, с миром культуры. И только че| нарушение этих связей, т. е. опосредованно, недостатки дельной функции способны повлиять на процесс ф рования личности.


9. Каковы основные методы и принципы исследован! личности лиц с отклонениями в развитии?

10. Основные исторические этапы изменений в пред ста
лениях об особенностях личности инвалидов.

11. Каковы основные механизмы формирования наруш
ний в развитии личности детей и подростков с огран]
ченными возможностями?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: