«Конфронтация» и «Отчужденность»
Возникновение ситуаций конфронтации или отчужденности — разные формы одного и того же: в определенных ситуациях группа не знает, что делать, и бессознательно не очень доверяет ведущему (сомневаясь в первую очередь в том, что он сможет найти выход из трудного положения). В разных группах это проявляется по-разному: в отчуждении, в агрессии, во внутренних «разборках» между участниками. В этих случаях задеваются значимые личные проблемы, но у группы еще нет не только средств, чтобы работать с ними, но и готовности эти проблемы осознать.
Приведем пример из опыта работы.
Седьмой класс. Отношения между ребятами сложились внешне хорошие: «У нас нет лидера, нет и отвергаемых, все мы — одна большая дружная семья, ходим в походы, поем песни». Однако, поработав с группой, я пришла к выводу, что дети либо испытывают иллюзии по поводу прекрасных дружеских отношений между ними, либо ведут себя лицемерно, поскольку на деле в классе есть мальчик, так и не сумевший прижиться в коллективе, девочка-«звезда» с неограниченной властью над другими и масса других проблем. На одном из занятий по психологии я провела «живую социометрию». Доброволец встает лицом к стене, а остальные располагаются в пространстве так, как они к нему относятся: кто считает, что у него с этим подростком близкие отношения, становится ближе к нему, кто чувствует отчуждение, становится дальше. Мелом на полу проводятся три черты: тот, кто считает себя самым близким к этому человеку, становится до первой черты; тот, кто считает, что он с этим человеком в хороших отношениях, становится между первой и второй чертами. Дальше, между второй и третьей чертой становятся те, у кого нейтральные отношения с этим человеком. За третьей чертой справа — те, у кого с ним сложные отношения, слева — те, у кого отношения «никакие». Подросток мысленно представляет себе, сколько человек стоят за каждой чертами, и, если хочет, называет по одному человеку в каждой группе (за каждой чертой), затем оборачивается и видит реальную картину. Когда упражнение закончилось (водящим побывали все желающие), обсуждаем в кругу возникшие чувства.
|
|
Честно говоря, упражнение это непростое. Обычно я даю его или хорошо подготовленной группе, или, как в данном случае, группе «с иллюзиями». Можно возразить: вот у детей не было проблем, а вы их искусственно создаете. Нет ничего искусственного. Проблемы есть, просто они очень хорошо скрываются, и взрыв все равно рано или поздно произойдет. Так пусть лучше он произойдет на встрече группы (где мы попытаемся решить проблему), чем вне ее.
|
|
Итак, ребята получили совершенно иную картину, нежели ожидали. Они возмутились, не поверили. Тогда на следующем занятии я нарисовала на доске структуру класса по проведенной социометрии (естественно, в социограмме не было указано, где кто расположен, она была анонимной). Конечно, процедура социометрии предполагает полную анонимность, но тут я отступила от правила, дабы показать подросткам истинное положение дел. Они были уверены, что отношения в классе идеальные: все дружат, никто ни на кого не давит, все доверяют друг другу. На деле же было видно, что в классе есть изолированный человек, есть группа лидеров, буквально подавляющая остальных. Это-то и увидели ребята. Иллюзия исчезла, на смену пришел этап анализа отношений на занятиях, постоянные ссоры между мальчиками и девочками, работа превращалась в «базар». Не понимая, что делать, я перешла к следующей теме, однако это отнюдь не сгладило ситуацию. Учителя стали жаловаться на сложную эмоциональную обстановку в классе. Не знаю, что было бы дальше, если бы я не нарушила намеченный план занятий и не вернулась к открытому разговору о том, что происходит, не высказала бы своих предположений и чувств. После обсуждения ситуация стала постепенно налаживаться, группа вышла на новый уровень отношений.
Стоит сказать, что в другой группе это же занятие продвинуло ребят к более близким, доверительным отношениям и стало приятным сюрпризом: они думали о своих отношениях хуже, чем оказалось на деле. t
И еще одно замечание: упражнения, которые затрагивают реальные взаимоотношения между детьми и приводят к глубоким эмоциональным переживаниям, можно проводить лишь в том случае, если у вас есть опыт работы с подобными проблемами и вы уверены, что справитесь с ситуацией.
Итак, анализируя описанные выше случаи, мы приходим к выводу, что отчужденность может быть вызвана несколькими причинами:
− ведущий «закрывается», не проговаривает свои проблемы — в ответ «закрываются» и подростки (как в первом описанном случае);
− ведущий «вскрывает» проблемы, но не работает с ними и переходит к следующей теме (как в последнем случае);
− ведущий ставит перед группой слишком сложную на данном этапе проблему.
Проблемы в группе могут быть вызваны как одной из этих причин, так и двумя или всеми сразу, а перечисленные выше критические ситуации могут переходить одна в другую, так как имеют общую природу.
Что же делать в этих ситуациях?
1. Ведущий должен осознать максимально честно, что в нем самом является причиной проблем, так как последние всегда в той или иной степени связаны с ведущим:
• с его закрытостью;
• с нежеланием либо неготовностью работать с той или иной проблемой;
• с нежеланием говорить о своих чувствах;
• с возможными предрассудками.
Но это не означает, что ведущий должен выплескивать все душевные переживания на участников группы. Важно проанализировать свои проблемы и решить, о чем необходимо сказать ребятам.
Например: «Я понял, что не готов сейчас работать с данной проблемой». (Необязательно раскрывать причины этой неготовности, хотя при желании можно их коснуться. Основной признак, по которому принимаются решения, — отсутствие насилия над собой.)
Можно сказать и так:«Мне неприятен этот разговор, давайте его отложим». Конечно, не стоит ожидать, что после такого высказывания дети начнут говорить о своих переживаниях. В этом случае следует просто переключиться на какую-либо нейтральную тему, понимая, что скорее всего отношения между ведущим и детьми на какое-то время станут более закрытыми.
2. Не нужно стараться во что бы то ни стало выполнить намеченное. Мы предлагаем подумать о том, что происходит, стоит ли возвращаться к болезненной теме и как именно это лучше сделать. В этих случаях важно иметь наготове нейтральные темы — не личностного, а, скорее, познавательного характера.
|
|
Например, в одной из групп «не пошло» обсуждение различий междуииальчиками и девочками. После одной-двух безуспешных попыток я попробовала разобраться в ситуации и поняла, что в жизни класса в этот момент произошло серьезное для детей событие (один из семи учеников класса ушел, а на его место пришел другой). Дети сильно переживали, и им трудно было работать с личностно значимыми проблемами. Мы перешли к нейтральной познавательной теме «Типы характеров».
3. Часто бывает полезно вынести на группу свои переживания по поводу того, что работа не идет, и обсудить, почему это происходит.