1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Этапы подготовки юных спортсменов ориентировщиков.
4.Учебно-тренировочные группы 1-2 годов обучения.
5. Учебная программа для групп начальной подготовки.
6. Тематический учебный план для 2 года обучения.
7. Учебная программа по спортивному ориентированию 2-год обучения.
8. Организация учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию.
9. Педагогический и медико-биологический контроль.
10. Инструкторская и судейская практика.
11. Приемы и методы повышения умственной работоспособности.
12. Календарный учебный план 2-год обучения.
13. Рекомендуемая литература.
Введение.
Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности.
Ориентирование – вид спорта, собирающий на свои старты до 30 000 участников (Швеция). Ориентирование – это самый здоровый вид спорта (исследования шведских физиологов). Ориентирование – это единение с природой, позволяющее выходить на старт и в 80 лет. Ориентирование – это здоровый образ жизни и здоровые эмоции, постоянная новизна впечатлений, а также исключительно гармоничное сочетание физических и умственных возможностей человека. Наряду с вышеперечисленными достоинствами спортивное ориентирование имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок. Ориентирование – это захватывающая игра с интригующим началом и непредсказуемым итогом.
Занятия ориентированием вырабатывают самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, умение владеть собой, быструю реакцию.
Необходимость разработки данной программы обусловлена острым недостатком квалифицированных специалистов по ориентированию и недостаточной проработкой последовательности изучаемого материала в типовых программах.
Основные направления и содержание деятельности.
Программа направлена на решение следующих образовательно-воспитательных задач:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- утверждение здорового образа жизни;
- формирование бережного отношения к природе;
- воспитание высоких волевых и морально-этических качеств;
- подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации;
- подготовка судей по спортивному ориентированию.
Первый год обучения предполагает преподавание основ спортивного ориентирования. Учащиеся знакомятся с картой, компасом, получают простейшие навыки работы с картой и компасом на местности. В физической подготовке основной упор делается на общефизическую подготовку. На втором и третьем году обучения происходит углубленное изучение приемов и способов ориентирования, приобретается соревновательный опыт. В физической подготовке происходит сдвиг к специальной подготовке.
Условия реализации программы.
Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки и учета индивидуальных особенностей занимающихся.
Техника и тактика спортивного ориентирования тесно связана с топографией, памятью, вниманием и мышлением спортсмена. Для проведения таких занятий необходим специально оборудованный класс.
На начальных этапах тренировки следует планировать только подготовительные и контрольные соревнования, основными целями которых являются приобретение соревновательного опыта и повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.
В силу специфики спортивного ориентирования организация оздоровительно-спортивных лагерей и учебно-тренировочных сборов играет большую роль в подготовке ориентировщиков.
Методика оценки получаемых результатов.
Минимум знаний, умений и навыков для воспитанников приведен в данной программе для каждого года обучения.
В конце каждого года обучения воспитанники должны выполнять требования контрольных нормативов, а также показывать соответствующие году обучения результаты в соревнованиях. Оценка получаемых результатов проверяется и тестированием.