Коспециальнойпсихологии

\. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенност детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999.

2. Адашинская Г. А. Динамика родительско-детских отнс
шений на фоне реабилитационной терапии больных
нарушениями развития психоневрологических функ
ций // Альманах «Исцеление». № 5. 2001.

3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Рос
тов-на-Дону, 1998.

4. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

5. Адлер А. О нервическом характере. СПб.: Университе!
екая книга, 1997.

6. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академичес
кий проект, 1007.

7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологи*
СПб., 1996.

8. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991

9. Акимушкин В. М., Моргулис И. С. Основы тифлологм
Киев, 1980.

10. Акимушкин В. М., Моргулис И. С. Трудовая реабилитаци
инвалидов по зрению. Киев, 1983.

11. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом -
кондуктивная педагогика. М., 1994.

12. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специально!
образовании. М.: Академия, 2001.

13. Актуальные проблемы диагностики задержки психичес
кого развития/Под ред. К. С. Лебединской и др. М., 1982

14. Александер Ф. Человек и его душа. М., 1995.


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

15. Александровский Ю. А. Состояния психической дезада»
тации и их компенсация. М.: Наука, 1976.

16. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация неси
вершеннолетних. Свердловск: Ур.Г.У, 1986.

17. Ананьев Б. Г. и др. Осязание в процессе познания и труш!
М., 1959.

18. Аномальное развитие ребенка. Хрестоматия. Составите*
В. М. Астапов. Т. 2. М., 2002.

19. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушении
функций и их физиологическое обоснование. М., 1963И

20. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные уели
вия формирования личности вдетском возрасте. М., 19Я

21. Апраушев А. В. Воспитание оптимизмом. М., 1989.

22. Апраушев А. В. Первоначальное обучение и воспитанш
слепоглухонемого ребенка в семье. М., 1974.

23. Апраушев А. В. Стать человеком. М., 1992.

24. Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика. М., 1983.

25. Апраушев А. В. Трудовое воспитание слепоглухонеми
детей. М., 1979.

26. Артпедагогика и арттерапия в специальном образом
нии / Под ред. Е. А. Медведевой. М., 2001.

27. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с цере!
ральным параличом. М.: Просвещение, 1989.

28. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами ней
ро- и патопсихологии. М., 1994.

29. Атлас для экспериментального исследования отклонен!
в психической деятельности человека / Под ред. И. А. П
лищука. Киев, 1980.

30. Аутизм у детей. Хрестоматия. СПб., 1997.

31. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С. А. М:
розова. М., 1998.

32. БадалянЛ. О. и др. Детские церебральные параличи. Ки
1988.

33. Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвет]
ние, 1991.

34. Балахонов А. В. Ошибки развития. ЛГУ, 1990.

35. Басилова Т. А. О формировании игровой деятельност
слепоглухонемых детей. Сб.: Проблемы изучения и


__________________ Приложение_______________________________

становления психической деятельности. М.: АПН ССС] 1977.

36. Басилова Т. А. Психология детей со сложными наруше
ниями развития. В кн. Основы специальной психологи*
М., 2002.

37. Баскакова И. Л. Внимание школьников олигофренов. М
1982.

38. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики. М
1984.

39. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетни
правонарушителей. М.: Прометей, 1993.

40. Бгажнокова И. М. Практикум по психологии умственн
отсталого ребенка. М., 1989.

41. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталог
школьника. М., 1987.

42. Безрукова Е. 3., Забрамная С. Д. Психологическое изуче
ние умственно отсталых школьников. Свердловск, 197^

43. Беличева С. А. Превентивная психология. М., 1994.

44. Беличева С. А. и др. Диагностика школьной дезадаптации
М., 1995.

45. Беличева С. А., Фокин В. М. Социальная профилактика oi
клоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1993

46. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркомания)
2-е изд. СПб.: Невский диалект, 2000.

47. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личнс
сти детей с задержкой психического развития. М., 199S

48. Белошеева А. А. и др. Нервно-психические расстройств
у детей. Речевые нарушения у детей. Пермь, 1999.

49. Белыпюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процесс
восприятия и усвоения устной речи (в норме и патоло
гии). М., 1977.

50. Березин С. В. и др. Психология ранней наркомании. Са
мара, 1997.

51. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контрол!
М., 2001.

52. Беспризорные и безнадзорные дети. Итоги общероссий
ского социологического зондажа. М.: Центр социологи
ческих исследований. МО РФ, 2002.


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



53. Бшпенский В. С. и др. Наркомания у подростков. Киев
1989.

54. Блейхер В. М. Патопсихологическая диагностика. Киеи
1983.

55. Блейхер В. М. Практическая патопсихология. Ростов-
Дону, 1996.

56. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М., 2002.

57. Боев И. В. Пограничная аномальная личность. Став
поль, 1999.

58. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха.
1988.

59. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные ас
метрии человека. М.: Медицина, 1981.

60. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

61. Братусь Б. С. Психологи, клиника и профилактика
него алкоголизма. МГХ 1984.

62. Братусь Б. С. Психологические проблемы изучен
и коррекции личности. М., 1988.

63. Братусь Б. С. Психологический анализ изменений ли
ности при алкоголизме. М., 1974.

64. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формиро
ния личности (в норме и отклонениях). М., 1990.

65. Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок. М., 2001.

66. Бурменская Г. Одаренные дети. М., 1991.

67. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи.
1988.

68. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999.

69. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

70. Вайзман Н. Б. Реабилитационная педагогика. М., 1996

71. Вайзман И. Б. Психомоторика умственно отсталых дете
М., 1997.

72. Варга А. Я. Особый ребенок и его окружение. М., 1994

73. Венгер А. А. Отбор детей в специальные дошкольные у1
реждения. М., 1972.

74. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.

75. Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. Минск, 1989.

76. Винарская Е. N. Раннее речевое развитие ребенка
проблемы дефектологии. М., 1987.


77. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взро<
лых и детей с нарушениями речи. М., 1990.

78. Власова Т. А., Мастюкова Е. М. и др. Особенности психе
физического развития учащихся специальных школ да
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарат
М., 1984.

79. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклош
ниями в развитии. М., 1973.

80. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенс;
ция — универсальный биологический механизм приспс
собления. М., 1987.

8 ]. Воспитание и обучение слепоглухонемых / Под ред. И. / Соколянского. М., 1962.

82. Вроно Е. Несчастные дети — трудные родители. М., 199'

83. Выготская Г. Л., Лифанова Т. М., Выготский Л. С. Жизн:
деятельность, штрихи к портрету. М., 1996.

84. Выготский Л. С. Избранные психологические исследс
вания. М., 1956.

85. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 200!

86. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1996.

87. Выготский Л. С. Развитие высших психических функцш
М., 1960.

88. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. М
1983.

89. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведе
ния. М., 1993.

90. ГазоваА. П. Психология трудового обучения глухих. М
1979.

91. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динг
мика, систематика. М., 1998.

92. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб., 2002.

93. Гарифуллин Р. Скрытая профилактика наркомании в шкс
ле. СПб., 2003.

94. Гилевич И. М. и др. Дети с отклонениями в развитии. М
1997.

95. Гильберг К., Питере Т. Аутизм: медицинские и педагоги
ческие аспекты. СПб., 1998.

96. ГильбухЮ. 3. Умственно одаренный ребенок. Киев, 199<



ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



97. Гиндикин В. Я. Личностная патология. М., 1999.

98. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М|
1987.

99. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилам
тика. М., 2002.

100. ГоликА. Н. Введение в педагогическую психиатрию. Mi
2000.

101. ГоликА. Н. Социальная психиатрия сиротства. М., 200(1

102. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащим
ся вспомогательной школы. М., 1974.

103. ГольдбергА. М. Особенности самостоятельной письмен!
ной речи глухих школьников. М.: Просвещение, 196(1

104. Гончарова Е. Л. Изобразительная деятельность слепо-
глухого ребенка, овладевающего словесной речью //Дш
фектология. № 6. 1986.

105. Готовность к школьному обучению детей с задержко!
психического развития 6-летнего возраста / Под ред.
В. И. Лубовского. М., 1989.

106. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности
Психологические механизмы. СПб., 1999.

107. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследовани!
зрительных функций нормально видящих и слабови!
дящих школьников. М., 1983.

108. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные метода
развития зрительного восприятия у детей с нарушен™
ями зрения. М., 1990.

109. Григорьева Т. А. Пути развития причинно-следственное
мышления глухих детей. М, 1979.

110. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной
тации лиц с пониженным зрением. М., 1999.

111. Гурски С. Внимание — наркомания. М., 1988.

112. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии 1
алкоголизм. М.: Медицина, 1980.

113. Гусева Н. А. Работа с детьми наркозависимых родите!
лей. Организация коррекционно-профилактическо!
работы с детьми из семей наркозависимых. СПб., 2001|

114. Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привь^
чек у детей. СПб.: Речь, 2003.


115. Густышкин А. Л. Работа с детьми наркозависимых рс
дителей. Общий анализ проблемы. СПб., 2001.

116. Данилин А. Как спасти детей от наркотиков. М., 2001.

117. Деменьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучени
детей с особыми нуждами. М., 1996.

118. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психоте
рапии. СПб., 1999.

119. Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста СПб
1993.

120. Дети с временной задержкой психического развития
Под ред. Т. А. Власовой и др. М., 1971.

121. Дети с нарушениями в развитии. Хрестоматия / Сое

B. М.Астапов. М., 1995.

122. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм
Под ред. К. С. Лебединской и др. М., 1989.

123. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия
Сост. Н. Д. Соколова. М., 2002.

124. Дети с острым церебральным параличом. Руководств
по образованию / Под ред. X. Рай и М. Д. Скьорте!
ЮНЕСКО, 1989.

125. Дети социального риска и их воспитание / Под pej
Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.

126. Дети-сироты: консультирование и диагностика развк
тия / Под. ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998.

127. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н. Л. Бе
лопольская. М., 2000.

128. Детский аутизм. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипиць
на. СПб., 1997.

129. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Состг
вители Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб., 200,

130. Диагностика и коррекция аномалий психического ра;
вития у детей / Под ред. Е. М. Мастюковой. М.: АП:
СССР, 1988.

131. Диагностика и коррекция задержки психического ра:
вития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркт]
2001.

132. Диагностика школьной дезадаптации / Под ре,

C. А. Беличевой. М., 1992.



ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



133. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М., 1994.

134. ДобсонД. Непослушный ребенок. СПб.: Мирт, 1997. I

135. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты прв
ступности несовершеннолетних. М., 1981.

136. Домицкевич С. А. Методы научно-психологических ис»
следований в дефектологии. Иркутск, 1983.

137. Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартам
детей. М., 1999.

138. Дудко Т. Н. и др. Концептуальные основы реабилитя
ции несовершеннолетних, злоупотребляющих психо!
активными веществами. М.: Нарконет, 2001.

139. Егоров А. Ю. Возрастная наркология. СПб., 2003.

140. Егоров А. Ю. Основы наркологии. СПб., 2000.

141. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления млаш
ших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

142. ЕниквеваД. Д. Как предупредить алкоголизм и наркЛ
манию у подростков. М., 1999.

143. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и во Л
питание детей с нарушениями зрения. М., 2000.

144. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок от!
стает в развитии. М., 1996.

145. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомотощ
ного развития детей 1-го года жизни. М., 1981.

146. Забранная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогатель!
ной школе. М., 1993.

147. Забрамная С. Д. Материалы для психолого-педагогичес!
кого обследования в медико-педагогических комисси!
ях. Минск, 1989.

148. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в спе|
циальные учреждения. М., 1988.

149. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка. Дети с гиперак!
тивностью и дефицитом внимания. М., 2001.

150. ЗамскийХ. С. История олигофренопедагогики. М., 197Л

151. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их
изучения, воспитания и обучения с древних времен да
середины XX века. М., 1995.

152. Захаров А. Ю. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.1
Союз, 2000.


153. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведе
нии ребенка. М., 1993.

154. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия по
следствий психических травм. СПб., 1998.

155. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологи!
аномального развития личности. М., 1980.

156. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения
М., 1973.

157. ЗикеевА. Г. Развитие речи учащихся специальных (кор
рекционных) общеобразовательных учреждений. М.
2000.

158. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

159. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помоч!
«особому» ребенку. СПб., 1998.

160. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоня­
ющегося поведения. СПб., 2001.

161. Иванов А. В., Иванова С. В. Основы профилактики нар­
козависимости у школьников. СПБ., 2002.

162. Иванов Е. С, Исаев Д. Н. Умственная отсталость. СПб.,
2001.

163. Иванов Е. С, Исаев Д. Н. Что такое умственная отста­
лость. СПб., 2000.

164. Иванова С. В. Организация реабилитации наркозави­
симых детей и подростков в условиях образовательных
учреждений. СПб., 2001.

165. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха /
Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1999.

166. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М.
Воспитание детей с церебральным параличом. М., 1994.

167. Исаев Д. Н. Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л.,
1988.

168. Исаев Д. Н. Каган В. Е. Половое воспитание и психоги­
гиена пола у детей. Л., 1980.

169. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей и
подростков. Л., 1986.

170. ИсаевД. Н. Психическое недоразвитие удетей. Л., 1981.

171. ИсаевД. Н. Психология больного ребенка. СПб., 1993.

172. ИсаевД. Н. Психопатология детского возраста. СПб., 2001.





ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение




173. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского воЯ
раста. СПб., 1997.

174. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии ■
поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999. I

175. Исследование личности детей с нарушениями слуха //
Т. В. Розановой. М., 1981.

176. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и соци
альная психиатрия. СПб., 1997.

177. Кабанов М. М., ЛичкоА. Е., Смирнов В. М. Методы пси*
хологической диагностики и коррекции в клинике. Ш
1983.

178. Кавокин С. Н. Профессиональная реабилитация и э!
нятость инвалидов. М., 1997.

179. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л.,1981.

180. Каган В. Е. Неконтактный ребенок. СПб., 1996.

181. Камсюк Л. Г. Проблемы медико-социальной реабилм
тации детей-инвалидов. М., 1996.

182. Камсюк Л. Г., Мартынов В. Л. Участие семьи в восстЯ
новительном лечении ребенка. М., 1989.

183. Карпов А. М. Образовательно-воспитательные основ!
профилактики и психотерапии наркомании. Казам
2000.

184. Карпова Т. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагнД
стика учащихся с ЗПР. Екатеринбург, 1995.

185. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994. I

186. Кесельман Л. Е. и др. Социальное пространство наркв
тизма. СПб.: Мед. пресса, 2001.

187. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное раЯ
витие. М.: Педагогика, 1991.

188. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. Ml
2001.

189. Клинико-генетические исследования олигофрении!
Под ред. М. С. Певзнер. М., 1973.

190. Клинико-психологическое исследование глухих детЛ
со сложным дефектом / Под ред. Т. В. Розановой и щ
М., 1980.

191. Кнупфер X. Как помочь ребенку, больному перебрал
ным параличом. Марбург, 1994.


192. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1996.

193. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психически
заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

194. Ковалева А. И. Социализация личности — норма и от
клонения. М., 1996.

195. Ковшиков В. А. О состоянии мышления и его соотно
шении с речью у детей с экспрессивной алалией. Л
1979.

196. Калежнюк Э. С. Психические нарушения при детски
церебральных параличах. М., 2000.

197. Колесов Д. В. О природе наркотизма. М., 2000.

198. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек
школьников. М., 1982.

199. Колесов Д. В. Учителю о наркомании. М., 1999.

200. Коломенский Н. Л. Развитие личности учащихся вепс
могательной школы. Киев, 1978.

201. Комплексное сопровождение и коррекция развити
детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы
Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2000.

202. Комсюк Л. Г. Проблемы медико-социальной реабилг
тации детей-инвалидов. М., 1990.

203. Кондратьев М. Ю. Подросток в системе межличнос
ных отношений закрытого воспитательного учрежде
ния. М., 1994.

204. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростко
Минск, 1988.

205. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развг
тии личности детей при психологическом сопровожу
нии школьников. СПб., 2000.

206. КорневА. Н. Дислексии и дисграфии удетей. СПб., 199

207. КорневА. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СШ
1997.

208. Коробкина 3. В. Профилактика наркотической завис!
мости у детей и молодежи. М., 2002.

209. Королев В. В. Психические отклонения у подростке)
правонарушителей. М.: Медицина, 1992.

210. Короленко Ц. П. Личность и алкоголь. Новосибирс
1987.


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



211. Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанош
М, 1999.

212. Корсакова Н. К, Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. НеЛ
певающие дети. М., 1997.

213. Костючек Н. С. Развитие речи учащихся школ слепИ
М., 1967.

214. Кручинин В. А. Формирование пространственной ор§
ентировки у детей с нарушениями зрения в процеЯ
школьного обучения. СПб., 1991.

215. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктЯ
ного поведения у подростков. М.: Фолиум, 1998.

216. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гипЯ
активностью у детей России. М., 1997.

217. КырчесаарЯ. X. Общение аномальных детей. Тарту, 1990

218. Кырчесаар Я. X. Учебная деятельность и личность ан©
мальных детей. Тарту, 1990.

219. Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. СП§
Ирт., 1997.

220. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой nfl
хического развития. СПб., 1992.

221. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их кЩ
рекции у умственно отсталых школьников. Л., 1988Я

222. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривациА
детском возрасте. Прага, 1984.

223. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. ■
1990.

224. Латышев Г. В. и др. Организация мероприятий по проЯ
лактике наркомании. Методические рекомендации д»
педагогических коллективов, работников подростком
клубов и социальных педагогов. М.: Медицина, 1991.1

225. Лебедев В. И. Нарушения психического развития у Д|
тей с церебральными параличами. М., 1991.

226. Лебединская К. С. и др. Дети с нарушениями общенЯ
М., 1989.

227. Лебединская К. С. и др. Подростки с нарушениям^
аффективной сфере. М., 1988.

228. Лебединская К. С. Психические нарушения у дете
патологией темпа полового созревания. М., 1969.


229. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика ран
него детского аутизма. М., 1991.

230. Лебединский В. В. Нарушение психического развития
детей. М., 1985.

231. Лебединский В. В. Нарушения психического развития
детском возрасте. М., 2003.

232. Леей В. Нестандартный ребенок. М., 1988.

233. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика. М
2000.

234. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подрос
тков. М., 1996.

235. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1980

236. Леонгард Э. И. и др. Я не хочу молчать. М., 1990.

237. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развити
слухового восприятия у глухих дошкольников. М., 1971

238. Леонтьев А. Л Лев Семенович Выготский. М., 1990.

239. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб
1998.

240. Литвак А. Г. Теоретические проблемы тифлопсихоло
гии. Л., 1974.

241. ЛитвакА. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практику]
по тифлопсихологии. М., 1989.

242. Лифанов В. Л. и др. Если ребенок плохо слышит. Knei
1984.

243. Лиханов А. А. Дети без родителей. М., 1987.

244. Лихтарников А. Л. Диагностика и психотерапия дете
группы риска. СПб., 1998.

245. ЛичкоА. Е., Биненский В. С. Подростковая наркологи?
Л., 1991.

246. Личко А. Е., Попов Ю. В. Делинквентное поведение
алкоголизм и таксикомании у подростков. М., 1988.

247. Лишенные родительского попечительства: Хрестома
тия // Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.

248. Ллойд де Моз Психоистория. Ростов-на-Дону, 2001.

249. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагнос
тики аномального развития детей. М., 1989.

250. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действи
у детей (в норме и патологии). М., 1979.



ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



251. Лубовский В. И., Переслени Л. И. Дети с задержкой пей
хического развития. М., 1983.

252. ЛурияА. Р. Принципы отбора во вспомогательную ши
лу. М., 1973.

253. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенош
Психопатологические и психологические аспекты гм
блемы. М., 1995.

254. Макеева А. Г. Педагогическая профилактика наркоЯ
нии в школе. М., 1999.

255. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по дв|
ской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.

256. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможное
ми. М, 1996.

257. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубИ
умственно отсталых детей. М., 1990.

258. Малофеев Н. Н. Специальное образование в РоссиИ
за рубежом. М., 1996.

259. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии И
детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. 1

260. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с ■
клонениями в развитии. СПб., 2001.

261. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2<Я

262. Манова-Томова В. С. и др. Психологическая реабилм
ция при нарушениях поведения в детском возраеж
София, 1981.

263. Мареева Р. А. Воспитание и обучение.слепоглухонемш
детей в семье. М., 1979.

264. Маричева Г. С, Гаврилов В. И. Умственная отсталоЯ
при наследственных болезнях. М., 1988.

265. Марковская И. Ф. Задержка психического развив
(клиническая и нейропсихологическая диагности ш
М., 1995.

266. Мастюкова Е. М. и др. Дети с нарушениями умеп^В
ного развития. Иркутск, 1992.

267. Мастюкова Е. М. и др. Профилактика и коррекция nfl
хического развития детей при семейном алкоголи:^
М.: Просвещение, 1989.

268. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997.


269. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии
М., 1992.

270. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельност
учащихся вспомогательной школы. Л., 1991.

271. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефекта
зрения и слуха. М., 1985.

272. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М.: Школа
пресс, 1993.

273. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведени;
М., 2001.

274. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.

275. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интере
сов у аномальных детей. М., 1969.

276. Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личност
учащихся вспомогательной школы. Алма-Ата, 1985.

277. Немчин Т. А. Личность и алкоголизм. Л., 1989.

278. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическг
защита у детей. СПб., 2000.

279. Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аути1
ный ребенок (пути помощи). М., 1997.

280. Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха i
функциональное состояние мозга. М., 1966.

281. Нудельман М. М. Методы изучения воображения ан>
мальных детей. М., 1980.

282. Оберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1980.

283. Обучение детей с задержкой психического развития
Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994.

284. Обучение детей с ЗПР / Под ред. Т. А. Власовой и д
М., 1981.

285. Одаренные дети/Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слу
кого. М.: Прогресс, 1991.

286. Одаренные дети// М.: Карне, 1991.

287. Одаренные дети: проблемы и перспективы / Под ре
А. 3. Иоглевич. Челябинск, 1995.

288. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. К)
нецовой. М., 2002.

289. Особенности приема и переработки зрительной инфо
мации при нарушениях зрительных функций / Под р<
Новиковой. М., 1978.





ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



102


290. Особенности развития и воспитания детей дошколыю
го возраста с недостатками слуха и интеллекта / I Iw
ред. Л. П. Носковой. М., 1984.

291. Особенности умственного и речевого развития учаши»
ся с церебральным параличом / Под ред. Е. М. Мастю
ковой. М., 1989.

292. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Вл1
сова. М., 1983.

293. Оценка интеллектуального развития слабовидящих уч|
щихся младших классов / Под ред. В. П. Жохова. Л
1986.

294. Павлий Т. Н. Диагностика и коррекция эмоционально!
сферы детей с ЗПР. Комсомольск-на-Амуре, 1997.

295. Павлова Ю. С. Будущее без наркотиков. СПб., 1998.

296. Патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белополк
екая. М., 1998.

297. Певзнер М. С. Дети с нарушениями умственного разве
тия. Иркутск, 1992.

298. Певзнер М. С. и др. Психическое развитие детей с нару
шениями работоспособности. М., 1982.

299. Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприяти»
аномальных детей: психофизиологическое исследов!
ние. М., 1984.

"

300. Петрова В. Г. Психология умственно отсталого ребеи
ка // Основы специальной психологии. М., 2002.

301. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельное!',
детей-олигофренов. М., 1968.

302. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательно»
школы. М., 1977.

303. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они дети с откломс
ниями в развитии. М., 1998.

304. Петрова В. Г., Белякова И. В. Основы дефектологии.
1992.

305. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно
сталого школьника (Олигофренопсихология). М., 2С

306. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекциош
работы в детских садах для детей с нарушением зре
М., 1998.


307. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии
Под ред. Л. В. Шапковой. СПб.: Детство-Пресс, 2001.

308. Пожар Л. Психология аномальных детей и подрост
ков — патопсихология. М., 1996.

309. Поппе Г. К. Нарушения поведения при умственной от
сталости у детей. СПб.,1992.

310. Посохова С. Т. Психология адаптивного поведения
СПб., 2001.

311. Постинтернатная адаптация детей-сирот / Под рел
Л. М. Шипицыной. СПб., 2001.

312. Практикум по олигофренопсихологии / Под ред. А. Д. Ви
ноградовой. М., 1985.

313. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгар
ник. М., 1985.

314. Предупреждение подростковой и юношеской наркома
ний / Под ред. С. В. Березина. М.: Изд. Института пси
хотерапии, 2000.

315. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи (Дет
ский дом: заботы и тревоги общества). М., 1990.

316. Психика и пол детей и подростков в норме и патолс
гаи / Под ред. Д. Н. Исаева. Л., 1986.

317. Психическое развитие воспитанников детского дома
Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.

318. Психическое развитие детей-сирот/Под ред. Л. М. Lib
пицыной. СПб., 1996.

319. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениям
и отклонениями в развитии / Под ред. В. М. Астапов
СПб., 2001.

320. Психодиагностические методы в педиатрии и детскс
психоневрологии / Под ред. Д. Н. Исаева. СПб., 1991

321. Психологическая коррекция умственного развития уч;
щихся / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1990.

322. Психологические вопросы коррекционной работы i
вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: П
дагогика, 1972.

323. Психологические методы диагностики личностных оо
бенностей ребенка, воспитывающегося в детском доме
Под ред. М. Н. Лазутовой. М., 1995.





ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



324. Психологические особенности слепых и слабовидяив
школьников / Под ред. А. И. Зотова. Л., 1981.

325. Психологические проблемы коррекционной работьЯ
вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф. ML
1980.

326. Психологические проблемы неуспевающих школыЯ
ков / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971.

327. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловье^|
др. М., 1971.

328. Психология детей с нарушениями и отклонениями рЯ
вития/сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. СПб., 2001

329. Психология одаренности детей и подростков / Под рВ
Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996.

330. Психолого-медико-пёдагогическая консультация / ГН
ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2001.

331. Психотерапия в дефектологии. Книга для учителей. Щ
1992.

332. Развитие личности в условиях психической деприш
ции/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

333. Развитие логического мышления и особенности усвв
ния основ наук слабослышащими школьниками / Пи
ред. И. М. Гилевич. М., 1986.

334. Развитие мышления у детей с нарушениями слуха / Пв
ред. Т. В. Розановой. М., 1983.

335. Развитие способностей у глухих детей в процессе o6f
чения / Под ред. Т. В. Розановой. М., 1991.

336. Раменская О. П. Психологическое изучение личноИ
дошкольника с церебральным параличом. М., 1980.1

337. Ранний детский аутизм / Под ред. Т. А. Власовой и щ
М., 1981.

338. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1998.

339. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СГИ
1996.

340. Реан А. А. Социальное сиротство в современной Pfl
сии. М., 2002.

341. Реннер К. Основы реабилитации. М., 1980.

342. Речитская Е. Г. Готовность слабослышащих детей
школьного возраста к обучению в школе. М., 2000.


343. Речитская Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого во
ображения младших школьников в условиях нормаль
ного и нарушенного слуха. М., 1999.

344. Речитская Е. Г. Формирование учебной деятельност]
глухих школьников младших классов. Л., 1990.

345. Роговин М. С. Научные критерии психической патоло
гии. Ярославль, 1981.

346. Рождественская М. В. Клиническое исследование уча
щихся вспомогательной школы. Киев, 1979.

347. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих де
тей. М., 1978.

348. Романов А. А. Направленная игротерапия нарушени
поведения и эмоциональных расстройств у детей. М
2000.

349- Романова Р. С, Потемкина О. Ф, Психологическая ди агностика развития школьников в норме и патологи! М., 1989.

350. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенност
индивидуального развития личности ребенка. М.: Ut
дагогика, 1988.

351. Рубинштейн С. Л. Несколько замечаний к психологи
слепоглухонемых // Проблемы общей психологии. М
1976.

352. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отстала
школьника. М., 1986.

353. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики пат(
психологии. СПб., 1998.

354. Руденский Е. В. Психология ненормативного развита
личности. Новосибирск, 2000.

355. Руденский Е. В. Психология отклоняющегося развита
личности. Новосибирск, 1998.

356. Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: НИ
Психоневрологии им. В. М. Бехтерева, 1991.

357. Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии. М., 198

358. Свиридюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к шк
ле. Киев, 1994.

359. Свиридюк Т. С. Формирование интереса к учению
слабовидящих школьников. Киев, 1985.



ПРАКТИКУМ ПО С ПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение




360. Селецкий А. И. Психология и психопатология слабф
умия. Киев, 1981.

361. Селецкий А. И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетний
отклоняющимся поведением. Киев, 1981.

362. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000

363. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологе
ческой диагностике. М., 2000.

364. Семенов Л. А,, Солнцева Л. И. Психолого-педагогиЛ
ские основы ориентировки в пространстве и мобил|г
ности. М., 1989.

365. Семенович А. В. Межполушарная организация пси»
ческих процессов у левшей. М., 1991.

366. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностикаИ
коррекция в детском возрасте. М., 2002.

367. Семенович А, В., Умрихин С. О. Пространственные прв
ставления при отклонениях в развитии. М., 1998.

368. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессЛ
ного поведения, условия его коррекции. М., 1996. L

369. Силкин Л. Н. Психологическая диагностика личносИ
и психотерапия инвалидов по зрению. М., 1984.

370. СилкинЛ. Н. Психологическое обеспечение элиментар
ной реабилитации слепых. М., 1983.

371. Синев В. Н., Коберник Г. Н. Введение в специально^И
дефектология. Киев, 1984.

372. Синяк В. А., Нуделъман М. М. Особенности психичв
кого развития глухого ребенка. М., 1975.

373. Сирота Н. А. и др. Профилактика наркомании у по»
ростков. М. 2001.

374. Сироткин С. А., Шакенова Э. К. Как общаться со сщ
поглухими. М., 1986.

задержкой психического развития. М., 1990.

375. Сироткин С. А., Шакенова Э. К. Слепоглухие (социальнф
психологическая характеристика контингента). М., 1987

376. Сироткин С. А., Шакенова Э. К. Слепоглухота (классе
фикация и проблемы). М., 1989.

377. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю >
понимаю окружающий мир. М., 1990.

378. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников


379. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников
ЗПР. Минск, 1989.

380. Слепоглухонемота: исторические и методологичесю
аспекты. Мифы и реальность / Под ред. А. В. Сувор<
ва. М., 1989.

381. Слепой ребенок в семье / Под ред. Л. И. Солнцево
М., 1989.

382. Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка. Социокул:
турные аспекты. Саратов, 1996.

383. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аном;
лиях личности. М., 1989.

384. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личное!
при пограничных расстройствах и соматических заб(
леваниях. М., 1995.

385. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию дошкол
ного возраста. М., 1998.

386. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов
слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

387. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

388. Солнцева Л. И., Хораш С. М. Советы родителям по во
питанию слепых детей раннего возраста. М., 1988.

389. Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельност
М., 1980.

390. Спиваковская А. С. Профилактика неврозов у детей. IV
1985.

391. Спирова Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями реч
М., 1976.

392. Стаденко Н. М. Особенности мышления учащих>
вспомогательной школы. Киев, 1986.

393. Стацевич Е. Е. Советы психолога детям с детскими ц
ребральными параличами. М., 1993.

394. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей
отклонениями в развитии. М., 2001.

395. Тео Питере. Аутизм. СПб., 1999.

396. Тигранова Л. И. Развитие логического мышления дет*
с недостатками слуха. М., 1991.

397. Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащ
детей. М., 1982.


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



398. Тингий-Михаэлис К, Дети с недостатками развит»
М., 1988.

399. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями,
воспитывающими детей с отклонениями в развитии
Практикум по формированию адекватных отношений
М., 2000.

400. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском во>
расте. М., 1986.

401. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержа*
ние психологической помощи детям с проблемам»
развитии. М., 2002.

402. Ульенкова У. В. Дети с ЗПР. Нижний Новгород, 1994Я

403. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психи»
ческого развития. М., 1990.

404. Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развЯ
тия. М., 1995.

405. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

406. Учащиеся вспомогательной школы (Клинико-психолв
гическое изучение) / Под ред. М. С. Певзнер. М., 197}

407. Учителю о одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедев*
и др. М., 1997.

408. Фишман М. Н. Нейрофизиологические механизмы or
клонений в умственном развитии у детей. М., 2000.1

409. Формирование социально-адаптивного поведения!
учащихся с нарушением зрения в начальных классам
Под ред. Л. И. Плаксиной. Калуга, 1998.

410. Франкл В. Человек в поиске смысла. М., 1990.

411. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы глВ
хого школьника. М., 1961.

412. Хильда де Клерк. Мама — это человек или животное (of
аутизме). СПб., 2001.

413. Худик В. А. Аномальное развитие личности в детском!
подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993.

414. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев, 1997.

415. Хухлаева О. В. и др. Счастливый подросток. Программ
профилактики нарушений психологического здоровь!
М., 2000.


416. Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с наруше
ниями. СПб., 1996.

417. Цвешкова Л. С. и др. Социально-психологический ас
пект реабилитации больных с афазией. М., 1979.

418. Цвепгкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитацш
М., 1987.

419. Цукерман Н. В. Глухие и проблема общения. Л., 1980.

420. Черняева Т. И. Аутизм — особенности социального кон
струирования и пути социальной поддержки аутичны
детей и их семей. Саратов, 1999.

421. Чудновский В. С. Самосознание подростков с гармония
ным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 199!

422. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. М
2001.

423. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развита
детей. Прага, 1978.

424. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гипера*
тивностью и психопатоподобным синдромом. М., 199

425. Шереги Ф. Э. и др. Девиация подростков и молодеж)
алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 200:

426. Шипицына Л. М. и др. Азбука общения. СПб., 1998.

427. Шипицына Л. М. и др. Комплексное сопровождение Д(
тей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2003.

428. Шипицына Л. М. и др. Развитие личности ребенка в yi
ловиях материнской депривации. СПб., 1997.

429. Шипицына Л. М. и др. Реабилитация детей с проблема!^
в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 199

430. Шипицына Л. М. Навыки общения. СПб., 2001.

431. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и общ
стве. СПб., 2002.

432. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения лиц с н
рушением интеллекта. СПб., 2000.

433. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведен]
учеников вспомогательных школ. Колег Элидир, Вел
кобритания, 1992.

434. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебрал
ный паралич. СПб., 2001.

435. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипицынс
СПб., 1999.





ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

436. Штерн В. Умственная одаренность. СПб., 1997.

437. Шульга Т. И. и др. Методика работы с детьми групш
риска. М., 2001.

438. Шульга Т. И. и др. Психологические основы работы!
детьми группы риска. М., 1997.

439. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотВ
рапия семьи. СПб., 1999.

440. Экман П. Почему дети лгут. М., 1993.

441. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и и»
коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. М., 1990. 1

442. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении
психозов, эпилепсии. М., 1978.

443. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реалЯ
ность. М.: Просвещение, 1996.

444. Ягодинская В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкв
голя. М.: Просвещение, 1986.

445. Ярмаченко Н. Д. Компенсация глухоты. Киев, 1973.Я

446. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемьи
Л., 1961.

447. Ястребова А. В. и др. Учителю о детях с недостаткам
речи. М., 1996.

448. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблв
в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2002.

449. Яшкова Н. В. Наглядное мышление глухих детей. М„
1988.


Приложение 3 КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ

Абилитация — система мероприятий, направленных на фо мирование эффективных способов социальной адаптащ в возможных для данного индивида пределах.

Адаптация — приспособительные акты индивида, напра ленные на восстановление нарушенного равновесия со ср дой обитания, вследствие возникших изменений в после ней.

Асинхрония развития — сочетание неравномерности в ра витии с несвоевременностью сроков формирования тех и, иных сторон психики.

Высшие психические функции (ВПФ) — одно из централ ных понятий в теории культурно-исторического форм рования психики Л. С. Выготского. Основными отлич тельными свойствами ВПФ являются: прижизненное формирования по генезу, произвольность и осознанное по способу существования и опосредованность по строени

Гетерохронность — неравномерность процесса развития.

Гиперкомпенсация — восстановительные эффекты сверхно мативной результативности. В иной трактовке под гипе компенсацией понимается использование неадекватш защитных механизмов.

Депривация — многообразные нарушения в формирован] и функционировании психики, возникающие вследств относительно длительного блокирования значимых потре ностей человека.


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Дизонтогенез, дизонтогении — общее название различны» вариантов нарушений в психическом развитии. Синонима ми могут считаться такие понятия, как отклоняющееся раз витие, нестандартное развитие, устаревшее аномальное paj витие и пр.

Защитные механизмы (психологическая защита) — специаль ная регуляторная система стабилизации личности, огражда ющая сферу сознания от неприятных, травмирующи» переживаний, сопряженных с внутренними и внешними кон фликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Ни Кольская и Р. М. Грановская)

Компенсация — восстановление утраченной или глубок* нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсис темных перестроек.

Копинг — поведение (стратегия) — сознательные усилия лич ности, направленные на поддержание позитивной само оценки в угрожающих для нее ситуациях.

Коррекция — мероприятия, направленные на исправлена нарушений различных сторон психического функциониро вания.

Микрогенез (актуалгенез) — изменения, происходящие > процессе непосредственного функционирования в настоящий момент времени.

Модально-неспецифические закономерности развитияосо

бенности психического развития, в той или иной степей характерные для разных форм дизонтогенеза, и отлича^ щиеся от их нормального развития.

Модально-специфические закономерности развитияос

бенности психического развития, характерные для опред ленного вида дизонтогенеза.

Направленное развитие — развитие под влиянием организ ванных внешних воздействий. Синонимом направление развития может выступать понятие «функциональный нез».


__________________ Приложение___________________

Нарушенное развитие — обычное развитие, протекающее б необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный харак­тер которых превышает компенсаторные возможности ин­дивида, в силу чего последний нуждается в медико-соци­альной и психолого-педагогической помощи. Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психи­ки, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется.

Обратное развитие — не соответствующее действительнос­ти представление, согласно которому процесс развития спо­собен протекать в обратном направлении, возвращаться к уже пройденным этапам. Это положение грубо противоре­чит философским представлениям, согласно которым лю­бой процесс развития всегда разворачивается в масштабах реального времени, необратимость которого делает невоз­можным и обратное развитие.

Общие закономерности развития — наиболее существенные характеристики процесса психического развития, в равной степени присущие как для нормального, так и для отклоня­ющегося развития.

Онтогенез — прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти.

Остановка в развитии — не соответствующее реальности представление о том, что процесс развития может иметь моменты перерыва, т. е. остановок. Данному пониманию противостоит идея недезъюнктивности процесса развития.

Псевдокомпенсация — неадекватные условиям существова­ния индивида защитные механизмы, сужающие адаптаци­онные возможности последнего.

Развитие психическое — поступательные, позитивные и нео­братимые изменения в виде качественных новообразо^-в структуре психики.

Распад — дезинтеграция отдельных фуь к утрате психикой своей целостности.



ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Реабилитация — система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. м* роприятий, направленных на восстановление полноценной личностного существования инвалида в обществе.

Ретардация — порциальное или тотальное отставание в тем* пах развития.

Социализация — исторически сложившийся способ усв<^В ния индивидом культурно-исторического опыта, в резулв тате чего формируются человеческие способы поведения» сознание в целом.

Специальная психология — отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением фе> номенологии и закономернбстей нарушений в процесс* психического развития и разработкой методов коррекцисИ ной помощи лицам с подобными нарушениями.

Спонтанное развитие — изменения, возникающие в процеф се развития в результате самонаучения под влиянием под» ражания.

Структура нарушенного развития — одна из топографичеф ких характеристик дизонтогенеза, предполагающая выде­ление двух групп нарушенных функций. Первая связана! нарушениями, вызванными непосредственным воздейств» ем патогенного фактора. Вторая группа — нарушения те» или иных сторон психики, возникновение которых обусло*» лено непосредственными или опосредованными связями! первично поврежденной функцией.

Функциональный генез — позитивные изменения в структ^ ре сознания под влиянием целенаправленных воздев ствий — обучения, воспитания, коррекции.

Хроногенность — принцип, согласно которому, чем раньшг в возрастном отношении возникает патогенное воздействие тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесф психического развития.


Приложение 4

[ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: