Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления:
1) определение факторов риска и выделение так называемых групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения;
2) раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями;
3) медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения.
Изучение факторов риска девиантного поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.
Выделены факторы риска раннего алкоголизма (Н. Я. Копыт, П. И. Сидоров, 1986), преступного поведения (В. Я. Семке и соавт., 1982; В. Н. Кудрявцев и соавт., 1986) и формирования сексуальных девиаций (Г. С. Васильченко, 1977; А. Е. Личко, 1983; Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1986; Imielinski, 1982).
Некоторые авторы (Ю. М. Антонян и соавт., 1986) не без ос- ' нований считают, что индивидуальное прогнозирование девиантного поведения возможно на основании изучения качественных и количественных показателей (признаков) его мотивации.
|
|
Обобщая данные литературы и свой опыт, авторы выделяют три основные группы таких признаков:
1) внешние условия мотивации (обстоятельства жизни, воспитания, деятельности, досуга и т. д);
2) внутренние условия мотивации (индивидуальные особенности личности);
3) типичные мотивации субъекта (мотивации, обусловливающие взаимодействия личности и среды).
А. Е. Личко, И. Ю. Лавский (1986), исследуя медико-психологические аспекты проблемы, выделяют следующие признаки высокого риска патологических нарушений поведения у подростков:
1) высокие показатели психологической склонности к де-линквентности и алкоголизации;
2) акцентуации характера неустойчивого типа;
3) высокие показатели эмоциональной лабильности, эпи-лептоидности, истероидности;
4) резко выраженные реакции эмансипации или диссиму-ляции личностных отношений;
5) крайне низкую конформность (подходы к психологической диагностике вышеуказанных признаков подробно охарактеризованы в приложении 1).
Из подростков с повышенным риском той или иной формы девиантного поведения (пьянство, правонарушения, суициды, сексуальные девиации) формируются так называемые группы профилактического учета. Эти группы нельзя считать девиантными, но с ними, как и с любой другой «группой риска», необходимо усилить профилактическую работу.
Выявление лиц с нервно-психическими расстройствами. В настоящее время в отечественной науке сформировалось устойчивое мнение о том, что отклонения в поведении, особенно такие его формы, как правонарушения, пьянство, половая распущенность, суицидальные действия, встречаются как у больных, так и у здоровых в нервно-психическом отношении людей (В. В. Ковалев, 1981; А. Г. Амбрумова, 1983; А. Е. Личко, 1983; В. Н. Кудрявцев и соавт., 1986).
|
|
Такой подход к проблеме имеет принципиальное значение, поскольку во многом определяет тактику профилактических мероприятий: в первом случае это в основном меры медицинского характера (раннее выявление, учет, лечение, трудоустройство и т. д.); во втором — меры воспитательного и правоохранительного порядка.
Количество лиц с нервно-психическими расстройствами среди подростков с нарушениями поведения, по данным большинства авторов, колеблется в среднем в пределах 25-55 % (В. Я. Семке и соавт., 1982; Н. И. Емельянцева, 1986; и др.).
Ю. М. Антонян и соавт. (1979) при обследовании большой группы правонарушителей нашли, что психически здоровые среди них составили 26,6 %; вменяемые, но с признаками различных нервно-психических расстройств, — 58,3 %. Среди нервно-психических расстройств, не исключающих вменяемость, на первом месте стоят последствия органического, в том числе и травматического, поражения головного мозга (36,7 %), затем психопатии и психопатоподобные состояния (32,4 %) и олигофрении (16 %).
В. Я. Семке и соавт. (1982) при обследовании 386 детей и подростков (10-16 лет), обучавшихся в школе для несовершеннолетних правонарушителей, выявили социально-педагогическую запущенность (психически здоровые) в 45 % случаев, патохарактерологические расстройства — в 38 %,
невротические расстройства — в 9,6 %, психоорганические нарушения — в 6,5 % и задержку умственного развития — в 0,78 % случаев.
В. Т. Кондратенко (совместно с Н. И. Емельянцевой и С. А. Мороз) при обследовании подростков в возрасте 15-18 лет, состоявших в связи с правонарушениями на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, психические расстройства выявили у 42,8 % из них. При этом расстройство личности (психопатия) диагностировано у 20,7 % обследованных, отдаленные последствия органического поражения головного мозга — у 6,8 %, алкоголизм, наркомания и токсикомания — у 5 %, олигофрения — у 3,5 %.
Пестрота полученных разными авторами результатов объясняется главным образом неоднородностью изучаемого контингента (общая популяция, школа для несовершеннолетних правонарушителей, психиатрический стационар). Тем не менее все авторы сходятся во мнении, что среди психических расстройств, встречающихся у несовершеннолетних правонарушителей, одно из первых мест занимает расстройство личности (психопатия). Это дало повод некоторым исследователям (А. К. Ленц, 1927) идентифицировать такие понятия, как психопат — социопат — врожденный преступник. Подобные же мнения высказывались зарубежными авторами и в более позднее время (Millet, 1959; Shirley, 1963; Cloninger, 1982; и др.).
Видные отечественные психиатры (В. П. Осипов, П. Б. Ганнушкин, Н. Н. Тимофеев и др.) всегда четко отграничивали правонарушения у лиц, страдающих психопатией, от правонарушений у психически здоровых, но асоциально ориентированных личностей.
В.П.Осипов (1944) ввел термин «псевдопсихопатия». В наше время более широкое распространение получило понятие о «микросоциально-педагогической запущенности» (В. В. Ковалев, 1976). Микросоциально-педагогическая запущенность отличается от психопатии прежде всего отсутствием патологической динамики личности, большей изобретательностью поведения в зависимости от микросреды и ситуации, изменчивостью, переключаемостью поведения в различных условиях и при выполнении подростком различных
социальных ролей, более выраженным самоконтролем. В.В.Ковалев (1981) в качестве дополнительного признака микросоциально-педагогической запущенности выделяет отсутствие невротических и соматовегетативных нарушений.
|
|
Пьянство как девиантную форму поведения приходится дифференцировать, с одной стороны, с начальными стадиями алкоголизма, с другой — с нервно-психическими заболеваниями, нередко сопровождающимися злоупотреблением алкоголем.
По данным В. А. Гурьевой, В. Я. Гиндикина (1980), обследовавших подростков с «бытовым пьянством», психопаты со-(гавили 35,2 % (среди взрослых — 17,2 %). Авторы указывают а частое сочетание пьянства у подростков с невротическими 55,3 %) и аффективными (46,2 %) расстройствами. Среди обследованных В. Т. Кондратенко (1986, 1988) одростков с признаками пьянства (эпизодическое частое и систематическое) 24,8 % составили психопаты, 12,4 % — лица с отдаленными последствиями органического поражения головного мозга и психопатизацией личности, 10 % — олигофрены (легкая и умеренная степень дебильности), 9 % —лица с прочими психическими нарушениями и 43,8 % — практически здоровые подростки с выраженной социальной и педагогической запущенностью.
При обследовании 886 подростков и юношей (15-20 лет) с суицидальным поведением (196 суицидов и 690 покушений) выявлено, что примерно 26 % суицидальных действий были связаны с психическими заболеваниями, из них 10 % — с острыми и хроническими психозами и 16 % — с пограничными нервно-психическими расстройствами.
При обследовании группы подростков с сексуальными девиациями психические нарушения были обнаружены у 38,6 % из них (В. Т. Кондратенко, 1988).
На особенности отдельных форм нарушения поведения в рамках различных заболеваний указывают многие авторы (М. Ш. Вроно, 1981; С. Ф. Озерецковский, 1981; А. Е. Личко, 1983; Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1986; и др.).
На состоявшемся в 1986 году международном симпозиуме на тему «Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков» большинство докладов было посвящено
особенностям нарушения поведения при различных психических заболеваниях. Подобные исследования, несомненно, перспективны, так как способствуют отграничению социально-педагогической запущенности от психических заболеваний, а главное, позволяют выработать дифференцированные и конкретные мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию различных форм нарушения поведения.
|
|
Медицинская коррекция нарушений поведения рассчитана на лиц с нервно-психическими расстройствами, а следовательно, является частью более широкой системы лечебно-педагогических мероприятий. В практической работе врача наибольшее распространение получили два основных метода коррекции поведения: психотерапевтический и медикаментозный.