Отношения в обществе регулируются не только нравственными нормами, но и правом.
Многие правовые нормы прямо воспроизводят требования морали, другие — вытекают или основываются на главных нравственных принципах. Например, такой принцип, как забота о воспитании детей, отражен не только в Конституции, но и в брачно-семейном законодательстве.
В Кодексах о браке и семье Республики Беларусь и Российской Федерации указывается, что родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду. Родители, которые уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным антиобщественным поведением, могут быть лишены родительских прав.
Основополагающий международный акт в области защиты прав и интересов ребенка — Декларация прав ребенка, составная часть комплекса законодательных актов о правах человека (Женевская декларация прав ребенка, 1924 год, Всеобщая декларация прав человека ООН, 1948 год, и др.). Документ содержит 10 принципов, соблюдение которых позволяет обеспечить детям счастливое детство и использование
|
|
на их благо и благо общества как общечеловеческих, так и специальных прав и свобод. Среди наиболее важных из них в Декларации указываются предоставление особой защиты и создание условий для физического, умственного, нравственного, духовного развития детей, охрана свободы и достоинства ребенка, право на имя и гражданство, право на пользование благами социального развития, право в чем-либо неполноценного ребенка на обеспечение необходимых специальных условий, право расти рядом со своими родителями, право на надлежащие питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание, право на государственную защиту и помощь семьям с детьми, право на бесплатное образование, по крайней мере на начальных стадиях, защита от всех форм небрежного отношения и эксплуатации, использования детского труда, от каких-либо проявлений расовой, религиозной и иной дискриминации.
Положения Декларации прав ребенка развиты в Конвенции о правах ребенка, которая была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1988 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года. В ней участвует более 150 государств.
Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года. Она действует в Российской Федерации как правопреемнице СССР и других странах СНГ. В соответствии со Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1992 год) в Российской Федерации в том же году был принят Национальный план действий в интересах детей, который определил основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей.
|
|
В середине 1990-х годов стала претворяться в жизнь Федеральная программа «Дети России», раскрывающая проблемы, с которыми сталкивается наше общество в этой области. Программа включает ряд федеральных целевых программ, отражающих социальные приоритеты в области детства на определенном этапе развития общества. Основная цель программы «Дети России» — создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей,
обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий (О положении детей в РФ, Социальная энциклопедия). Аналогичная программа реализуется и в Республике Беларусь.
Нравственно-правовое воспитание должно проводиться повсеместно: в семье, школе, подростковом коллективе. Формы и методы его не могут быть строго стандартизированы, так как это только снижает их эффективность. По сути дела, любая беседа, урок, общественное мероприятие служат базой для нравственно-правового воспитания.
Однако знание норм права и морали еще не гарантирует нравственности и правомерности поведения. Эти знания приобретают действенную силу только в том случае, если становятся убеждением.