Психотерапия — система лечебного воздействия на психику, а через психику — на поведение больного. Психотерапия позволяет перестраивать личность, способствует психологической и социальной переориентации пациента. Клиническая психотерапия осуществляется в разных формах в зависимости от конкретных условий ее проведения, задач, возраста пациента (ребенок, подросток, взрослый).
Особенности клинической беседы (интервью) в подростковом возрасте.
Великий режиссер К. С. Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки». Точно так же — с вестибюля, гардероба, приемной психотерапевта — начинают формироваться представления пациента об учреждении, в котором ему предстоит поведать свои душевные тайны «посторонним» людям (а это нелегко!).
Представление психотерапевта о пациенте тоже начинает складываться из мелочей. Ранний (за полчаса и более) приход на прием свидетельствует о его озабоченности проблемой и вместе с тем о достаточно высоком уровне мотивации к работе. Систематическое опоздание считается в классическом психоанализе одним из проявлений сопротивления проводимому лечению. Однако нельзя забывать, что чувство времени зависит от личностных и культуральных особенностей пациента.
|
|
Поздоровавшись с пациентом, следует спросить его имя, отчество (у взрослого) и представиться ему. Важно запоминать (и не путать!) имена пациентов. «Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук в любом языке» (Д. Карнеги, 1990). Отметьте для себя,
как пациент входит, на каком расстоянии от вас садится (это его личная дистанция по отношению к вам, которая может укорачиваться и удлиняться в ходе беседы). В процессе психотерапии важное значение имеет «подстройка» к тону, громкости и, конечно, темпу речи (отражающему скорость протекания ассоциативных процессов) пациента.
Целесообразно выделить специфические особенности речи (жаргонизмы, профессиональные обороты, неологизмы) и уяснить для себя их значение. Например, если подросток заявит: «Вчера завалили мы на флэт (в квартиру) и колес наглотались», ясно, что речь идет отнюдь не о велосипедных колесах, а, скорее всего, о таблетках психотропного препарата. В процессе беседы можно «возвращать» пациенту отдельные особенные слова и фразы (Kaplan, Sadock, 1991) — этим подкрепляется восприятие пациентом психотерапевта как внимательного и понимающего слушателя. Но перегружать свою речь «арготизмами», особенно в беседе с асоциальными подростками, не стоит: принадлежа к иной субкультуре, психотерапевт вряд ли постигнет все тонкости постоянно меняющегося «блатного» сленга, а разговор на ломаном либо устаревшем сленге настораживает подобных лиц.
|
|
Однозначно не следует копировать патологические особенности речи подростков (заикание, дефекты звукопроиз-ношения), навязчивые движения: многие из этих людей имеют психотравмирующий опыт передразнивания их окружающими и именно в этом ключе воспринимают подобную «подстройку».
Работа психотерапевта требует умения задавать вопросы. Условно можно выделить закрытые, открытые, косвенные, невербальные и смешанные вопросы (Р. Смид, 1999).
Закрытые вопросы применяются для получения конкретных сведений и обычно предполагают ответы типа «да — нет» или ответы в очень краткой форме.
Открытые вопросы как бы приглашают пациента к взаимодействию. Их разновидностью являются косвенные вопросы, которые задаются утвердительным предложением: «Расскажи об этом подробнее» и т. п.
Психотерапевтическая беседа обычно начинается с открытого вопроса, например: «Что привело вас (тебя) сюда?»
и т. п. Таким образом мы избегаем преждевременного установления рамок беседы.
Важно представлять себе, что в случаях недобровольного обращения (под давлением родителей и других членов семьи, администрации, в ситуации судебной психолого-психиатрической экспертизы и т. п.) мы можем столкнуться с негативным отношением к беседе, особенно у подростков (А. Е. Личко, 1983).
Беспроигрышных способов установления контакта в этих случаях не существует. Часто помогает такой прием: в ответ на реплику подростка «У вас и так все обо мне написано» можно ответить: «Да, кое-что мне сообщили, но хотелось бы услышать об этом непосредственно от тебя» (или «от вас», так как некоторые старшие подростки предпочитают такой стиль обращения, подчеркивающий их «взрослость»). В отличие от следователя, для психотерапевта важны не столько протокольные подробности, сколько характерная для пациента манера рассказывать. Даже заведомая ложь пациента может быть полезна для выявления его личностных особенностей.
Нецелесообразно уличать подростка во лжи, противоречиях, непоследовательности, пытаться «с ходу» изменить его убеждения, какими бы странными они нам ни казались.
Продолжительность первой (диагностической) беседы составляет в среднем 40-50 минут (Kaplan, Sadock, 1991).
Для психотерапевта важно четко структурировать свое рабочее время. Ведь затянувшаяся до 3-4 часов клиническая беседа с одним словоохотливым пациентом приведет к срыву всего графика работы и бесцельному ожиданию остальных пациентов, которые могут уйти с чувством обиды и разочарования.
Поэтому за 5-10 минут до окончания консультации можно сказать пациенту: «К сожалению, время нашей сегодняшней беседы подходит к концу. Но, может быть, у вас остались ко мне вопросы?» или: «Проблема, затронутая в ходе нашей беседы, очень сложна. Для того чтобы полностью в ней разобраться, нам потребуется еще одна или несколько встреч». После этого можно договориться о времени и месте следующей консультации или сеанса.
Однако в ходе беседы недопустим и педантизм, при котором соблюдение расписания становится самоцелью. При нестандартных ситуациях (особенно при кризисных состояниях с наличием суицидальных намерений и т. п.) особенно важно дать пациенту закончить свой рассказ, проявить заинтересованность к его проблеме и наметить хотя бы начальные пути выхода из кризиса.
Глубина «проникновения в прошлое» зависит от того, сколько времени имеется в распоряжении психотерапевта, сколько планируется встреч. Если запрос пациента предполагает долговременную работу, то, как правило, необходим детальный анализ прошлого; при разовых консультациях и кратковременной психотерапии большее внимание обычно уделяется ситуации «здесь и теперь» Последнее, впрочем, зависит от теоретической ориентации психотерапевта.
|
|
Первая беседа с пациентом обычно позволяет составить лишь предварительное заключение о его проблемах — «терапевтическую гипотезу». В ходе второй и последующих бесед происходит получение дополнительной информации о пациенте и тем самым уточнение «гипотезы». «Гипотеза» не должна «зашоривать» мышление психотерапевта. На любом этапе психотерапии нужно иметь мужество отказаться от нее, если она противоречит реальности, в противном случае мы работаем не с пациентом, а с «проекцией» на него наших собственных проблем.
В начале второй беседы полезно узнать, что он (она) думает о первой встрече, о его (ее) реакции на эту встречу. Можно также сказать: «Часто после того, как человек уходит от врача (психолога), он припоминает еще целый ряд проблем, которые ему хотелось бы обсудить. Есть ли у вас подобные проблемы?» Разговаривая с родственниками пациента, надо руководствоваться тремя важными правилами (Kaplan, Sadock, 1991):
• психотерапевт должен лично увидеться с клиентом («заочная» психотерапия недопустима);
• психотерапевт в ходе работы с пациентом должен общаться с членами его семьи, лишь получив на то согласие пациента;
• психотерапевт обязан соблюдать конфиденциальность беседы, не обманывать пациента ни прямо, ни косвенно.
Единственным исключением из третьего правила могут быть случаи, когда в опасности находится жизнь пациента или кого-либо еще.
К общим правилам психотерапии подростков можно отнести следующие.
• Помните, что уровень нормального физического и психического развития в подростковом возрасте очень вариабелен.
• Имейте в виду, что уровень развития познавательной сферы подростков часто недостаточен для использования интроспективных подходов, применяемых у взрослых.
• Установить контакт с подростком нелегко, но это жизненно необходимо для создания «терапевтического альянса». Определите, чем интересуется подросток, общайтесь с ним через призму его интересов.
|
|
• Не морализируйте, не осуждайте.
• Помните, что основная задача подросткового периода заключается в том, чтобы постепенно стать независимым, отделиться от родительской семьи и определить свой собственный жизненный путь. Общение со сверстниками — важнейший источник эмоциональной поддержки подростка в этом переходном периоде.
• Первая реакция подростка часто определяется тем, что он рассматривает психотерапевта как «представителя старшего поколения» и, соответственно, «переносит» на него проблемы и конфликты, возникшие во взаимоотношениях с собственными родителями. Сохраняйте нейтральность, старайтесь не подвергать критике ни родителей, ни сверстников подростка. Постарайтесь, чтобы подросток воспринимал вас то как хорошего родителя, то как «своего парня», но это не должно достигаться за счет критики реальных родителей и реальных сверстников подростка.
В своем терапевтическом подходе к подросткам, их родителям и сверстникам вы должны учитывать
разнообразие их характеров, быть гибким, проницательным и творческим.
• Избегайте шаблонности в лечении психических расстройств у подростков.
Метод психотерапии является специфическим, так как эффект при его применении достигается не физическими или химическими свойствами лечебного фактора, а с помощью информации, которую он в себе несет.
С целью коррекции девиантных форм поведения чаще других применяют такие методы психотерапии, как убеждение (рациональная, когнитивная психотерапия), внушение (включая опосредованные формы суггестии), самовнушение и семейную психотерапию. В последние десятилетия в странах СНГ все шире применяются психодинамически-ориен-тированные, экзистенциально-гуманистические и когнитивно-поведенческие методы, а также их сочетания (в форме так называемой интегративной психотерапии).