Понятие девиантного, или отклоняющегося от нормы, поведения сопряжено прежде всего с понятием «норма».
Определений нормы существует много, только в медицинской литературе их около двухсот. Норму определяют как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимум и т. д.
Однако общепризнанного определения нормы на сегодня нет.
История развития взглядов на соотношение нормы и патологии в психиатрии представляет собой прежде всего историю борьбы идей дискретности и непрерывности, причем последние с годами приобретают все большие права гражданства.
На заре психиатрии существовало только два полярных понятия: помешательство (отсутствие здоровья) и здоровье (отсутствие помешательства). Затем выделилось конституциональное направление, появилось учение о неврозах, психопатиях, патохарактерологическом развитии личности, заложившее основу «малой» психиатрии. Но пространство, лежащее между психической нормой и психозами, все еще представляло собой terra incognita и нуждалось в дальнейшем исследовании.
Лучше других это понимал П. Б. Ганнушкин. «Не мудрено поэтому,— писал он еще в 1908 г. в статье «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», — что та промежуточная полоса, которая отделяет душевное здоровье от душевной болезни и которая в то же самое время и соединяет друг с другом эти две формы человеческого существования, оказывается необычайно широкой, а две границы, которые отделяют ее — одна от здоровья, другая от болезни,— оказываются крайне неустойчивыми и крайне неопределенными».
Сейчас появились такие понятия, как факторы риска, предболезнь, кризисные состояния, ситуационные реакции,
акцентуации характера и т. п., которые находятся между нормой и патологией, не будучи в то же время ни тем и ни другим. К этой же группе следует отнести и понятие «девиантное поведение».
Границы «нормального» поведения столь же относительны, как и границы здоровья или «нормального» характера. Здесь снова уместно вспомнить слова П. Б. Ганнушкина о том, что «соединение двух таких терминов, как «личность» или «индивидуальность», с одной стороны, и «норма» или «средняя величина» — с другой, грешит внутренним противоречием; это есть соединение двух по существу совершенно не согласных друг с другом терминов».
Поведение человека детерминировано обществом. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические, но главным образом социальные критерии, так как именно они являются важнейшими средствами регуляции поступков индивидуума.
Норма поведения — понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний (например, в этике, педагогике, социальной психологии, праве) выработаны собственные критерии нормы, нередко противоречащие друг другу.
Непрерывность перехода от нормы к патологии, отсутствие четких границ между ними приводит некоторых авторов и даже целые направления (например, экзистенциализм) к выводу о том, что говорить о нормальном поведении, так же как и о «нормальном» характере или психическом здоровье, вообще не имеет смысла. Другая крайность — введение жестких моральных, социальных, психологических и прочих критериев, сводящих понятие нормы поведения до уровня шаблонов и лишающих поступки их индивидуальности.
Ключ к пониманию нормального, так же как и отклоняющегося от нормы, поведения нужно искать не в противопоставлении и взаимоисключении этих двух позиций, а в их диалектическом единстве. С одной стороны, норма и патология как стороны диалектического противоречия непосредственно переходят друг в друга, а с другой — «любое состояние живой системы является либо нормальным, либо патологическим» (В. П. Петленко, 1982).
Еще одну важную проблему, которую приходится решать, когда речь заходит о девиантном поведении, представляет собой соотношение социального и биологического в человеке. Принципиальная позиция большинства представителей отечественной клинико-психологической школы заключается в том, что социальные явления могут быть познаны только с позиций комплексного - биопсихосоциального подхода. Но это нисколько не умаляет роли биологических факторов в формировании таких форм девиантного поведения, как пьянство, правонарушения, бродяжничество, сексуальные перверсии или самоубийства.
Сейчас принято выделять три основные группы факторов, влияющих на формирование поведения человека: социальные, психологические и биологические. Однако поиски прямых корреляций девиантного поведения либо только с социальной средой, либо только с биологическими особенностями индивидуума не дают положительных результатов.
Перенос центра тяжести в изучении поведения человека в область социального или биологического ничего не меняет по существу, так как проблема лежит вне плоскости этих понятий, «на новом и более высоком уровне их диалектического единства — в сознательной человеческой деятельности» (В. Н. Кудрявцев и соавт., 1986).
И, наконец, еще один вопрос. Входит ли изучение отклоняющихся форм поведения в компетенцию психиатра? Не является ли все нарастающая тенденция к психиатрическому анализу девиантных форм поведения своеобразной «экспансией» психиатрии (Bonneville, 1974, и др.) в области знаний, к ней не относящихся, желанием усмотреть признаки психических расстройств там, где их на самом деле нет, и объявить человека, совершившего суицид или правонарушение, умалишенным?
На этот далеко не новый, но очень острый в наши дни вопрос лучше других ответил в свое время П. Б. Ганнушкин. В известной работе «Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание», написанной более чем полвека назад, он высказал мысль о том, что в социальной жизни участвует большое количество людей, «находящихся на границе между психической болезнью и психическим здоровьем». Эти люди
совершают различные поступки, правонарушения, оценивать которые с точки зрения только педагога или юриста было бы неправильно. Здесь необходимо участие психиатра.
Предлагаемое читателю учебное пособие не претендует на исчерпывающий анализ всей проблемы девиантного поведения у подростков. В нем рассматриваются только отдельные, в основном клинико-психологические ее аспекты.
Многие вопросы, затронутые в учебном пособии, носят несомненно дискуссионный характер, поэтому авторы с благодарностью примут все замечания и советы, способствующие дальнейшему изучению и пониманию проблемы.
Психологические особенности подростков
Психологические особенности подростков в определенной мере обусловлены спецификой психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Если подростков младшего возраста, как и детей, больше увлекает предметность, внешние проявления, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания.
Характерные черты подростков — пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов — сочетаются, однако, с разбросанностью, бессистемностью в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее особенно важно при анализе умственных способностей «трудных» подростков. Уровень интеллекта, определенный обычными методами, у юных правонарушителей обычно ниже среднего. В то же время при решении практических жизненных задач в среде подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость. Поэтому суждение об интеллекте «трудного» подростка, основанное только на средних показателях, без учета его специфической жизненной ситуации и интересов, может оказаться ошибочным.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями
настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными.
Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции — более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует возникновению депрессивных состояний.
Подростки по сравнению с детьми более целеустремленны, настойчивы, однако эти качества часто проявляются односторонне.
Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью (Г. Е. Сухарева, 1974; А. Е. Личко, 1983, 1999 и др.).
Проблема формирования личности подростка — одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И. С. Кон (1979) обоснованно подчеркивает, что, говоря о личности подростка, «мы должны постоянно иметь в виду не только хронологический возраст или фазу развития изучаемого индивида, но также: 1) общие свойства культуры и общества, к которым он принадлежит; 2) его социально-экономическое положение; 3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие, и особенности его поколения
(когорты); 4) его пол и 5) его индивидуально-типологические свойства».
Наблюдения показывают, что переход от детства к взрослости бывает тем труднее, чем значительнее различаются требования, предъявляемые обществом к ребенку и к взрослому. Во многих экономически слаборазвитых странах эта разница в требованиях невелика, а потому переход от детства к зрелости происходит исподволь, плавно, малозаметно. В то же время в большинстве цивилизованных стран требования к нормам поведения детей и взрослых не только более высоки, но, главное, очень противоречивы. Так, если ребенок бесправен и от него требуется максимум покорности, то от взрослого, наоборот, максимум инициативности и самостоятельности, ребенка ограждают от вопросов секса, в то же время в жизни взрослых он играет важную роль и т. д.
Личностные качества неодинаковы у подростков, живущих в большом городе и в деревне, учащихся в школе и работающих на производстве.
Понятия о норме поведения у современных подростков иные, чем у их сверстников, взрослевших в годы гражданской или Великой Отечественной войн. Психологи часто говорят о «среднем», или «типичном», подростке, но «среднестатистического», «нормального» подростка вообще не существует, точно так же, как нет двух одинаковых подростков.
Таким образом, возрастная психология, наряду с этнокультурными, социально-экономическими и историческими характеристиками общества, в котором формируется человек, должна учитывать дифференциально-психологические и прежде всего половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростка.