Реорганизация. Слияние и поглощение.
О сновная цель финансового менеджмента — это максимизация благосостояния ее собственников. В рамках выполнения этой задачи важное место отводится росту компании. Чаще всего он происходит за счет внутренней ее экспансии (расширения), связанной с планируемыми капитальными вложениями в соответствии с принятой стратегией развития. Однако начиная с 1960-х гг. и особенно в последние 20 лет инвестиционные решения, связанные с приобретениями других компаний для целей роста, часто выдвигаются на первый план. По российскому законодательству реорганизация юридического лица происходит в формах:
- слияния;
- присоединения (поглощения);
- разделения;
- преобразования;
- выделения.
В отношении последних трех форм мы ограничимся описанием самой идеи, а первые две формы как наиболее часто встречающиеся в теории и практике будут раскрыты более полно;
Разделение, как правило, применяется для многопрофильных компаний, где эффект достигается за счет сокращения постоянных издержек на административно-управленческие расходы, в связи с чем за счет эффекта операционного левериджа каждое новое выделенное подразделение быстрее может достичь точки безубыточности.
Преобразование (например в ОАО) позволяет собственникам расширить горизонты и глубину поля финансовых источников и преодолеть кризисные явления. Однако с целью недопущения потери контроля за компанией собственникам необходимо оплачивать часть эмиссии из своих ресурсов.
Выделение, как правило, применяется в целях юридического обособления наиболее рентабельной части компании и последующего развития новой компании в условиях функционирования старой компании.
Общим критерием для реорганизации во всех ее формах является замена или появление нового юридического лица.
Процессы, связанные с приобретением других компаний, за рубежом получили известность как процессы слияния и поглощения. Сам термин был взят из английского языка и является переводом известного словосочетания «mergers and acquisitions (М&А). Поглощение — это приобретение одной компанией акционерного капитала другой в обмен на денежные средства, обыкновенные акции или облигации. Слияние же, как правило, это объединение интересов двух компаний в соответствии с решением акционеров этих компаний. Результатом слияния может быть создание новой компании.
Обычно принято компанию, которая хочет приобрести другую и анализирует весь процесс приобретения, называют приобретающей компанией, а компанию, являющуюся целью приобретения, выбранную потенциальным покупателем в качестве привлекательного объекта для слияния, поглощения или выкупа контрольного пакета акций (take over), — целевой (target company). Иногда компанию, являющуюся особо привлекательной для поглощения, но против которой еще не предпринято каких-либо действий, называют «спящей красавицей» (sleeping beauty). Чаще всего в практике сделку, особенно при слиянии, инициирует приобретающая компания (обычно более крупная). При попытке выкупа контрольного пакета акций, например, по американским законам покупатель может приобрести до 5% акций другой компании, являющейся целью приобретения, не сообщая об этой операции, но после приобретения 5% он должен сообщить о цели своих действий в комиссию по ценным бумагам.
Несмотря на широко распространенную практику приобретений или поглощений, следует отметить, что эти процессы чаще всего проходят в условиях неопределенности результатов1. Во-первых, поглощения почти всегда сопровождаются минимумом информации из-за противодействия топ-менеджеров поглощаемой компании. Во-вторых, компания-приобретатель, поглощая другую компанию, как правило, имеет долгосрочные (стратегические) цели. В этом случае (долгосрочном) результаты довольно сложно определить. И наконец, в случае с крупными поглощаемыми компаниями менеджменту компании-приобретателя подчас не хватает опыта в процессе интегрирования новой компании в уже имеющиеся структуры. Кроме того, возникают проблемы с возвратом крупных заимствований.
Одной из основополагающих причин слияний и поглощений является возможность быстрого увеличения стоимости компании. Это происходит в основном в следующих случаях:
возможность приобретения целевой компании дешевле реальной ее стоимости. Чаще всего такие активы приобретаются для последующей распродажи по частям. При этом сумма выручки от реализации актива может значительно превышать стоимость исходной покупки;
когда менеджмент компании-приобретателя или сливающихся компаний уверен в том, что совместная деятельность двух или более объектов может создать эффект (результат), больший, чем они создавали в отдельности. Считается, что в этом случае объединение двух или нескольких компаний, происшедшее в результате слияния или поглощения, обеспечивает возникновение синергетического эффекта (synergy effect). В результате стоимость интегрированного участника будет выглядеть как VА+VВ>VА+В или, в другой интерпретации, как 1 + 1=3. Это происходит за счет использования интегрированным участником широкого спектра преимуществ, возникающих в результате интеграции. К таким преимуществам относят использование более современных технологий, имеющихся у приобретаемой компании, ее широкой сети реализации готового продукта[1], более высокий уровень подготовки технических и управленческих кадров и т.д.
Одновременно с синергетическим эффектом существует эффект обратного синергизма, который появляется при процессах разделения и выделения. Эффект обратного синергизма наступает у исходной структуры после дезинтеграции и связан с возможным повышением эффективности ее производственно-хозяйственной деятельности и как следствие — повышением ее стоимости. Стоимость дезинтегрированной компании в этом случае будет выглядеть как VА+В > VА, или 2-1 = 2.
Приобретения могут осуществляться следующим образом.
1. Горизонтальная интеграция (horizontal merger) — когда одна компания объединяется с другой (целевой) компанией, действующей в той же отрасли, производящей сходный продукт и имеющей похожий производственный цикл.
2. Вертикальная интеграция (vertical merger) — это приобретение целевой компании, находящейся в рамках одной отрасли, но действующей на другом этапе производственного цикла. Например, приобретающая компания —нефтеперерабатывающая — выбирает в качестве целевой нефтедобывающую компанию (обратная интеграция) или сеть бензозаправок (опережающая интеграция). Как видно из этого примера, тип вертикальной интеграции зависит от приближения или к источникам сырья (обратная), или к конечному потребителю (опережающая).
3. Конгломератная интеграция (conglomerate merger) — когда целевая компания занимается деятельностью, никак не связанной с основной деятельностью покупателя (например, нефтяная и газовая компания). В основе такой интеграции лежит в основном цель инвестировать свободные денежные средства в привлекательную отрасль.
4. Родовая интеграция (congeneric merger) — это процесс, который затрагивает родственных или связанных участников, находящихся в отношениях потребитель — поставщик (например, приобретение автомобильным заводом компании по производству автомобильных покрышек).
Теория мотивации интеграционных процессов рынка (слияний и поглощений) основывается на так называемой обобщенной синергетической теории процессов интеграции. В практике эта теория заключается в простом желании участников слияния или компании-приобретателя оказать положительное воздействие на рост стоимости компании и как следствие — благосостояния ее акционеров. В рамках обобщенной синергетической теории процессов интеграции можно выделить четыре группы мотивов слияния и поглощения — операционные, финансовые, инвестиционные и стратегические (рис. 10.5.1).
Операционное слияние (operating merger) в основном связано с текущей, операционной деятельностью (производство и реализация). Производственные мощности двух или более компаний сливаются с целью получения синергетического эффекта. Синергетический эффект будет наблюдаться за счет:
1) достижения эффекта увеличения масштаба деятельности. Участники процесса слияния имеют ряд схожих функциональных управленческих подразделений (бухгалтерия, финансовый департамент, рекламные и маркетинговые подразделения, исследовательские центры, сбытовая сеть и т.д.). Поэтому дублирование можно исключить и тем самым значительно снизить затраты;
2) экономии за счет направления интеграции. Такой эффект наблюдается чаще всего при горизонтальной и вертикальной интеграции. Например, при горизонтальной интеграции существует реальная возможность исключить дублирующие функции производственных подразделений (заготовительные и инструментальные производства, транспортное подразделение и т.д.). Вертикальная интеграция обеспечивает повышение эффективности общего технологического процесса, снижение трансакционных издержек[2] (transaction costs);
3) наращивания доли на рынке (выход на новые рынки). Слияние или поглощение может стать сравнительно простым и дешевым способом расширения доли в отраслевом объеме продаж на рынке или освоения нового сегмента рынка за счет маркетинговой инфраструктуры или приобретения сбытовой сети одного из участников интеграции. Кроме того, при слиянии или поглощении на тех сегментах, где участники ранее конкурировали, появляется реальная возможность осуществления более эффективной политики цен;
4) комбинирования взаимодополняющих ресурсов (например, полуфабрикатов, комплектующих изделий, эффективных технологий, научно-исследовательских разработок). Наличие у участников интеграции дополняющих и заменяющих (в случае их совершенства) ресурсов позволит также сохранить затраты на производство продукции.
Как, например, слияние или поглощение нефтяной компанией нефтеперерабатывающего завода и сети автозаправок.
Финансовое слияние (financial merger) — это слияние, при котором не ожидается существенной прямой операционной экономии.
Главным мотивом является мобилизация финансовых ресурсов в условиях дефицита их у участников интеграции.
Экономия на налоговых платежах в основном связана с наличием у одного из участников интеграции налоговых льгот и снижением налоговой базы.
Снижение затрат на финансирование связано с появлением возможности уменьшить стоимость привлечения капитала, в частности, за счет займов. Наличие в новой компании дополнительного участника может повысить ее кредитный рейтинг, так как в этом случае займы обеспечиваются еще и активами нового партнера.
Рис.
Рис. 14.5. Мотивы слияний и поглощений
Инвестиционное слияние (investment merger) в основном связано с приобретением активов (имущества, нематериальных активов, прав и инструментов контроля). Компания-приобретатель в этом случае в качестве целей слияния или поглощения ставит возможность получить не только акции (долю собственности) поглощаемой компании, но и имеющиеся у нее права (лицензии) пользователя недр, права корпоративного контроля (в случае интеграции с управляющей компанией).
Иногда слияния или поглощения рассматриваются как чистый инвестиционный проект. Это происходит тогда, когда приобретающая компания может генерировать большие потоки денежных средств, но у нее отсутствуют планы по их реинвестированию. В этом случае приобретающая компания избыток средств может направить для выгодного приобретения.
Кроме того, в процессе инвестиционного слияния у участников может произойти высвобождение дублирующих активов и непрофильного имущества (зданий, сооружений, земли). Кроме выручки, полученной при реализации активов, происходит также экономия по налогу на имущество, землю.
При инвестиционном слиянии возможен также эффекта роста прибыли на одну акцию. Такой эффект часто называют математическим.
Обычно эффект роста прибыли на акцию происходит, когда приобретающая компания приобретает целевую, компанию, имеющую меньшее значение отношения цены к прибыли (Р/Е) и, следовательно, низкий рейтинг на рынке. При определенных условиях приобретение таких компаний вызывает рост прибыли на одну акцию и увеличивает капитализацию новой компании выше суммарной стоимости двух компаний, а, следовательно, и стоимости акций.
Стратегическое слияние (strategic merger) основано на анализе выгод объединения для участников. Стратегическое слияние, или приобретение, строится на том, что компании подходят друг другу и в результате может ожидаться долгосрочное увеличение прибыльности, которое может в этом случае произойти за счет повышения эффективности управления, координации бизнес-процессов, давления на конкурентов и т.д.
В любом случае слияние и поглощение является формой венчурного инвестирования, которое отличается от обычных долгосрочных инвестиций высокой степенью риска и соответственно ожиданием высокой прибыли. Поэтому тщательный и точный анализ выгод интеграции с большей вероятностью может в долгосрочной перспективе обеспечить успех приобретения.
Если приобретающая компания, определив приемлемую цену или «вилку» цен, а также набор условий платежа, получает от управляющей целевой компании сигнал о предварительном согласии с последующей доработкой условий слияния, то такая интеграция будет называться дружественным слиянием (friendly merger, или friendly tender offer).
Однако если менеджеры целевой компании по каким-либо причинам оказывают сопротивление слиянию (низкая предложенная цена, неприемлемые условия платежа, вероятность ротации управленческих кадров), то такое предложение об интеграции будет считаться враждебным, а дальнейшее поглощение целевой компании — враждебным
слиянием (hostile merger).
Одним из наиболее важных этапов слияния и поглощения является анализ экономических выгод и издержек этих процессов. При оценке эффективности слияния или поглощения компаний необходимо учитывать много количественных и качественных факторов.
К количественным факторам относят стоимость целевой компании, объем и структура полученных за ряд лет доходов, прогнозы будущих денежных потоков, вклады каждого юридического лица при слиянии компаний, а также текущие рыночные цены на приобретаемые активы и чистые текущие активы как признак ликвидности.
К качественным факторам (иногда играющим более важное значение, чем количественные) относят научно-исследовательский потенциал целевой компании, квалификацию и опыт управленческого персонала, операционную или исследовательскую область, в которой способности и практические действия целевой компании служат дополнением практическим возможностям приобретающей компании. Одна компания может быть сильной в исследовании, другая в маркетинге, и их слияние может стать наименее дорогим методом добавления необходимой способности. Или компания может быть сильной во всех областях, но иметь неполную загрузку мощностей, еще не освоенных компанией.
Слияние компаний может позволить компании А достигнуть экономии за счет объемов производства, которая до этого была недостижима или достижима только после длительного периода, требующего существенного увеличения объемов сбыта. Или если каждая из двух фирм имеет объем работ, для которого достаточно работы в одну смену, то слияние компаний создало бы возможность работы в две смены с возможной продажей лишних активов. Такая взаимозависимость может привести к возможной экономии за счет снижения издержек и потенциального прироста дохода благодаря синергетическому эффекту.
Когда оценка синергетического эффекта проведена, приобретающая компания осуществляет расчеты планируемой выгоды как основного мотива слияния. Для этого с использованием известных методик определяется рыночная стоимость каждой компании на одну и ту же дату, до слияния выбранной и приобретающей компаний (PVA и PVB), а также рыночная стоимость компании, образовавшейся после слияния, с учетом синергетического эффекта (PVAB). Если разность между рыночной стоимостью компании, образовавшейся после слияния, и суммой рыночных стоимостей каждой компании до слияния положительна, то можно утверждать, что существует экономическая выгода от слияния. Математически это можно записать в таком виде:
EA=PVAB-(PVA+PVB),
где ЕА — экономическая выгода;
PVAB — текущая рыночная стоимость новой компании после слияния
компаний Aw Be учетом синергетического эффекта;
PVA и PVB — текущая рыночная стоимость соответственно компаний А (приобретающей) и В (целевой) до слияния.
Однако экономическая выгода еще не является экономическим результатом интеграционного процесса слияния или поглощения. Во-первых, это возможная величина переплаты собственникам целевой компании при условии немедленной оплаты денежными средствами. Такая переплата может возникнуть, в случае если собственники целевой компании (компании В) будут оценивать ее выше, чем ее реальная рыночная стоимость. И во-вторых это затраты по осуществлению процесса слияния (услуги специалистов и юристов по интеграционным процессам, инвестиционных консультантов, реклама, регистрация, оформление в соответствии с законодательством). Поэтому экономические издержки можно определить как разницу между уплаченным за целевую компанию денежными средствами с учетом переплаты и затрат на осуществление процесса слияния и рыночной стоимостью целевой компании:
EC=MB-PVB,
где ЕС — экономические издержки;
Мв — денежные средства, уплаченные за целевую компанию, с учетом переплаты и затрат на осуществление процесса слияния.
Чистый экономический результат для владельцев компании А, возникающий от слияния или поглощения компании В, с учетом экономических издержек будет измеряться разницей между получаемой экономической выгодой (ЕА) и экономическими издержками (ЕС):
NEA = ЕА-ЕС= PVAB-(PVA+PVB) - (Мв-PVB),
где NEA — чистый экономический результат для приобретающей компании.
Слияние или поглощение экономически будет выгодно, если чистый экономический результат будет положительным.
[1] Трансакционные издержки — это расходы на продажу или покупку ценных бумаг, главным образом брокерские комиссионные, дилерские скидки и др.
[2] Трансакционные издержки — это расходы на продажу или покупку ценных бумаг, главным образом брокерские комиссионные, дилерские скидки и др.