Почему надо быть готовым к чему-то особенному? Вот, например, Опытный Учитель (собирательный образ), решивший помочь ребятам, спрашивает: «Я же не новичок в школе, с детьми работать умею... собственно говоря, я не понимаю, почему этот курс может вызвать какие-то особые проблемы?» Попробуем вступить в диалог с этим Учителем, поскольку подобные вопросы часто возникают у начинающих ведущих тренингов, особенно если за плечами — большой опыт работы в роли педагога, преподающего конкретный предмет.
Опытный Учитель еще появится на страницах книги, чтобы помочь нам разобраться в отличиях тренинга от традиционного урока.
Для того чтобы ответить Учителю, давайте еще раз обратимся к цели курса. Дело в том, что наши занятия, психологический тренинг — не обычный предмет школьного цикла. Занятия отличаются не только по форме проведения (все сидят в кругу, постоянно разбиваются на микрогруппы, пары, перемещаются по комнате, выполняют много двигательных упражнений). На обычном уроке учитель передает ребенку определенный культурный опыт, существующий в виде знаний, умений, навыков. Задача учеников — воспринять и освоить, то есть сделать своим, этот опыт. Основная цель ведущего нашего курса — запустить процесс саморазвития ребенка и помочь ему в этом процессе. Таким образом, задача подростка заключается не в том, чтобы воспринять опыт других людей, а в том, чтобы приобрести и осмыслить свой собственный.
|
|
Учитель, решивший попробовать себя в роли тренера, вмешивается в наш монолог: «Тогда получается, что и процесс обучения должен быть другим? И нет того, что я им должен передать? А что же я должен делать?»
Здесь напрашивается ассоциация с музыкантом. В одном случае он дает сольный концерт, то есть передает на языке музыки чувства, образы композитора и свое отношение к ним. В другом случае он — дирижер, которому важно, чтобы каждый исполнитель играл на максимальном для себя уровне, а все вместе создавали нечто целостное. На обычном уроке учитель — солист, который доносит до слушателей какую-то информацию, какие-то умения. На наших занятиях ведущий — дирижер, а подростки из слушателей превращаются в соисполнителей.
Если у вас большой опыт работы в позиции «солиста», будет непросто принять такую смену ролей. Хотя в каких-то ситуациях вы окажетесь солистом, во всяком случае, вы всегда будете играющим дирижером. Например, в качестве «солиста» вам предстоит излагать подросткам новые для них психологические знания (если появилась такая необходимость), делиться своим опытом. Вообще вы сами должны определять меру «солирования» и «дирижирования» на каждом уроке. Эта доля будет зависеть от конкретной цели занятия, от состояния группы, от вашего собственного настроя.
|
|
Опытный Учитель, наш собеседник, снова сомневается: «Тогда мне надо подумать, стоит ли за это браться. Ведь я привык к определенности, а тут надо постоянно импровизировать».
Мы ответим ему, что импровизация не исключает определенности. Хорошая импровизация должна быть хорошо подготовлена.
Во-первых, вы можете предвидеть некоторые сложные ситуации. Во-вторых, неплохо иметь несколько запасных вариантов для каждого урока.
В предлагаемом издании мы попытались рассказать и о подводных камнях, ожидающих ведущего, и о возможных способах их обойти. А начнем мы с того, к чему должен быть готов тот, кто начинает вести подобные занятия.
Итак, ведущий должен быть готов:
1. К отказу от привычной директивной позиции.
2. К частому возникновению ситуаций, требующих изменения плана действий по ходу занятия.
3. К тому, что выбор группы может не совпадать с желаниями или планами ведущего.
4. К тому, чтобы самому выполнять предлагаемые подросткам упражнения, к самораскрытию перед участниками группы, к личным вопросам в свой адрес и сокращению дистанции в общении с ребятами.
5. К саморазвитию.
6. К отдельной работе со своими личностными проблемами.
7. К кризисным моментам в работе группы, которые неизбежны в любом случае.
8. К тому, что даже самый лучший прием в той или иной группе может не сработать.
9. К тому, что некоторые участники могут быть готовы работать на более глубоком уровне, чем все остальные.