Познавательные процессы незрячих и слабовидящих

Взаимосвязь внимания с характером активности и деятельности человека. Связь внимания со зрительной стимуляцией. Ориентировочная деятельность при нарушениях зрения. Направленность внимания. Характеристика свойств внимания. Роль внимания в компенсации и коррекции зрительных дефектов. Особенности слухового внимания. «Вокальная мимика».

Значение зрительной депривации в младенчестве и раннем детстве. Зрительные ощущения. Статические и кинестетические ощущения. Кожные ощущения. Осязание слепых и слабовидящих. Активное и пассивное осязание. Связь осязания и остаточного зрения, роль осязания в компенсации слепоты и слабовидения. Слуховые ощущения. Вкусовые и обонятельные ощущения. Взаимодействие ощущений.

Процесс формирования зрительного образа и особенности зрительного образа при слабовидении. Методики развития зрительного восприятия слабовидящих. Особенности восприятия пространства: перспективы и глубины. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения. Осязательное восприятие. Формирование образов брайлевского шрифта. Проприоцептивная чувствительность в формировании пространственных образов. Общепсихологические закономерности формирования представлений. Фазы формирования представлений. Виды представлений. Замедленность формирования представлений у слепых. Качественные отличия зрительных представлений слабовидящих (фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности, вербализм). Сохранность представлений. Зависимость сохранности представлений от возраста потери зрения. Пространственная ориентировка слепых детей раннего и дошкольного возраста (Л.И.Солнцева). Уровни ориентировки в пространстве у слепых школьников (В.А.Кручинин). Ориентировка и локомоторные действия слепых. Пространственные представления слепых и слабовидящих. Схема тела. Словарь пространственных признаков.

Компенсаторные свойства памяти слепых. Особенности слуховой, зрительной, осязательной и двигательной памяти. Особенности соотношения кратковременной и долговременной памяти. Индивидуальные различия памяти детей с нарушениями зрения. Роль структуры материала, условий его восприятия для запоминания детьми с нарушениями зрения.

Процесс формирования мыслительных операций у слепых и слабовидящих детей. Недоразвитие мышления слабовидящих в период раннего и дошкольного детства. Формализм мышления. Уровни сформированности мыслительных действий у слабовидящих школьников (Т.П.Назарова). Роль мышления в компенсации слепоты. Взаимоотношения сенсорных, моторных и мыслительных структур в процессе компенсации.

Пассивное и активное воображение. Творческое и воссоздающее воображение. Развитие воображения и внутреннего плана действий в конструктивной деятельности, учебной деятельности. Роль воображения в пространственной ориентировке.

Роль воображения в развитии личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: