Учитывая большую социальную значимость девиантного поведения в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние человека, имеется огромное количество подходов к решению данной проблемы. Их можно условно разделить на две основные концепции: психолого-психотерапевтическую и медико-биологическую.
Психолого-психотерапевтическая концепция базируется на представлении о сущностной значимости личностных деформаций в возникновении, психологической коррекции и терапии алкогольной и наркотической зависимостей.
В рамках психолого-психотерапевтической парадигмы коррекции и терапии девиантного поведения выделяется несколько аспектов. Акцент необходимо сделать, во-первых, на индивидуальном или групповом (в том числе семейном) ракурсах; во-вторых, на способах — консультативном, коррекционном (тренинге адаптивных форм поведения) или психотерапевтическом (суггестивном) (В. Д Менделевич, 2001).
Главной мишенью психологического воздействия при работе с подростками, у которых формируется аддиктивное поведение, является психологическая зависимость от алкоголя, влечение к употреблению спиртных напитков. По мнению большинства исследователей, психологическая коррекция влечения к алкоголю происходит комплексно и на различных уровнях психической деятельности. На когнитивном уровне это преодоление анозогнозии, на уровне самосознания — влияние на самооценку, самоуважение, на эмоциональном — комплексное лечение аффективных нарушений, на уровне поведения — изменение стиля и образа жизни и воздействие на среду пациента, на мотивацион-ном — создание и укрепление мотивов, альтернативных по отношению к патологическому влечению к алкоголю.
При лечении начальной формы алкогольной зависимости могут применяться разнообразные формы психотерапии: косвенная, или опосредованная, эмоционально-стрессовая психотерапия- плацебо-психотерапия по В. Е. Рожнову, хлорэтиловые блокады по А Р. Довженко, электросон по В. А. Гиляровскому и соавторам, навязывание усиленных биотоков, предварительно записанных у глубоко спящего пациента, — по В. Т. Кондратенко. Может применяться гипносуггестивная (индивидуальная и коллективная), групповая (при правильном подборе группы и опытном психотерапевте), условно-рефлекторная терапия с апоморфином, имплантацией препарата «Эспераль» и другие методы. Могут применяться и недирективные методы: НЛП, психоанализ (особенно в тех случаях, где злоупотребление алкоголем связано с патологией личности). Таких методов лечения формирующейся алкогольной зависимости много (В. Т. Кондратенко, А Ф. Скугаревский, 1983).
Из индивидуальных методик психотерапии отклоняющегося поведения в виде алкогольной зависимости в странах СНГ большое распространение имеет метод суггестивного воздействия в форме эмоционально-стрессовой психотерапии (различные виды и формы так называемого «кодирования»), носящей либо непосредственный (директивный), либо опосредованный характер. В связи с низкой эффективностью терапии алкоголизма с помощью традиционных для наркологической практики методов и способов (условно-рефлекторной психотерапии, аверсивной терапии) лидирующую позицию начинает занимать система опосредованной психотерапии. Под опосредованной психотерапией понимается «комплекс разнообразных манипуляций (от ритуальных до хирургических), несущих особую психологическую нагрузку, направленную на повышение внушаемости при выработке и закреплении в сознании больного определенной лечебной установки — терапевтической доминанты» (А. Г. Гофман, А. Ю. Магалиф). В основе опосредованной психотерапии алкоголизма лежит комплекс запретительных мер, нацеленных на выработку у пациента опасения неминуемых тяжких расстройств здоровья в случае возвращения к употреблению спиртных напитков. К этой группе терапевтических мероприятий относятся такие ставшие известными методы, как метод «кодирования» по А. Р.Довженко (1984) (см. приложение 6) в различных модификациях, акупунктура, «Торпедо», «Пролонг-2» и другие.
Наряду с некоторыми положительными сторонами перечисленных методик, например быстротой процедуры («критерий одномоментности»), возможностью амбулаторного лечения и даже «терапии на дому», за годы их практикова-ния обнаружились и существенные негативные проявления. В первую очередь обращает на себя внимание недостаточная гуманность подхода к терапии больных алкоголизмом, оправдываемая тем, что «глубинный уровень психической зависимости от алкоголя делает недостаточно эффективным использование моральных контрмотивов к употреблению спиртного». Однако приведенное оправдание не вполне корректно, и трудности при использовании в терапии алкоголизма моральных качеств больного не могут обосновывать негуманность практикуемых терапевтом методов. Особо значим последний фактор при коррекции формирующейся алкогольной зависимости, которая является формой деви-антного поведения, а не болезнью. Подавляющее большинство методик опосредованной психотерапии алкоголизма по сути своей использует аверсивный принцип — вызывание отвращения к употреблению спиртных напитков. Если при классической аверсивной терапии у пациента формируют страх перед соматическими последствиями употребления алкоголя, то при опосредованной психотерапии — страх перед нарушением наложенного табу и возможными психическими осложнениями, что приводит к частому возникновению ятрогенных невротических расстройств и вторичных девиаций поведения. К недостаткам указанных выше психотерапевтических методов можно отнести и широко используемое шоковое (нередко сопряженное с болевым) воздействие в момент кодирования, а также третирование больных в связи с их болезнью. В том же ряду находится и поддержание, а зачастую и продуцирование мифологического мышления пациентов, убеждаемых в том, что «в их мозг вводится материализованный код, способный сдерживать пагубное пристрастие».
К тому же для большинства подростков, злоупотребляющих алкоголем, характерна «антиципационная несостоятельность» (В. Д. Менделевич, 2001), характеризующаяся недостаточной способностью предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования с использованием прошлого жизненного опыта. Это приводит к малой результативности внушения типа «злоупотребление алкоголем на фоне действия «кода» приведет вас к смерти либо тяжелой болезни!», поскольку данная мрачная перспектива неопределенно далека, а алкогольный «кайф» — всегда под рукой.
Одним из распространенных психологических подходов в терапии алкогольной зависимости считается групповая психотерапия, использующая феномен «группового давления». Групповая психотерапия располагает значительными возможностями для преодоления алкогольной анозогнозии, разрешения или ослабления внутриличностных конфликтов и трудностей межличностного взаимодействия.
По данным С. В. Цыцарева (2000), целесообразно проведение групповой психотерапии в два этапа. На первом этапе проводится работа с отношением к болезни, в центре внимания второго этапа — межличностные и интрапсихические проблемы. Особое внимание уделяется повышению самооценки и самоуважения участников группы. Среди применяемых в групповой психотерапии методик можно выделить: свободную дискуссию, проективные рисунки, ролевые игры, психогимнастику. Оптимальная численность группы от 8 до 14 человек. Состав группы не меняется на протяжении всего хода лечения (закрытые группы). Продолжительность одного занятия составляет 1,5-2 часа. В условиях стационара группа может работать 4-5 раз в неделю, в амбулаторных — 2 раза в неделю.
Считается, что эффективность групповой психотерапии во многом определяется личностной и профессиональной позицией психотерапевта. Поведение и эмоциональные проявления ведущего группы оказываются моделью, на основе которой строятся взаимоотношения больных в группе. Оптимальной тактикой психотерапевта принято считать недирективное, поддерживающее поведение с элементами руководства. Врач не может предлагать больным готовых решений.
Одним из наиболее распространенных способов групповой психотерапии алкогольной зависимости является терапия, названная «12 шагов» и входящая в структуру международного общественного движения «Анонимные алкоголики (АА)». Отличительной особенностью программы «12 шагов» является то, что она использует нравственный и даже духовный подход и формирование религиозности в качестве одного из терапевтических приемов. Программа включает в себя следующие этапы и принципы.
1. Признание бессилия перед алкоголем, факта потери контроля над своей жизнью.
2. Признание того, что выздороветь может помочь только сила, более могущественная, чем сам больной. Это позволяет человеку, страдающему алкогольной зависимостью, избавиться от ощущения себя «центром мироздания» и связанных с этим отчаянных, но безуспешных попыток «взять себя в руки».
3. Решение перепоручить свою волю и свою жизнь Богу, как они его понимают.
4. Добросовестный и искренний анализ себя и своей жизни с нравственной точки зрения. Это позволяет определить меры, направленные на достижение желаемых изменений в своей жизни.
5. Искреннее, похожее на исповедь, признание перед Богом, самим собой и другими людьми своих заблуждений. Это избавляет человека от чувства одиночества. Позволяет надеяться на прощение со стороны других людей, что открывает возможность примирения с самим собой.
6. Этап подготовки к дальнейшим изменениям, к избавлению от собственных слабостей. Полное совершенство едва ли достижимо, но стремление к нему дает возможность достижения более высокой ступени нравственного развития.
7. Этап, во время которого культивируется смирение. Это создает фундамент для полного пересмотра жизненных принципов, подготовка к которому проводилась ранее.
8. Составление списка людей, по отношению к которым имеется чувство вины. Готовность искупить вину перед ними.
9. Шаг конкретных действий, который помогает упорядочить отношения с окружающими. По возможности — реальное возмещение ущерба, причиненного конкретным людям.
10. Углубление самоанализа, ежедневное подведение итогов своего поведения, осмысление своих слабых и сильных сторон.
11. Молитвы и размышления с целью углубить соприкосновение с Богом. Еще раз подчеркивается духовный аспект программы.
12. Активное оказание помощи другим участникам сообщества. Это вызывает чувство самоуважения, без которого человек, страдающий алкогольной зависимостью, не в состоянии достичь полной трезвости.
Для лечебно-профилактической работы с группами риска в отношении алкогольной и наркотической зависимостей М. Е. Бурно (1979) предложена методика, названная психотерапией творческим самовыражением. Она включает:
1) терапию созданием творческих произведений (литература, музыка, живопись, графика, фотографирование, исполнительское творчество, вязание, вышивание, че канка и т. д.);
2) терапию творческим общением с природой;
3) терапию творческим коллекционированием;
4) терапию проникновенно-творческим погружением в прошлое;
5) терапию ведением дневника и записных книжек;
6) терапию творческими путешествиями;
7) терапию с помощью переписки с врачом, письма которого носят психотерапевтический характер.
Основой психоаналитического метода лечения является генетический подход, т. е. попытка объяснить поведение и переживания пациента его прошлым психическим опытом, в первую очередь в период детства.
Основной причиной многих нервно-психических расстройств 3. Фрейд (Freud) и его сторонники считали «вытеснение» в раннем детском возрасте (в первые 3 года жизни) в «бессознательное» запрещенных половых влечений, приводящее к образованию «инфантильно-сексуальных комплексов».
Влечение к алкоголю психоаналитики объясняют скрытой гомосексуальностью, регрессом к оральной фазе сексуального влечения, вызванным холодным отношением матери, ранним отнятием от груди и т.п.
Целью психоанализа по 3. Фрейду является восстановление в памяти, «вскрытие» не осознанных больным в основном сексуальных переживаний детского возраста и их эмоциональное отреагирование в беседе с врачом или во сне (катарзис).
Позже один из ближайших учеников Freud психиатр А. Адлер (Adler), отказавшись от пансексуальной концепции своего учителя, полагал, что в основе этиологии неврозов и алкоголизма лежит конфликт между стремлением к власти и чувством собственной неполноценности. «Комплекс неполноценности», по Adler, выражается в ощущениях своей беспомощности, немощности, которые могут сочетаться с агрессивностью, враждебностью и в конечном итоге проявляться в повышенном влечении к алкоголю.
Большинство современных психоаналитиков при изучении и лечении алкоголизма, наряду с классическими методами, применяли и результаты исследования «интерперсональных отношений» в различных социальных группах, пытаясь выявить причины «плохой адаптации» человека, страдающего алкогольной зависимостью, в обществе.
Аналитическая психотерапия в современном понимании — это лечение путем выявления неосознанных переживаний и влечений. Нельзя отрицать, что у человека могут существовать комплексы неосознанных переживаний, которые являются одной из причин его заболевания.
Выявление и ликвидация таких комплексов — задача каузальной (причинной) психотерапии, направленной прежде всего на выявление психогенных, но не осознанных больным причин, приводящих его сначала к образу жизни, предрасполагающему возникновению зависимости от алкоголя. Психотерапевт совместно с пациентом подробно анализируют жизненный путь последнего: его развитие, взаимоотношения в семье, в коллективе и т. д. Скрытые условия и обстоятельства, которые могут быть причиной заболевания, нередко выявляются с помощью словесно-ассоциативного эксперимента, при изучении сновидений и т. д. После выявления неосознанных условий и обстоятельств психотерапевт разъясняет их больному. При этом он стремится, чтобы сам больной пришел к выводу о их существовании.
Таким образом, аналитическая психотерапия по своей сути близка к рациональной. Разница заключается лишь в том, что при рациональной психотерапии пытаются повлиять на личность, перевоспитать ее посредством наглядных для больного, неоспоримых фактов, а при аналитическом методе — выявить и разъяснить больному скрытые от него причины (В. Т. Кондрашенко, А. Ф. Скугаревский, 1983).
Сочетание каузальной и рациональной психотерапии лежит в основе патогенетической психотерапии, направленной прежде всего на выявление патогенеза заболевания. При беседе с пациентом психотерапевт может выяснить со-j бытия и ситуации, способствующие развитию болезни, помочь ему понять роль отдельных факторов и внести коррек-| тивы, направленные на их ликвидацию.
В основу экзистенциального подхода в психотерапии формирующейся алкогольной зависимости положено разрешение базисных экзистенциальных конфликтов личности, связанных с проблемами (И. Ялом, 1999):
1) осмысленности и бессмысленности существования;
2) жизни и смерти;
3) изоляции от общества и вовлеченности в общение с людьми;
4) свободы, ответственности, воли и несвободы, зависимости и безволия.
Условиями терапии становятся:
а) принятие пациента таким, какой он есть (т. е. эмпатийность, беспристрастность, отказ от позиции осуждения и даже оценки употребления алкоголя);
б) искренность (истинное желание помочь пациенту осознать собственные проблемы, найти способы их решения, а не манипулирование им);
в) позитивный взгляд на возможность избавления от алкогольной зависимости в каждом конкретном случае.
Процесс психологического консультирования включает в себя совместные размышления психотерапевта (психолога) и пациента об экзистенциальных кризисах, обусловленных неразрешенностью одного из перечисленных базисных конфликтов. При психологической коррекции формирующейся алкогольной зависимости в игровых условиях происходит моделирование фрустрирующих жизненных ситуаций, в которых испытуемый должен сориентироваться и дать адекватную реакцию. Важным фактором становится выработка навыков коммуникативной компетентности и толерантности.
Практические методики экзистенциальной психотерапии основаны на положении о том, что терапия может быть причиной личностного изменения лишь постольку, поскольку она приводит пациента к принятию нового способа поведения.
При анализе экзистенциальной проблемы смерти упор делается на постулат о том, что «существование не может быть отложено». Изучается концепция жизни и смерти, существующая у пациента, исходя из уравнения: «удовлетворенность жизнью обратно пропорциональна страху смерти» (И. Ялом, 1999). Изучается иерархия ценностей пациента, делается попытка показать относительность любой ценности.
Наиболее важным в процессе экзистенциальной психотерапии девиантного поведения в виде формирующейся алкогольной зависимости является разработка проблемы осмысленности и бессмысленности существования, которая направлена на разрешение одного из наиболее значимых и сушностных кризисов человека, страдающего зависимостью, — кризиса бессмысленности. Можно утверждать, что наиболее частым мотивом включения алкоголя в систему ценностей человека и формирования алкогольной зависимости является ощущение бессмысленности существования. Кризис бессмысленности способен формировать ад-диктивный тип девиантного поведения, так как именно при нем отмечается стремление уйти от реальности (т. е. от отсутствия осмысленности собственной жизни) путем искусственного изменения своего психического состояния. Проблема поиска смысла жизни включает рассуждения о существовании «космического» и индивидуального смысла жизни. Под первым подразумевается некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий какое-либо магическое или духовное упорядочение Вселенной. Некоторые психотерапевтические методики (например, программа «12 шагов») делают упор именно на этом аспекте терапии.
Принципом экзистенциальной психотерапии является утверждение о том, что жизненные смыслы лежат не вне, а внутри человека, что только сама личность способна творить смыслы, т. е. являться смыслопорождающим субъектом. Основой же осмысленности жизни, наряду с интеллектуальным, нравственным, телесным и материальным совершенствованием, является понятие «вовлеченности в жизнь». Под «вовлеченностью» понимается включенность человека в любую практическую деятельность, реальная активность в преобразовании мира, близкого окружения и самого себя.
Известный еще философам древности «гедонистический парадокс»: «чем сильнее мы стремимся к удовольствию, тем больше оно от нас ускользает» может разрешаться двояко.
Во-первых, так, как предлагает В. Франкл (1990): «удовольствие является побочным продуктом смысла и поэтому искание следует посвятить не поиску удовольствий, а поиску смысла». Во-вторых, по предложению И. Ялома, «смысл, как и удовольствие, должен преследоваться косвенно, а ощущение осмысленности и удовлетворенности является побочным продуктом вовлеченности» (1999).
Стремление пациента с формирующейся алкогольной зависимостью, как и наркомана с психологической зависимостью, получить удовольствие, испытать эйфорию, «кайф», можно рассматривать как стремление избежать кризиса бессмысленности существования и подобным искусственным путем получить (а не создать) смысл. Основой психотерапевтической работы с формирующейся алкогольной зависимостью должен стать принцип вовлеченности.
Не менее важны в экзистенциальной психотерапии формирующейся алкогольной зависимости групповые психотерапевтические стратегии, направленные на формирование ответственности. Они включают принятие пяти следующих убеждений-осознаний (И. Ялом, 1999).
1. Осознание того, что жизнь иногда устроена нечестно и несправедливо.
2. Осознание того, что, в конечном счете, не избежать какой-то части жизненных страданий и смерти.
3. Осознание того, что, какова бы ни была степень нашей близости с другими людьми, все равно мы должны «справляться с жизнью» в одиночку.
4. Встреча с базовыми вопросами моей жизни и смерти, благодаря которой я могу теперь проживать свою жизнь более честно и меньше вовлекаться в тривиальности.
5. Осознание того, что я несу конечную ответственность за то, как я проживаю свою жизнь, независимо от того, сколько поддержки и руководства получаю от других.
Проблема ответственности сопряжена с проблемой локу-са контроля. Известно, что при формирующейся алкогольной зависимости преобладает экстернальный (внешний) ло-кус контроля. Такие люди склонны верить в существование внешнего контроля их поведения, убеждены, что во многих обстоятельствах их жизни и в том, как они на них реагировали, всецело повинны другие люди, везение или случай. Чем выше уровень субъективного контроля, тем более ответствен индивид за себя и за события, происходящие с ним. Особо ярко внешний локус контроля пациента с формирующейся алкогольной зависимостью обнаруживается в процессе обращения за помощью в избавлении от пристрастия. Он склонен искать способы терапии, ответственность за результативность которых лежит на враче (либо психологе), и часто не согласен принять на себя часть ответственности за излечение.
Исходя из опыта авторов настоящей книги, экзистенциальная психотерапия является адекватным методом коррекции девиантных форм поведения у подростков с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития и с хотя бы минимальной способностью к рефлексии.
Семейная психотерапия формирующейся алкогольной зависимости строится на базе убежденности в том, что формирование алкоголизма является семейной проблемой. Она направлена на формирование у членов семей правильного отношения к проблеме подростка, ослабление у них невротической симптоматики, изменение дисфункциональной системы внутрисемейного взаимодействия. Важной задачей семейной психотерапии при формирующейся алкогольной зависимости является анализ и разрушение патологических и манипулятивных взаимоотношений подростков с их ближайшими родственниками — «семейных аддиктивных паттернов поведения», приводящих к возникновению феномена «созависимости» (В. А. Москаленко, 2000).
Семейная психотерапия подразумевает:
1) психотерапию всей семьи;
2) становление в ней оптимальных взаимодействий;
3) формирование саногенных паттернов поведения, коммуникативной компетентности и толерантности (В. Д. Менделевич, 2001).
В психотерапевтической работе при формирующейся алкогольной зависимости можно выделить следующие особенности.
• Недопустимость авторитарной позиции специалиста,
оказывающего помощь, поскольку подросток может негативно отнестись к лечению, если психотерапевт будет выступать в роли судьи или моралиста, воспринимая лечебный процесс как «наказание».
• Постепенность реабилитационных мероприятий. Отказ
от употребления алкоголя — только начало длинного и трудного пути. Человек не может изменить привычный образ жизни сразу. Алкоголь занимал важное место в жизни пациента. Необходимо время и терпение, чтобы образовавшаяся пустота заполнилась чем-то другим.
Недирективные методы суггестивной психотерапии алкогольной зависимости и других форм аддиктивного поведения в последние десятилетия приобретают все большую популярность во всем мире.
Их ядром, по мнению Чарльза Цитренбаума, Марка Кинга, Уильяма Коэна (Citrenbaum et. al., 1985), является техника, называемая.рефреймингом (refraining, в буквальном переводе с английского языка — «вставка картины в новую рамку»). Цель рефрейминга заключается в «попытке договориться с тайной частью подсознания, которая отвечает за девиантный стиль поведения, о возможности прекращения этого нежелательного поведения». В основе рефрейминга лежит различие между поведением и намерением.
Первый этап рефрейминга — определение навязчивого стремления, от которого пациент хочет избавиться.
Далее психотерапевт вступает в «общение» с той «частью» психики пациента, которая ответственна за возникновение навязчивого стремления.
В состоянии гипнотического транса пациенту дается следующее внушение:
«Войдите внутрь вашей собственной психики, куда бы вам ни пришлось войти, и осознайте ту часть своей психики, которая в прошлом была ответственна за проблему... Это может быть знакомое переживание, а может быть и совершенно необычное. Возможно, вы увидите что-то в своем воображении. Например, цвет или предмет, или чье-то лицо. Ваше переживание этой внутренней части может быть слуховым.
Например, вы услышите голос, даже свой собственный или чей-то еще, или просто какой-нибудь звук. Ваше переживание может быть и каким-то ощущением».
Для психотерапевта важно создать обратную связь с пациентом во время сеанса. Для этой цели часто используют идеомоторную реакцию пациента (Citrenbaum et. al., 1985). Например, можно установить бессознательные сигналы «да» и «нет», предложив, чтобы один из пальцев пациента самопроизвольно и медленно понимался в знак согласия, а другой палец поднимался (или опускался) в знак отрицания.
Опытный психотерапевт всегда учитывает «побочные выгоды», доставляемые аддиктивным поведением. Например, употребление алкоголя может способствовать иллюзорному снятию нервно-психического напряжения, способствовать в качестве «коммуникативного допинга» вхождению в группу, отвлечению от скуки и т. п. Немалый «вклад» в формирование алкогольной зависимости у молодежи по механизму «отождествления с кумирами» вносят видеофильмы и другие компоненты «массовой культуры».
Важно также определить, не носит ли аддиктивное поведение пассивно-оборонительный характер — в виде реакции протеста в ответ на давление родителей и других представителей старшего поколения. Для некоторых подростков «выгода» вредной привычки состоит в пассивном выражении агрессии против «гонителей», по отношению к которым они в иных случаях чувствуют себя бессильными.
Поэтому важно не столько «подавить любой ценой» аддиктивное поведение, сколько помочь пациенту выработать новые формы поведения, которые могут оказывать ему ту же помощь, какую в прошлом он получал, например, от алкоголя.
Формула внушения может быть следующей: «Обратитесь теперь к творческим ресурсам вашей психики и разрешите им создать для вас другие формы поведения, которые могут заместить употребление алкоголя. Они будут приносить вам те же приятные чувства (снятие напряжения, свободу общения и т. п.), которые вы испытывали, принимая алкоголь, но будут безопасными для здоровья».
Многие пациенты, особенно подростки, с трудом представляют и реализуют новые формы поведения. В таких случаях Citrenbaum et al. (1985) рекомендуют использовать следующие психотерапевтические стратегии.
• Предложить на рассмотрение пациента множественный выбор возможных альтернатив. Важно наблюдать невербальные сигналы или реакции пациента (изменение выражения лица, частоты дыхания и пульса, идео-моторные акты) для выбора подходящих альтернатив.
• Дать пациенту указание на сознательном и бессознательном уровнях работать над созданием альтернативных форм поведения в промежутках между психотерапевтическими сеансами.
• Предложить пациенту представить себя в образе другого человека, кого он любит или кем восхищается. Тогда пациент сможет создавать альтернативные формы поведения, которые использует или использовал бы для получения требуемого результата (снятия напряжения, вступления в общение и т. п.) человек, с которым он себя отождествляет.
• Посоветовать пациенту наблюдать, какие формы поведения в проблемных ситуациях используют известные ему люди, не страдающие алкогольной зависимостью.
Следующий этап рефрейминга — проведение «экологической проверки» с целью определить, приемлемы ли для всех частей психики пациента новые формы поведения. Суггестивная формула, предлагаемая Ч. Цитренбаумом с соавт. (1983, 1985), звучит примерно так: «Войдите опять в вашу психику и убедитесь, что часть, ответственная за проблему, и другие части вашей психики видят, слышат и ощущают, что новые формы поведения подходящие. Если от какой-то части психики вы получаете отрицательную реакцию или переживаете чувство несогласованности, тогда вам может понадобиться вернуться назад и позволить вашим творческим силам создать еще одну или несколько новых форм поведения. Или же вам придется вернуться назад еще дальше, чтобы определить и учесть некоторые выгоды, которые вы не учли прежде».
Завершающий этап рефрейминга — «подстройка к будущему» — состоит в том, что пациента просят представить себе применение вновь созданных форм поведения в соответствующих ситуациях в будущем. «Подстройка к будущему» преследует две цели:
1) дальнейшую и более полную проверку вновь созданных форм поведения;
2) мысленную репетицию применения новых альтернатив, которая упростит их использование на практике.
Медико-биологическая концепция исходит из представления о том, что основой поведенческих девиаций в виде алкогольной и наркотической зависимости являются нарушения психофизиологического функционирования (деятельности определенных отделов головного мозга) и, следовательно, приоритетным является психофармакотерапия или иные биологические и химические способы воздействия на деятельность мозга. С точки зрения Н. Н. Иванца (2000), разделяющего позицию о биологической детерминации алкогольной и наркотической зависимостей, тактика их лечения должна строиться с учетом патогенетических механизмов формирования зависимости от психоактивных веществ. Психофармакотерапевтическому купированию должны подвергаться пациенты не только на этапе формирования терапевтической ремиссии, но и на этапе интоксикации, острой абстиненции и постабстинентных расстройств. В периоде, когда не отмечается признаков интоксикации и абстиненции, но возможно появление псевдоабстинентных состояний, способных спровоцировать рецидив девиантного поведения, предлагается использовать такие группы психотропных веществ, как антидепрессанты, нейролептики, ан-тиконвульсанты и транквилизаторы. Считается, что основой психофармакотерапии должны быть антидепрессанты, применяемые в зависимости от доминирования той или иной формы депрессивной симптоматики: амитриптилин (в дозе до 200 мг в сутки); мелипрамин (до 100 мг в сутки); ле-ривон (до 90 мг в сутки); людиомил (до 150 мг в сутки), ко-аксил (до 40 мг в сутки). Наряду с антидепрессантами, хороший эффект отмечается при использовании нейролептиков (эглонила в дозе до 400 мг в сутки и карбидина в дозе до 100 мг в сутки), антиконвульсантов (финлепсина в дозе до 600 мг в сутки и конвулекса в дозе до 600 мг в сутки), а также транквилизаторов (грандаксина в дозе до 150 мг в сутки и мебикара в дозе до 900 мг в сутки).