Центровочные характеристики самолета – это понятия, обозначения и определения, используемые при расчете коммерческой загрузки самолета.
Основой центровочных характеристик является центровка самолета, которая определяет местоположения центра тяжести самолета.
В производственной практике под центровкой самолета понимают такое размещение коммерческой загрузки на самолете, при котором обеспечивается безопасность при всех режимах полета.
Местоположение центра тяжести самолета определяет балансировки, устойчивость и управляемость самолета на земле и в воздухе, т.е. безопасность полета.
Взлетная центровка самолета – центровка самолета на старте при взлетной массе самолета и выпущенном шасси.
Определяется после окончательного расчета коммерческой загрузки по Центровочному графику и должна находиться в диапазоне предельно допустимых полетных центровок самолета.
Посадочная центровка самолета – центровка самолета на посадке при посадочной массе и выпущенном шасси.
Определяется после окончательного расчета коммерческой загрузки по Центровочному графику и должна находиться в диапазоне предельно допустимых полетных центровок.
Предельно допустимые полетные центровки – это крайние значения центровки – предельно передняя и предельно задняя, которые допускаются на взлете, в полете и при посадке самолета данного типа.
Для обеспечения безопасного выполнения полета, важное значение имеет правильное распределение коммерческой загрузки самолета. Смещение центра тяжести самолета вперед приводит к созданию в полете пикирующего момента, снижению управляемости и увеличению расхода топлива. Смещение центра тяжести самолета назад приводит к созданию кабрирующего момента, снижению продольной устойчивости.
Предельно передняя центровка определяется из условий обеспечения управляемости самолета на посадке, а предельно задняя – из условий обеспечения необходимого запаса продольной устойчивости в полете.
Предельно допустимые полетные центровки и ограничения по взлетной массе, согласно РЛЭ ВС ОАО "ДОНАВИА".
Продольное равновесие самолета Ту-154М:
а – передняя центровка; б – задняя центровка