Всё, что создаётся экономикой и в экономике можно назвать экономическим продуктом.
Принято различать следующие виды экономических продуктов:
1. продукция – материально-вещественный продукт, созданный в процессе производства.
2. товар – продукт, являющийся объектом купли и продажи.
3. работы – производственная трудовая деятельность по созданию, изготовлению, обработке, перемещению экономического продукта, например, строительные, ремонтные, уборочные работы.
4. услуги – виды работ и действий, в которых основным полезным результатом служит сама деятельность. (Стрижка, стирка, ремонт, обучение).
Экономический продукт – это продукция, товары, работы и услуги.
,,
Товары реализуются на рынке. Под понятием «рынок» имеют в виду:
- место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок;
- экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Важной характеристикой рынка является его форма, определяющая количественное соотношение продавцов (сторона предложения) и покупателей (сторона спроса) (табл.6).
|
|
Таблица 6
Формы рынка
Спрос | Предложения | ||
Множество | Несколько | Одно | |
Множественный | Полиполия (совершенная или чистая конкуренция) | Олигополия | Монополия |
Небольшой | Олигопсония (олигополия спроса) | Двусторонняя олигополия | Ограниченная монополия |
Единичный | Монопсония (монополия спроса) | Ограниченная монопсония | Двусторонняя монополия |
Большинство реально существующих рынков несовершенны. Поскольку совершенным рынок называется в случае, когда:
- все товары (услуги) одного вида объективно однородны по их качеству, внешнему виду, упаковке; их цена однозначно сопоставима с аналогичной группой товаров (услуг);
- условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
- прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товаров, условиях поставки и платежей).
Рынок – это сложная экономическая категория, структура которого чрезвычайно многообразна, и в зависимости от критерия положенного в основу его определения и характеристик, различают большое разнообразие его видов (табл.7).
|
|
Таблица 7
Структура основных видов рынков
№ п/п | Классификационное различие | Виды рынков |
1 | 2 | 3 |
1 | По виду продаваемого товара | Рынок сырья и материалов Рынок драгоценностей Рынок средств производства Рынок недвижимости Рынок потребительских товаров и услуг Рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта Рынок инноваций Рынок валюты и прочих денежных средств Рынок ценных бумаг Рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
2 | По масштабам охвата территории | Рынок мировой Рынок зональный или региональный Рынок отдельной страны или города Рынок внутренний и внешний (применительно к каждой стране) |
3 | По уровню конкуренции | Рынок монополистической конкуренции Рынок олигополистический Рынок монополистический (закрытый) Рынок высококонкурентный (свободный) |
4 | По форме легализации | Рынок легальный (официальный) Рынок нелегальный (теневой, черный) |
5 | По специфике самого товара (услуги) в рамках одного рынка | Например, рынок ценных бумаг делят на6 - первичный; - вторичный (где происходит перепродажа ценных бумаг) |
Итак, к основным элементам маркетинга относят:
- товар;
- цену;
- каналы распределения продукции;
- средства стимулирования реализации (инструментарий, с помощью которого организация формирует и удовлетворяет спрос на предлагаемую продукцию).
РАЗДЕЛ № 2. Характеристика основных маркетинговых элементов и целей организации, принятие решений.
Тема 2. Структура целей организации, ее миссия, планирование и стратегии.
Содержание основных целей организации.
Миссия – как цель нулевого порядка.
Известно, что эффективное управление развитием любой организации включает в себя следующие основные этапы:
1. Разработку миссии для всей организации.
2. Определение на ее основе долгосрочных и краткосрочных целей развития организации.
3. Разработку и реализацию стратегических планов организации.
4. Оценку эффективности и принятие мер, корректирующих сложившееся положение.
Миссия организации определяет место, роль и положение организации в обществе, ее общественный статус.
Миссия организации – это выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. Как правило, организация при разработке своей миссии подчеркивает именно социальный характер своего предназначения для общества, помимо получения прибыли.
Основные подходы к определению «миссия организации» в науке и практике представлены в табл. 8.
Таблица 8