Штература

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личн
сти детей с задержкой психического развития. М., 199

2. Братусъ Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

3. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие ли
ности. В сб.: Психологические особенности слепых и ел
бовидящих школьников. Л., 1981.

4. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатол
гия одиночества. М., 1972.

5. Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая деприващ
в детском возрасте. Прага, 1984.



ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИ ХОЛОГИИ


6. Лебединский В. В. Нарушения психического развит
детей. М., 1985.

7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. С
1999.

8. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зр|
ния и слуха. М., 1985.

9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков!
патопсихология. М., 1996.

10. Психическое развитие воспитанников детского дом
Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Русской. М., 1990.

11. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

12. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральн
паралич. СПб., 2001.

13. Шипицына Л. М. и др. Развитие личности ребенка в уел)
вия материнской депривации. СПб., 1997.


Приложение 1

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ, КОНТРОЛЬНЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Изучение курса специальной психологии в соответствии учебным планом предполагает написание курсовой и дои ломной работ по данной дисциплине, а также подготов) докладов для семинарских занятий и выполнение рефер тов. Выбор темы работы осуществляется студентом самост ятельно в соответствии с собственными научными интер сами и склонностями при консультативной помои преподавателя, выступающего в роли руководителя выпо. няемой студентом курсовой работы. Последняя предста ляет собой небольшое самостоятельное научное исследов ние и может стать одним из важных этапов в процеа подготовки к написанию выпускной дипломной работы.

По своему жанру курсовая работа может быть как теорет) ческой, так и экспериментальной. В первом случае она стр< ится на анализе литературных источников, подобранных соответствии с выбранной темой работы. Основная зада' в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно пре; ставить анализ той или иной проблемы, продемонстрир< вав знания истории данного вопроса, основные ключевь исследования в данной области, направления и подходы решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дал) нейших исследований. В освящении этих вопросов студе! должен опираться на конкретные научные публикации, w пользуя отдельные положения из них в качестве аргуме!


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



тов. Проводя анализ тех или иных научных исследований автор курсовой работы не должен лишать себя возможной ти высказывать собственное мнение по поводу обсуждав мых проблем.

В содержании курсовой работы должна быть отражена аш туальность выбранной темы, под которой понимается ■ современность в теоретическом и практическом планах. I

Курсовая работа экспериментального характера предполЯ гает проведение небольшого собственного эмпирической исследования, что, безусловно, не освобождает от предвД рительного анализа состояния выбранной научной проблЯ мы по имеющимся публикациям.

Выполнение экспериментальной работы требует уменм пользования конкретными диагностическими техниками способами обработки полученных данных, а главное — коя ректной интерпретацией последних. Кроме того, экспери ментальная работа предполагает грамотную постанови научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, И гипотезы, представленной в форме предполагаемого отвея или ответов. Проводимый эксперимент приобретает кони ретный смысл лишь тогда, когда его результаты направлй ны на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того, экспЯ риментальные работы нуждаются в четком определен» объекта и предмета предполагаемого исследования.

Ниже приводится примерный перечень тем курсовых pal бот по специальной психологии. В данном случае слое «примерный» является ключевым, ибо составление полной списка тем курсовых работ — задача даже теоретичесЛ представляется невыполнимой, т. к. человеческое сознани неисчерпаемо в своем содержании, состояниях, свойствД и сторонах. Именно поэтому приводимые в списке темЯ следует рассматривать как более или менее обобщеннЛ смысловые блоки, нуждающиеся в дальнейшей конкрети зации. Например, тема под № 80 «Формирование восприя тия у детей с отклонениями в развитии», выбранная в качЯ стве основного содержания курсовой, нуждается в


конкретном указании, о какой группе детей пойдет речь Кроме того, само восприятие как психический процесс име ет много форм, видов и свойств, каждая из которых може] стать предметом отдельного исследования.

К темам курсовых работ прилагается список наиболее зна­чимых публикаций по различным разделам специальной психологии. Данная библиография включает в себя в основ­ном научные монографии, учебники и учебные пособия, а также сборники статей. Приведенные публикации снабже­ны, в свою очередь, собственными списками литературы, что позволит существенно расширить библиографический поиск в процессе написания курсовой работы.

■емы курсовых работ

|о специальной психологии

1. Проблема депривации в специальной психологии.

2. Эволюция взглядов Л. С. Выготского на отклоняюще­
еся развитие ребенка.

3. Общие и специфические закономерности развития про­
блемных детей.

4. Дети группы риска.

5. Психология семейного воспитания детей с проблемами
в развитии.

6. Причины отклонений в развитии и факторы, их опос­
редующие.

7. Соотношение биологического и социального в дизон-
тогенезе.

8. Проблема нормы и патологии в специальной психо­
логии.

9. Психомоторное развитие детей в условиях дизонто-
генеза.

10. Речевое развитие слабослышащих детей.

11. Речь и ее развитие у глухих детей.

12. Особенности формирования коммуникативной деятель-

ности детей с отклонениями в развитии.





ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Приложение



           
 
 
   
   
 

 

13. Психология делинквентного поведения.

14. Проблемы социализации детей с нарушениями в р;
витии.

15. Проблема реабилитации в специальной психологии

16. Нарушения в психическом развитии и компенсаторн
механизмы.

17. Положение инвалида в современном обществе.

18. Творческие возможности лиц с проблемами в психич
ком развитии.

19. Эмоциональное развитие детей с ограниченными
можностями.

20. Проблема самосознания в специальной психологии.1

21. Формирование личности в условиях нарушенного
вития.

22. Предметное содержание современной специальной пс
хологии.

23. Специальная психология в структуре современного
ловекознания.

24. История становления специальной психологии в Ро
сии и за рубежом.

25. Формирование деятельности у детей с проблемами в рг
витии.

26. Проблема социальной перцепции в специальной пс
хологии.

27. Причины и формы школьной неуспеваемости.

28. Особенности формирования учебной деятельности \
тей с нарушениями в развитии.

29. Психологическая характеристика детей с синдром(
раннего детского аутизма.

30. Дети и подростки с нарушениями в формировании
ционально-волевой сферы.

31. Психологические проблемы подросткового алкогол
ма и наркомании.

32. Психологическая характеристика развития детей в
ловиях детского дома.

33. Кризисные переживания детей и подростков.

34. Особенности формирования защитных механизм!
детей с отклонениями в развитии.


35. Характеристика психического развития детей с наруше­
ниями опорно-двигательного аппарата.

36. Психическое развитие слепоглухих детей.

37. Патология речи и психическое развитие ребенка.

38. Особенности формирования нравственного сознания \
детей с нарушениями в психическом развитии.

39. Общая характеристика психического развития детей с
нарушениями зрения.

40. Общая характеристика психического развития детей с
нарушениями слуха.

41. Проблема умственной отсталости в психологии, педа­
гогике и медицине.

42. Психологические проблемы диагностики нарушенногс
развития.

43. Дети с задержкой психического развития.

44. Поврежденное психическое развитие у детей.

45. Проблема соотношения развития и распада психики i
специальной психологии.

46. Психология деятельности коррекционного педагога.

47. Психосексуальное развитие детей и подростков с откло­
нениями в развитии.

48. Межполушарная ассиметрия в условиях дизонтогенеза

49. Высшие психические функции и особенности их фор­
мирования в условиях дизонтогенеза.

50. Структура нарушенного развития и ее свойства.

51. Психологические проблемы отбора детей в коррекци-
онные учреждения.

52. Этические проблемы деятельности специального пси­
холога.

53. Внимание и особенности его формирования у детей с
нарушениями в развитии.

54. Формирование интересов у детей с наруЩениями в раз­
витии.

55. Психологические проблемы профессионального само­
определения лиц с отклонениями в развитии.

56. Проблема терминологии современной специальной
психологии.

57. Формирование предметных представлений у детей с
нарушениями в развитии.





 
 

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

58. Принципы и виды классификаций нарушений в пс,
хическом развитии.

59. Проблема памяти в специальной психологии.

60. Соотношение диагностики и коррекции в работе cri
циального психолога.

61. Основные проблемы сопровождения детей с нарушен;
ями в развитии.

62. Психологические проблемы интегрированного обуч
ния детей с проблемами в развитии.

63. Психологическое развитие одаренных детей.

64. Проблема соотношения обучения и нарушенного рй
вития.

65. Проблема использования тестов в практике специал
ной психологии.

66. Особенности формирования воображения у детей с пр
блемами в развитии.

67. Психологическая готовность к школьному обучению д
тей с проблемами в развитии.

68. Особенности психического развития детей, страдаюии
хроническими соматическими заболеваниями.

69. Мышление и особенности его формирования у детей
проблемами в развитии.

70. Мышление умственно отсталых детей.

71. Пространственные представления и ориентация в пр
странстве лиц с патологией зрения.

72. Психологические проблемы консультирования родит
лей, воспитывающих детей-инвалидов.

73. Проблема профилактики нарушений в развитии у дете

74. Образ инвалида в литературе и искусстве.

75. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в q|
циальной психологии.

76. Пути и формы интеграции инвалида в современном с
ществе.

77. Особенности использования методов и методик в сг
циальной психологии.

78. Материнская депривация, ее механизмы и формы.

79. Формирование восприятия у детей с отклонениям
развитии.


Приложение

80. Психологические проблемы сенсорного воспитания де
тей с отклонениями в развитии.

81. Сравнительная характеристика умственной отстал ост
и ЗПР.

82. Особенности речевого развития умственно отсталых де
тей.

83. Причины и формы детской и подростковой агрессиБ
ности.

84. Причины и формы детских страхов.

8 5. Психологические проблемы использования компьютер ных технологий в обучении детей с проблемами в раз витии.

86. Специальная психология и практика обучения детей
проблемами в развитии.

87. Вклад людей с ограниченными возможностями в раз
витие культуры.

88. Социально-психологические факторы процесса истори
ческих изменений отношения общества к инвалидам.

89. Содержание и методы психолого-педагогического ее
провождения в условиях специального образования.

90. Влияние употребления наркотиков на психическое ра:
витие детей и подростков.

91. Сущность и формы психологической дезадаптации че
ловека.

92. Особенности формирования отношения и осознани
собственных нарушений детьми и подростками с откле
нениями в развитии.

93. Эмоциональное развитие детей с ограниченными во;
можностями.

94. Личностные особенности подростков группы риска.

95. Роль и место психолога в процессе отбора детей в ког.
рекционные учреждения.

96. Роль семейного воспитания в психическом развитии р(
бенка.

97. Психологическая характеристика процесса социализм
ции детей с отклонениями в развитии.

98. Особенности мотивационной сферы детей и подроа
ков с отклонениями в развитии.




i


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

99. Содержание и направления психологической помо

 

родителям, воспитывающим детей-инвалидов. 100. Роль и место психолога в процессе профессиональн|

адаптации подростков с отклонениями в развитии.

101. 102. 103. 104. 105.

Психологические проблемы неполной семьи.

Родительские конфликты и кризисные переживанй

детей.

Психологические характеристики саморазрушающер

поведения.

Социальное сиротство как психологический феноме*

Раннее материнство как социально-психологическ*

проблема. 106. Своеобразие родительских экспектаций в семьях,

питывающих детей-инвалидов.

107.

Проблема сущностного определения феномена нару

шенного развития.

108.

Механизмы формирования системных отклонений i

психическом развитии.


Приложение 2 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: