Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста

Поскольку нам уже известно, что новообразования формируются в периоды кризисного развития, дадим пси­хологическую картину кризиса трех лет1.

1. Наиболее очевидным симптомом наступления кри­зиса является возникновение негативизма в поведении ре­бенка. Его не следует путать с обычным непослушанием.

Для негативизма характерно, что все поведение ре­бенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложе­ние со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Не­гативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому. Кроме того, ребенок всегда посту­пает наперекор своему собственному желанию.

2. Следующим характерным симптомом кризиса яв­ляется упрямство в поведении. Если негативизм следует от­личать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью. Упрямство это такая реакция, когда

Выготский Л.С. Ук. соч.


164 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрям­ства является то. что ребенок связал себя первоначальным решением - «он так сказал». По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

3. Третий симптом кризиса - строптивость. Иног­да этот возраст так и называют - возраст строптивости. Строптивость направлена против норм воспитания, ус­тановленных для ребенка, против его, сложившегося ра­нее, образа жизни. Ответ - «да, ну...», которым ребенок обычно отвечает на все, что ему предлагают - его типич­ный поведенческий ход. Здесь сказывается строптивое от­ношение ко всему образу жизни, который сложился до этого.

4. Четвертый симптом - своеволие, своенравие в пове­дении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоя­тельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, ког­да мы слышим знаменитое - «Я сам!» Он действительно хочет все сделать сам и подавить эту тенденцию, значит, обречь его на вечную зависимость - сначала от папы с мамой, затем от сверстников и всех других. Подавить эту тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в соб­ственных силах и возможностях.

5. Пятый симптом кризиса - протест - бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было. Его по­ведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом. С этим связан и следующий симптом.

6. Шестой симптом - обесценивание. Например, ре­бенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Матери он может сказать, что она «дура». Ребенок стара­ется обесценить буквально все: от игрушек, с которыми он играл до родителей, которые его воспитывают.


Глава 3. Психология раннего детства 165

7. Седьмой симптом кризиса -стремление к деспотиз­му. У ребенка появляется желание проявлять деспотичес­кую власть по отношению к окружающим. «Мама не долж­на уходить из дому, она должна сидеть дома» - одно из воз­можных высказываний подобного рода. Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, он все время стремится вернуться к тому состоянию, когда каждое его желание исполнялось. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим.

Если резюмировать эти симптомы, приводимые Л.С.Выготским для характеристики кризиса 3-х лет, то можно утверждать, что они выступают как бунт, как про­тест ребенка, требующего самостоятельности, переросше­го те формы опеки, которые сложились в раннем возрас­те. Из маленького «бэби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, ревную­щее и деспотическое существо.

Все симптомы кризиса вращаются вокруг централь­ной оси «Я» у «окружающие люди». Ребенок более не же­лает ходить за руку с взрослыми, он хочет ходить само­стоятельно. Каковы же последствия воздействия этих симптомов на ребенка?

Они затрагивают все то, что для него дорого и цен­но, а значит приводят к сильным и глубоким переживани­ям. Ребенок вступает во внутренние и внешние конфлик­ты. Нередко можно видеть и некоторые невротические реакции, например, энурез. Ночные страхи, беспокойный сон, иногда затруднения в речи (заикание), так называе­мые гипобулические припадки (ребенок трясется, броса­ется на пол, стучит ногами и руками) - все это представля­ет собой заостренные черты негативизма, упрямства, обес­ценивания и протеста. Конечно, такие случаи не так часты, но они могут иметь место и врачу нужно знать об этом.


166 А верин В. А. Психология детей и подростков _______

Что же приводит ребенка к такому кризису? В самой общей форме ответ был дан выше, а сейчас о некоторых конкретных причинах.

Одной из них является депрмация (угнетение) по­требности ребенка действовать самому. Неслучайно по­этому, что наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитар­ного воспитания, сопровождаемого строгими мерами на­казания.

Итак, мы видим, что развитие детей этого возраста завершается формированием такого центрального психо­логического новообразования личности, кшксистема «Я». в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: