1 -и способ. Атомы и молекулы
Участники движутся хаотично и беспорядочно, как атомы. По команде ведущего все объединяются в «молекулы», в каждой из которых столько атомов, сколько назвал ведущий. Лучше провести эту игру несколько раз, разбивая участников на пары, тройки, пятерки, для того чтобы процесс деления на группы был более спонтанным, а затем предложить объединиться в «молекулы» с необходимым для дальнейшей работы числом «атомов».
2-й способ. Ручеек
Это традиционная детская игра. Участники разбиваются на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Все поднимают руки вверх. Участник, оставшийся без пары, проходит в образовавшееся «русло» и выбирает любого человека. Новая пара становится позади остальных. Можно задавать условия: выбирать два раза одного и того же человека нельзя, выбираем только представителей противоположного пола и т.п. В какой-то момент игра останавливается. Образуются пары или две команды.
3-й способ. Парные фигурки
На столе раскладываются парные предметы (геометрические фигурки или изображения животных) по числу участников. Каждый выбирает фигурку и ищет участника, которому досталась такая же. Для разбивки на тройки можно использовать три одинаковые фигурки.
|
|
4-й способ. Первый-второй
Предложите ребятам поменяться местами так, чтобы соседи справа и слева оказались новыми. Затем попросите их рассчитаться на «первый-второй» или «первый-второй-третий». После этого образуйте две-три команды или несколько троек. При разбивке на команды первые номера образуют одну команду, вторые — другую (если рассчитывались «на первый-второй-третий», то третьи номера составят третью команду). При разбивке на тройки первые рассчитавшиеся на «первый-второй-третий» образуют первую тройку, следующие — вторую и т.д.; если количество участников не кратно трем, то оставшиеся присоединяются к образовавшимся тройкам.
5-й способ. Осмысленный
Этот способ я предлагаю через месяц-другой после начала занятий, когда ребята уже освоились, перестали стесняться и доверяют друг другу. Варианты:
• выберите человека, который вам наиболее близок;
• выберите того, кого знаете меньше всех;
• выберите в пару человека, с которым вам трудно общаться, и т.д.
По окончании первой темы я стараюсь уже не предлагать игровые способы деления на подгруппы и пары, а дать возможность подросткам самим поучиться находить партнера для работы (а может быть, и отказывать тому, с кем не хочешь работать сейчас), присоединяться к группе, организовывать ее работу.