Антикризисное управление в отношении организации является микроэкономической категорией и отражает производственные отношения, которые складываются на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации. Поэтому антикризисное управление – это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику [42].
При этом следует различать превентивное и реагирующее антикризисное управление.
Превентивное антикризисное управление – это комплекс мероприятий по отслеживанию внутренних и внешних способности; разработке и реализации антикризисных процедур.[43]
Реагирующее антикризисное управление – это управление предприятием в условиях кризиса.[44]
Для предотвращения кризисной ситуации разрабатывается антикризисная информационная система, включающая:
сбор, анализ и оценку внешних факторов (сокращение или расширение рынка, изменение тактики конкурентов, структуры рынка труда и т.п.);
выявление внутренних кризисных факторов и процессов (снижение объёма реализации и качества товаров, рост рекламаций, динамика дебиторской и кредиторской задолженностей и т.п.);
|
|
корректировку стратегии, бизнес-плана или разработку специальных антикризисных мероприятий при возникновении симптомов кризисных явлений.
В условиях рыночной экономики в рамках антикризисного управления осуществляется антикризисный процесс, который, как правило, является управляемым процессом.
Антикризисный процесс – это процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников[45].
Антикризисный процесс реализуется при помощи системы методов антикризисного управления и антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников.
Всю совокупность антикризисных процедур можно разделить на две группы:
1) реорганизационные процедуры (или процедуры предупреждения банкротства) – обеспечивают выход предприятия из кризиса и его платёжеспособность;
2) ликвидационные процедуры – приводят к прекращению деятельности несостоятельных предприятий (см. рис. 4.4).