fc.i ♦ i i иная саморегулирующая система должна обладать ОМ|>< деленной степенью «прочности», т. е. способностью ^пинать и восстанавливать свою целостность в случаях mm. и. i ния различных патогенных факторов. Такая способ-wh 11. к иск-становлению называется компенсацией — сложной иппиои реакцией индивида на факт внутренних нарушений, п|м-им I (I нуннцей возможной утрате целостности и потере рав-ия с окружающей средой.
II |
шчность психики как сложнейшей функциональной < и< и-мы лежит в основе компенсаторных механизмов, ос-Nihiii.im сущность которых сводится к замене выпавшего ее В п.! на сохранное, в результате чего восстанавливается ряоешость функциональной системы и ее способность UDcntiaib необходимый результат.
и > компенсаторные процессы протекают одновременно на Нескольких уровнях. Первый — биологический, или теле-i и i.i и, уровсиь протекания компенсаторных процессов. Вто-- психологический уровень компенсации — чрезвы-•ино сложен по своему содержанию. Он включает в себя ршбшу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процес-епп, пйеспечивающих снижение тревоги и внутреннего и.tiip'.iжения в стрессовых ситуациях. Кроме того, на этом Npniuir разворачивается действие так называемых копинг-• i рятегий, т. е. сознательных усилий личности, направленных
|
|
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
...... \|,И1 и М'РСКЦИЯ... КАК КАТЕГОР ИИ СПЕЦИАЛЬ НОЙ ПСИХОЛОГИИ
на поддержание позитивной самооценки в угрожающих, ситуациях. Третий уровень компенсаторных процесс! социально-психологический, связанный с обществен! характером человеческого бытия. Хорошо известно] процесс восстановления тех или иных нарушений во; гом зависит от характера внешней помощи, в частное! позиции окружающих по отношению к инвалиду. Выс| уровень организации компенсаторных процессов — альный. Его реализация связана с отношением в цело)! щества к инвалидам. Эти отношения во многом опрел ются национальными и религиозными традиц| общества, способствуя или препятствуя социальной тации лиц с ограниченными возможностями.
Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в 1 цессе становления и раскрытия человеческой сущности! спорно, принадлежит социальным факторам. То же ш можно сказать и в отношении компенсаторных проце! В их реализации принимают участие как биологический и социальные факторы, при этом они присутствуют на Г дом из перечисленных уровней, правда, в разных пропсм ональных отно'шениях. Чем выше уровень, тем больше у/ ный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).
Наряду с понятием компенсация в специальной психол! широко используются такие термины как коррекция, pi литация, абилитация и адаптация — близкие по значе^ но не тождественные понятию компенсация.
|
|
Если компенсация — это процесс возмещения наруше^ или утраченной функции, то коррекция чаще всего опв ляется как исправление тех или иных нарушений. Стало 9 различия между компенсацией и коррекцией определ| ся степенью или выраженностью нарушения той или: способности.
Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на тему внешних мероприятий по отношению к человек; если коррекционные воздействия ориентированы ве локально, т. е. нацелены на исправление отдельных
СОЦИАЛЬНЫЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
Схема 10.1. Уровни реализации компенсаторных процессов
й или сторон жизнедеятельности человека (например Коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация —»н> система мероприятий, направленных на восстановление и<| шоцеииого общественного бытия личности.
Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от Врт>, к какому уровню компенсаторных процессов они об-Ккцсмы и нацелены — медицинская, психологическая, се-Mciiii.in, досуговая, социально-трудовая и др.
Цка.ма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от по-Нн i и я «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма ■и. го путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитаци-■ных. Отличия касаются конечных целей и условий ихдо-1 i ижения.
< и i \ ация абилитации характеризуется тем, что факта и мо-mi и i,i утраты не было — человек изначально от рождения и in с раннего детства обладал тем или иным нарушением. РСтпло быть, речь не может идти о восстановлении, ибо вос-стлиашшвать можно лишь то, что было утрачено. Следовательно, абилитация — это система мероприятий, направлен-
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ных на формирование эффективных способов социальной: тации в возможных для данного индивида пределах.
КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ |
Наконец, родственным по значению перечисленным г! тиям является термин адаптация. Адаптация часто оп| ляется как особый процесс восстановления нарушен! равновесия между индивидом и средой путем внутре! изменений самого индивида. Компенсаторные процесс! же направлены на восстановление равновесия тоже п| внутренней перестройки. Но отличие состоит в TOiv равновесие между индивидом и средой может быть шено за счет средовых изменений и изменений в самок дивиде. В первом случае должны сработать адаптацио^ механизмы, приводящие к изменениям, направление рых уводит индивида от исходного состояния, тем са| восстанавливая равновесие. Во втором случае включа компенсаторные механизмы, приводящие тоже к вщ
РЕАБИЛИТА
АБИЛИТАЦИЯ
>.л"-| < <П'1'| КЦИ Я... КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1им it 1МСНСНИЯМ, но противоположным по направлению > iiii.iiilhiiihi.im изменениям. Компенсаторные процесс] \ ЦПм i u я пернуть индивида к исходному утерянному ее i к пп i и и ] И чем в большей степени это удается, тем быстре •»<•■ | I in.in пишется утраченное равновесие.
tin him можно сказать, что адаптация и компенсация — эт r.iMiii.ic, но разнонаправленные процессы, целью которы ни mini восстановление равновесия между средой иинди
«и h'M 11 м. схему 10.2).
царского занятия
Ню представляют собой компенсаторные процессы? Км она уровневая организация компенсаторных процес
I ( |
Сон1
постаиьте понятия «компенсация» и «коррекция».
И чем состоит сущность таких понятий как «декомпен
i.inпи» и «псевдокомпенсация»?
Ч i о 11 редставляет собой процесс реабилитации?
(Сопоставьте понятия «реабилитация» и «абилитация».
дли самостоятельной работы
и рефератов)
I Сущность, структура и формы реабилитационного про
|
|
цесса., Соотношение коррекции и компенсации.
l.iHHioi ические и социальные факторы компенсаторны)
процессов. L Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи
Ityp.i
Схема 10.2. Основные категории специальной психологии
. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М., 2002.
|, Нерпер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компе]
ция — универсальный биологический механизм при(
собления. М., 1987.
4. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных]
1985.
5. Ковокин С. Н. Профессиональная реабилитация и з|
тость инвалидов. М., 1997.
6. ЛитвакА. Г. Теоретические проблемы тифлопсихоло]
Л., 1974.
7. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. С
1999.
8. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростку
нарушениями в развитии. СПб., 2000.
9. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация
нарушениях поведения в детском возрасте. София, I
10. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая]
щита у детей. СПб., 2000.
11. Реннер К. Основы реабилитации. М., 1980.
12. Солнцев Л. И. Развитие компенсаторных процессов у
пых детей дошкольного возраста. М., 1980.
13. Ярмаченко Н. Д. Проблема компенсации глухоты. К]
1976.
(•МП 11
[ЛРИВАЦИОННЫЕ ФЕНОМЕНЫ [ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ [ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ