Антикризисное управление на различных этапах экономического цикла

Рисунок 4.1 – Проблематика антикризисного управления

Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.

Антикризисное управление – это вид управления, отличающийся от традиционного управления специфическими условиями и технологиями. В таблице 4.1 представлены отличия антикризисного управления от управления стабильными системами.

Таблица 4.1 – Основные отличия антикризисного управления от управления в стабильных системах [38]

Параметр Стабильные системы Кризисные системы
Цели управления Повышение эффективности деятельности Минимизация отрицательных последствий кризисов
Основные ограничения Ресурсные – мягкие Временные – жесткие
Характеристики внешней среды Благоприятная Неблагоприятная
Внутренняя среда Стабильная Множество острых конфликтов
Результат (планируемый, желательный) Рост эффективности и жизнеспособности Переход в стабильное состояние

К числу особенностей антикризисного управления относятся следующие основные черты:

1) повышенная чувствительность к фактору времени – в результате развития кризиса возможно наступление необратимых последствий для системы вплоть до ее ликвидации. Поэтому процессы антикризисного управления должны быть быстрыми, четкими и адекватными обстановке;

2) мобильность и динамичность в использовании ограниченных ресурсов – ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) является характерным свойством системы в состоянии кризиса;

3) специфические антикризисные критерии выбора вариантов решения – как правило, в кризисной ситуации при проведении процедур банкротства основным критерием выступает максимальное удовлетворение требований кредиторов, а интересы собственников и вопросы сохранения предприятия в целом отходят на второй план;

4) повышенное внимание к заблаговременной проработке вариантов управленческих решений и оценке их последствий – необходимость проработки вызвана ограничением по фактору времени. Например, в законодательстве о банкротстве достаточно подробно проработаны процедуры восстановления платежеспособности или ликвидации предприятий;

5) программно-целевой подход в технологиях выработки управленческих решений – цель управления должна быть ясно сформулирована количественно и качественно (например, рассчитаться с долгом определенного размера в установленные строки), необходимые финансовые ресурсы сконцентрированы, разработана четкая последовательность действий для достижения поставленной цели, созданы внешние условия, способствующие достижению цели (например, мораторий на долги). Кроме того, обязательно должны проводиться такие мероприятия, как постоянный мониторинг и контроль за ходом реализации программы, ее адаптивность по отношению к изменению внешних и внутренних условий и ресурсного потенциала системы.

Таким образом, антикризисный менеджмент (антикризисное управление) – это формирование такой системы управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определённом уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде.

Известно, что в процессе своего функционирования социально-экономические системы (в том числе организации) пребывают в трёх состояниях:

а) в стабильном;

б) неустойчивом (предкризисном или послекризисном);

в) кризисном.

Каждому из этих состояний соответствуют свои задачи антикризисного управления и доли, которые занимают антикризисные процессы и технологии в общей системе управления (см. рис. 4.2).

Рисунок 4.2 – Антикризисное управление на различных фазах экономического цикла:
1 – антикризисный мониторинг, 2 – антикризисное регулирование,
3 – антикризисное управление [39]

В стабильном состоянии основные функции антикризисного управления организацией заключаются в своевременном распознавании кризисных явлений в целях подготовки к возможному кризису и проведении профилактики. Эта фаза антикризисного мониторинга. Антикризисный мониторинг позволяет заблаговременно обнаружить угрозы приближающегося кризиса и подготовиться к смягчению его последствий. Доля антикризисного управления в общей системе предприятия здесь относительно невелика.

В неустойчивом состоянии предприятия антикризисное управление им входит в фазу антикризисного регулирования. При этом применяются меры по стабилизации ситуации, предотвращению развития и углубления кризисных явлений. Эту фазу организация проходит как в случае скатывания ситуации к кризису, так и при выходе из кризиса на пути к стабильному состоянию. Доли антикризисного и обычного управления организацией примерно одинаковы.

В кризисном состоянии, когда социально-экономическая система находится в стадии кризиса, наступает фаза антикризисного управления. Функциями антикризисного управления здесь являются обеспечение жизнедеятельности системы, минимизация отрицательных последствий и ущерба, а также использование факторов кризиса для развития системы (организации).

Таким образом, в любой фазе экономического цикла управление должно содержать элементы антикризисного управления. С переходом одного состояния в другое, при скатывании ситуации к кризису объём антикризисных управленческих функций растёт. При этом нарастание антикризисных функций имеет не количественный характер, а качественный, нелинейный. В нижней точке всё управление осуществляется в антикризисном режиме (100%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: