Экологическая устойчивость компании

Экологическая устойчивость определяется как "Развитие, отвечающее потребностям настоящего и не уменьшающее возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности".

Тема экологической устойчивости бизнеса чрезвычайно актуальна сейчас на мировом рынке. Потребители многих развитых стран ждут от производителей ответственного подхода к ведению бизнеса. И находится все больше компаний, готовых следовать этим ожиданиям. Принцип создания целостных экономически эффективных и безотходных систем Cradle-to-Cradle (C2C) предлагает фирмам новый путь интеграции экологической устойчивости в свой бизнес.

Изначально подход C2C был предназначен для промышленного конструирования и производства. Сейчас он распространился и на сектор потребительских товаров, таких как продукты питания и напитки, косметика, бытовая химия, одежда и товары для офиса.

То, что производители потребительских товаров расширяют свою экологически устойчивую базу, действительно радует. Но пока многие из них предпринимают лишь отдельные шаги, такие как подбор этических источников сырья, экологичных упаковочных материалов, экодизайн упаковки. Между тем, подход C2C обеспечивает именно системный подход к ведению бизнеса. Он позволяет компании увидеть целостную картину, в комплексе оценить сразу многие аспекты — подбор источников сырья, технологию производства упаковки, а затем утилизацию упаковочных отходов и остатков продукта, прожившего свой жизненный цикл. Экологический подход C2C обладает огромным потенциалом, но сейчас пока его внедрение идет медленно.

Основные положения политики экологической устойчивости. Компания должна:

1. Оценивать экологическое воздействие своей продукции на различных этапах ее жизненного цикла, а также активно вовлекать в этот процесс поставщиков и субподрядчиков.

2. Поддерживать соответствующие, общепризнанные системы управления состоянием окружающей среды во всех своих подразделениях. Постоянно анализировать и пересматривать свои цели и задачи, чтобы уменьшить общее воздействие своей продукции и деятельности на окружающую среду.

3. Задумываться о жизненном цикле продукции и о том, из чего она сделана. При комплексной оценке продукции необходимо учитывать все разнообразные стадии ее жизненного цикла. Это означает, что необходимо осуществлять постоянный мониторинг данных, начиная от добычи природных ресурсов (например, нефти, руды, леса) и включая все другие факторы жизненного цикла продукции: ее производство, обработку, транспортировку, использование потребителем и утилизацию. Проводя комплексную оценку, часто называемую «от создания до утилизации», стараясь не перекладывать экологическую нагрузку с одной части жизненного цикла на другую.

4. Оценивать жизненный цикл. Для изучения жизненного цикла продукции необходимо применять методологию, называемую «Оценкой жизненного цикла» (Life Cycle Assessment — LCA), которая широко используется как в промышленности, так и регулирующими органами. Стандарты ISO 14040 – 14044 содержат принципы и схему, по которым производится оценка жизненного цикла.

5. Заботиться о защите природных ресурсов. Результаты всех оценок жизненных циклов показывают, что основная экологическая нагрузка возникает при производстве материалов-полуфабрикатов. Следовательно, очень важно использовать материалы в производстве наиболее эффективно, но не в ущерб функциональности продукции, а также постоянно контактировать с поставщиками материалов.

6. Контролировать влияние на окружающую среду, осуществлять экологическую маркировку. В компании влияние продукции на окружающую среду оценивается с помощью оценки жизненного цикла (см. выше). Это позволяет шире взглянуть на влияние продукции на окружающую среду, а также удостовериться, что технологические разработки экологически безопасны. Результаты, полученные при оценке жизненного цикла, можно использовать для печати экологической маркировки, называемой «Экологической декларацией продукта» (Environmental Product Declarations — EPD). Экологическая декларация продукта — это международная маркировка, выполненная на основании международного стандарта ISO 14025

7. Развивать и улучшать систему логистики, выполняя следующие действия:

- разрабатывать изделия таким образом, чтобы можно было их утилизировать наиболее эффективно;

- разрабатывать более эффективную систему сбыта;

- поддерживать высокий уровень обслуживания и доставлять всю продукцию по заказу в одной доставке, сводя число перевозок к минимуму.

- выбирать поставщиков в ближайших географических регионах.

- заказывать сырье таким образом, чтобы поставщики могли максимально использовать свои транспортные ресурсы.

8. Принять на себя определенные обязательства по упаковке и ее переработке. Как правило, упаковка служит для защиты изделия от загрязнения и сохранения его свойств. Если продукт поврежден, и его нельзя использовать, все усилия и энергия, затраченные на его производство, были напрасны. В Европе законодательные стандарты, которым должна соответствовать упаковка, определены директивой «Об упаковке продукции» (Packaging Directive) В большинстве стран Европы за сбор и переработку упаковочных материалов несет ответственность производитель. Таким образом, компания, выпускающая на рынок продукцию в упаковке, несет финансовую ответственность и старается переработать упаковку наиболее эффективным и экологически чистым способом. Сбор и утилизация обычно выполняются некоммерческими организациями, и это обозначается логотипом на упаковке, например "Green Dot" (Зеленая точка).

Контрольные вопросы

1. Какие преимущества в экологии дает метод сокращения размера упаковки?

2. Как увязать требования экологов с интересами торговли?

3. Каковы экологические тенденции на рынке упаковки?

4. Каков основной тренд в экологии рынке упаковки?

5. Каковы основные направления снижения негативного влияния упаковки на окружающую среду?

6. Какие направления определены для снижения вреда, наносимого окружающей среде?

7. Каковы экологические свойства современной упаковки?

8. Какие способы существуют в технологии получения биопластиков?

9. Что собой представляет биогенная упаковка?

10. Переработка и утилизация упаковки.

11. Каковы возможности осуществления логистического процесса утилизации или переработки на основе факторов цены и сложности утилизации?

12. Каковы возможности повторного использования упаковки?

13. Каковы методы и технологии, минимизирующие негативное внимание на окружающую среду?

14. Какие стадии включает схема вторичной переработки упаковки?

15. Какие существуют методы переработки полимеров в мономеры?

16. Какова главная цель экологической маркировки и применения экологического знака?

17. Каковы основные принципы экологической маркировки?

18. Какие экологические символы наиболее распространены на мировом и европейском рынках?

19. Какие варианты экологической маркировки существуют в Беларуси?

20. Расскажите об экологической политике компании Данон?

21. Что вы можете рассказать об экологической устойчивости предприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: