Типология ситуационно-личностных реакций, проявляющихся у подростков

Психологические особенности переходного периода накла­дывают отпечаток на поведение подростка, создают своеобраз­ные возрастные поведенческие модели, формируют «специфи­чески-подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды» (А. Е. Личко, 1983,1999).

Эти личностные реакции, проявляющиеся у детей и под­ростков преимущественно в нарушении поведения, еще не­достаточно изучены и, по справедливому замечанию В. В. Ко­валева (1979, 1995), больше известны педагогам, чем клиницистам.

Дело, конечно, не в том, что клиницисты не проявляли к возрастным ситуационно-личностным реакциям должного интереса. Подобного рода реакции описывались психиатрами в разное время под различными названиями: «Характероло­гические и ситуационные реакции детского возраста» (Т. П. Симеон, 1935), «Общие аффективные реакции ребен­ка» (Michaux, 1950), «Неврозы характера» (А1Ы, 1958), «Пси­хоневротические расстройства поведения» (Stutte, 1960), «Патологические реакции в переходные возрастные перио­ды» (Г. Е. Сухарева, 1959), «Ситуационно-личностные реак­ции» (В. Т. Кондрашенко и соавт., 1967), «Адаптивные реак­ции» (Г. К. Ушаков, 1978) и т. д.

В последние десятилетия в нашей стране наиболее широ­кое распространение получили понятия: в психиатрии дет­ского возраста — «психогенные характерологические и пато-характерологические реакции» (В. В. Ковалев, 1973, 1981); в подростковой психиатрии — «специфически-подростковые поведенческие реакции» (А. Е. Личко, 1973, 1983, 1999).

Многочисленность терминов, используемых для обо­значения одного и того же понятия, уже сама по себе

свидетельствует о недостаточно четком понимании сущности этих своеобразных личностных реакций, стоящих на грани нормы и патологии.

Психологические личностные реакции в ответ на трудную жизненную ситуацию возможны и у взрослых. Ф. А. Ибра­гимбеков (1970) описывает у взрослых реакции отчуждения, смирения, аутизации, депривации и реакции, которые Эмиль Дюркгейм обозначил термином «аномиз» (в основе их лежит «утрата смысла жизни в результате конфликта с общест­вом»). А. Г. Амбрумова (1983) выделяет 6 типов непатологи­ческих ситуационных реакций: дезорганизации, демобилиза­ции, пессимизма, эмоционального дискомфорта, оппозиции и отрицательного баланса. По мнению Г. К. Ушакова (1978), подобного типа реакции «раскрывают особенности характе­ра» у акцентуированных личностей.

Ситуационные нарушения поведения у детей и подрост­ков с трудом поддаются обычному психологическому анали­зу, так как социально-психологические факторы в них тесно переплетаются с психопатологическими.

Подросток не выполняет требований родителей, без спро­са уходит из дому, часто пропускает школьные занятия, дер­зит взрослым, да к тому же еще «связался» с компанией по­добных ему сверстников... Такое поведение может быть психологической реакцией здорового подростка в ответ на трудную ситуацию в семье или школе, но может быть и про­явлением психических расстройств (психопатия, психогения, инициальный период шизофрении и т. п.).

Следует также помнить о психической и социальной не­зрелости подростка, делающей его реакцию на ситуацию своеобразной, не всегда понятной для взрослого. Но говорить о болезненном состоянии в таких случаях нужно с большой осторожностью, так как для постановки диагноза, помимо чисто психологических, нужны еще и медицинские критерии.

Некоторые авторы (Г. К. Ушаков, 1978) вообще не относят ситуационно-личностные реакции к области патологии, а считают их проявлением процесса адаптации личности. В то же время в англо-американской и немецкой психиатрической литературе подобного рода реакции у детей и подростков рас­цениваются только как патологические (С. Hodgman, 1983).

В отечественной психиатрии, благодаря работам Г. Е. Сухаревой (1959), В. В. Ковалева (1979), А. Е. Личко (1983) и многих других авторов, сформировался дуалисти­ческий подход к пониманию природы ситуационно-лично­стных реакций у детей и подростков. Выделяют психологи­ческие и патологические реакции, проявляющиеся нарушением поведения. Первые представляют собой вари­ант нормы, вторые — форму патологических (непсихотиче­ских и психотических) нарушений.

Под психологической (характерологической) ситуацион­но-личностной реакцией понимают преходящие, ситуацион­но обусловленные отклонения в поведении ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в опреде­ленной микросреде (семья, школа и т. п.), имеют четкую пси­хологическую направленность на определенных лиц, не ведут к временному нарушению социальной адаптации и не сопро­вождаются соматовегетативными расстройствами.

Основными критериями перехода психологических реак­ций в патологические В. В. Ковалев (1981, 1995) считает:

1) распространение реакции за пределы той ситуации и микросреды, где они возникли;

2) утрату психологической понятности поведения;

3) присоединение невротических расстройств (колебания настроения, раздражительность, истощение, нарушения сна, соматовегетативные расстройства).

Чаще всего патологические реакции развиваются из пси­хологических, иногда же, особенно у подростков с премор-бидной отягощенностью, они с самого начала носят патологи­ческий характер.

Сходные критерии в отношении патологических «подро­стковых поведенческих реакций» формулирует А. Е. Личко (1983,1999), по мнению которого патологическая реакция от­личается от вариантов нормального поведения подростка:

1) склонностью к генерализации, т. е. способностью воз­никать в самых различных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, поводами;

2) склонностью приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя как клише по разным поводам один и тот же поступок;

3) склонностью превышать «потолок» нарушения поведе­ния, никогда не превышаемый той категорией сверстников, с которой растет подросток, и той группой, к которой он при­надлежит;

4) склонностью приводить к социальной дезадаптации.

К указанным критериям целесообразно еще добавить сни­жение критического отношения к своему поведению, так как именно этим объясняется, на наш взгляд, и склонность пре­вышать «потолок» нарушения поведения, никогда не превы­шаемый в норме, и свойство патологических реакций приво­дить личность к социальной дезадаптации.

В. В. Ковалев (1979) патологические ситуационно-лично­стные («патохарактерологические») реакции, наряду с невро­зами и реактивными психозами, относит к группе психоген­ных (реактивных) заболеваний. По его мнению, они занимают промежуточное положение между психогенными реакциями и патологическими формированиями (развития-ми) личности.

Единой общепринятой систематики описываемых ситуаци­онно-личностных реакций у детей и подростков не существует.

Классификация Jenkins (1969), принятая Американской психиатрической ассоциацией, включает в себя семь разно­видностей нарушений поведения: гиперкинетическую реак­цию, реакцию «ухода в себя» («withdrawing»), реакции трево­ги, бегства, «несоциализированную агрессию», групповые правонарушения и прочие виды реакций.

Французские психиатры (Heuyer et al., 1934; Michaux, 1950, и др.), обозначая сходную группу личностных реакций у детей как «общие аффективные реакции», делят их на сле­дующие формы:

1) реакция отказа;

2) протеста (оппозиции);

3) имитации;

4) компенсации и

5) гиперкомпенсации.

Известны классификации нарушений поведения у детей и подростков Stutte (1960), Nissen (1977), Hodgman (1983) и др.

На наш взгляд, все указанные классификации страда­ют сходными недостатками. Во-первых, большая часть из

известных зарубежных классификаций носит чисто описа­тельный характер (Jenkins, 1969) или представляет собой компиляцию известных психопатологических синдромов (Stutte, 1960). Во-вторых, все ситуационно-личностные ре­акции, проявляющиеся нарушением поведения, рассматри­ваются в них только как патологические. И наконец, ситуа­ционные реакции как форма реагирования личности на воздействие окружающей социальной среды обычно смеши­ваются в них с девиантными формами поведения как соци­ально-психологическим явлением.

В отечественной психиатрической и клинико-психоло-гической школе благодаря работам Г. Е. Сухаревой (1959), О. В. Кербикова (1961), В. В. Ковалева (1979) и др. в каче­стве основы для систематизации ситуационно-личностных реакций у детей взята классификация французских авто­ров (Michaux, 1950, и др.), которая включает в себя реак­ции отказа, оппозиции, имитации, компенсации и гипер­компенсации.

В подростковом возрасте, наряду с указанными, выделяют реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увле­чения и обусловленные сексуальным влечением (А. Е. Личко, 1973). Мы дополнительно выделяем реакции, обусловленные формирующимся самосознанием, а в их рамках: 1) реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности, к своему физическому «я», и 2) реакции, связанные с при­стальным вниманием к своему внутреннему миру.

2.2. Реакции, свойственные преимущественно детям

Описанные в этом разделе реакции чаше всего бывают у детей, но в определенных условиях встречаются и у подро­стков. Особенно часто они отмечаются в младшем подростко­вом возрасте, у подростков с явлениями психического инфан­тилизма и резидуальными органическими поражениями головного мозга.

2.2.1. Реакция отказа проявляется отсутствием или сни­жением стремления к контактам с окружающими. Дети отли­чаются малообщительностью, общей заторможенностью, не­редко испытывают чувство отчаяния, страх перед всем

новым, отказываются от пищи, привычных игр, не отвечают на вопросы, стремятся к уединению.

Реакция отказа часто возникает у детей при внезапном от­рыве их от родителей, семьи, привычной обстановки (поме­щение в детский сад, больницу, детдом, в чужую семью и т. п.).

По наблюдениям А. Е. Личко (1983), подобные реакции нередко появляются у инфантильных и конформных подро­стков, когда их насильно отрывают от привычной для них об­становки (семья, компания сверстников), круто меняют сте­реотип жизни.

2.2.2. Реакция оппозиции. Выделяют реакции активной и пассивной оппозиции.

Активная оппозиция может выражаться в нарочитой гру­бости, непослушании, вызывающем поведении, категориче­ских отказах выполнять какие-либо поручения. Иногда такая реакция сопровождается плачем, бранью, разрушительными и даже агрессивными действиями.

Психологическая реакция оппозиции возникает в услови­ях психотравмирующей ситуации и направлена на определен­ных лиц, которых ребенок считает обидчиками и виновника­ми его переживаний. Такие реакции обычно бывают кратковременными и не склонны к фиксации.

Патологические реакции этого типа отличаются разнооб­разием и интенсивностью проявлений. По сравнению с пси­хологическими, они более продолжительны, выходят за пре­делы той микросреды, в которой возникли, и могут быть направлены не только на «обидчиков», но и на других людей.

В рамках патологических реакций активной оппозиции выделяют острые эксплозивные реакции, сопровождаю­щиеся аффективным сужением сознания, двигательным возбуждением и выраженными вегетососудистыми наруше­ниями (В. В. Ковалев, 1979, 1995). Медленно накапливаю­щаяся обида, наоборот, нередко проявляется в продуман­ных, заранее спланированных поступках. Чтобы отомстить «обидчикам», дети и подростки портят их одежду, пишут на стенах нецензурные слова, занимаются оговорами, крадут вещи, принадлежащие обидчику, и т. п. В этом стремлении «делать все назло» дети и подростки бывают очень изобре-

ательны и настойчивы, что дало основание некоторым ав­торам (Duche et al., 1958) говорить о «псевдоперверсивном» поведении, напоминающем поведение лиц с нарушениями влечений.

В. В. Ковалев (1979, 1995) основными отличительными признаками реакций активной оппозиции от истинной пато­логии влечений считает: 1) определенную направленность и осознанность (месть обидчику) неправильного поведения; 2) относительно быструю нормализацию поведения (обрат­ное развитие реакции) при благоприятном для ребенка изме­нении ситуации.

Реакция пассивной оппозиции у детей старшего возраста и подростков чаще всего проявляется отказами от еды и вы­полнения тех или иных требований и поручений, уходами из дому, суицидальным поведением; у детей младшего возрас­та — мутизмом, рвотами, недержанием мочи и кала и другими соматовегетативными нарушениями.

Реакция пассивной оппозиции, как правило, сопровожда­ется изменениями поведения, отражающими характер отно­шения ребенка или подростка к окружающим: проявления недовольства, обиды, замаскированной враждебности по от­ношению к «виновнику» сложившейся ситуации, утрата прежнего эмоционального контакта с ним, необщительность, капризность.

В основе реакции оппозиции лежат сверхценные пережи­вания обиды, ущемленного самолюбия и вытекающее из этих переживаний желание отомстить обидчику или как-то нака­зать его.

Причиной подобного рода реакций могут быть чрезмер­ные, а главное, несправедливые, с точки зрения ребенка, тре­бования, непосильные нагрузки (школа, музыка, спорт, тех­нические кружки и т. д.), незаслуженное оскорбление или наказание.

Нередко реакция оппозиции возникает у ребенка в ответ на изменившееся к нему отношение близких. Это особенно часто бывает при рождении второго ребенка, появлении в се­мье отчима или мачехи. Такую реакцию могут вызывать по­стоянные конфликтные взаимоотношения в семье, хрониче­ская неуспеваемость в школе.

По мнению А. Е. Личко (1983), реакция оппозиции у под­ростков чаще всего носит демонстративный характер, как сиг­нал для взрослых о трудной ситуации, переносить которую подростку больше не под силу.

Наши наблюдения показывают, что истинные реакции оп­позиции у подростков, как правило, лишены истерической окраски и нередко проявляются жестокими поступками, аг­рессией, длительными уходами из дому, хронической алкого­лизацией, приемом наркотиков, попытками самоубийства.

2.2.3. Реакция имитации характеризуется стремлением во всем подражать определенному лицу или образу. Чаще всего это реальный человек, пользующийся авторитетом у ребенка, конкретный герой из книги или кино, но иногда ребенок (подросток), может подражать вымышленному ге­рою, поведение и характерологические качества которого со­ответствуют его идеалам.

Принято считать, что реакции имитации присущи в основ­ном детям, однако, по нашим наблюдениям, они широко рас­пространены среди подростков, а иногда отмечаются и у взрослых, особенно у лиц с истерическими и неустойчивы­ми чертами характера. Не будучи чаще всего патологически­ми, реакции имитации имеют склонность к повторению и фиксации, которые со временем становятся стереотипом по­ведения.

Наряду с имитацией положительных качеств и поступков в детском и подростковом возрасте особенно легко и охотно копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, воровство, разврат), а также вредные привычки (курение, пьянство, употребление наркотиков). Заслуживают внимания данные Gould et al. (1986), Phillips et al. (1986) о статистически достоверном уве­личении числа суицидальных действий среди детей и подро­стков после телепередач о суицидах и кинофильмов с демон­страцией самоубийств.

Формированию подобных реакций способствует наличие «асоциального» окружения или «асоциального» героя, кото­рый служит предметом для подражания. Запрещенность ука­занных форм поведения, фактор риска окутывают их обла­ком мнимой романтики, что, в свою очередь, способствует

фиксации реакции имитации, трансформации их в стереотип поведения.

А. Е. Личко (1973) описал у подростков реакцию отрица­тельной имитации. Она встречается относительно редко и яв­ляется как бы негативом с модели, служащей предметом для подражания.

Так, например, подросток, отец которого алкоголик, нахо­дясь в компании сверстников с асоциальным поведением, со­всем не брал в рот спиртного. Другой подросток, воспитыва­ясь в семье, где процветало взяточничество, пьянство и разврат, вел подчеркнуто скромный образ жизни, а после окончания средней школы пошел работать на завод, отказав­шись от возможности «легкого» поступления в престижный институт.

Подобные реакции представляют собой не только форму протеста, но в большей мере проявление борьбы за самостоя­тельность, самоутверждение и в этом смысле стоят ближе к реакции эмансипации.

2.2.4. Реакция компенсации свойственна как детям, так и подросткам и характеризуется стремлением скрыть или вос­полнить свою слабость, несостоятельность в одной области деятельности успехом в другой.

Со времен А. Адлера (Adler, 1912) реакции компенсации и гиперкомпенсации рассматривают как средство психологиче­ской защиты личности от переживаний собственной неполно­ценности, связанных с сознанием какого-либо физического или психического недостатка. Физически слабый, феминизи­рованный мальчик отказывается от коллективных игр, где нужна сила и ловкость, зато преуспевает в технических круж­ках, шахматах, выделяется начитанностью и знаниями в об­ласти точных наук. И наоборот, подросток, плохо успеваю­щий в школе, компенсирует это успехами в спорте, художественной самодеятельности или активным участием в общественной работе.

Нередко подросток, с трудом усваивающий учебный мате­риал, бравирует своим незнанием, подчеркнуто пренебрежи­тельно относится к учебе, третирует отличников, системати­чески совершает в классе «геройские» поступки, приводящие в восхищение его менее «смелых» товарищей по классу.

Часто можно наблюдать, как подросток, лишенный авто­ритета среди сверстников, пытается восстановить свой пре­стиж в группе младших по возрасту или ограничивается фан­тазиями замещающего характера (представляет себя отважным космонавтом, известным спортсменом, гениаль­ным изобретателем и т. п.).

2.2.5. Реакция гиперкомпенсации. Характеризуется стремлением ребенка или подростка добиться высших ре­зультатов именно в той области, где он оказался несостоя­тельным.

Физически слабый ребенок посредством упорных, порой изнуряющих тренировок достигает блестящих спортивных результатов. При этом сенситивный, робкий и неуклюжий подросток выбирает такие виды спорта, где нужна смелость, ловкость, физическая сила (самбо, каратэ и т. п.). Склонные к фобиям и плохо переносящие боль испытывают себя темно­той, уходят ночью в лес одни, приучаются спать в холоде на жесткой постели.

Стремление доказать себе и окружающим свое бесстрашие нередко толкает подростков на безрассудные, опасные для жизни поступки (прыгают в воду с большой высоты, ходят по карнизам домов и т. п.).

Реакции гиперкомпенсации в зависимости от условий мо­гут играть как отрицательную, так и положительную роль в формировании личности подростка. Желание испытать се­бя «на прочность», проверить свои физические и психиче­ские возможности помогает добиться успехов в учебе, спор­те, труде, способствует правильному формированию самосознания и мировоззрения. Однако те же желания и стремления, ложные понятия об отваге и независимости не­редко толкают на путь антисоциального поведения и право­нарушений.

В ряде научных публикаций (Ю. А. Строганов, Б. Н. Ал­мазов, 1981, и др.) показано, что реакции компенсации и ги­перкомпенсации у подростков встречаются особенно часто. Это в определенной мере объясняется присущими пубертат­ному возрасту высокими темпами созревания, недостаточной внутренней координированностью соматоэндокринных сдвигов, специфическими, не встречающимися ни в одном из

более ранних или более поздних возрастов, проблемами формирования структуры отношений подростка с окружаю­щей его микросредой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: