Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.

Рисунок, расположенный ближе к верхнему краю листа, трактуется как высокая самооценка, недовольство собствен­ным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих, стремление к самоутверждению (чем выше расположен рисунок, тем выраженнее тенденция).

Положение рисунка в нижней части — свидетельство не­уверенности в себе, низкой самооценки, подавленности, нере­шительности, неуверенности, низкой заинтересованности в своем социальном положении, признании, отсутствия тен­денции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заме­няющие ее детали). Голова, повернутая вправо, — устойчи­вая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, на­чинает осуществляться, даже если не доводится до конца (че­ловек активно переходит к реализации своих планов, на­клонностей).

Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, раз­мышлению. Испытуемый «не человек действия», лишь незна­чительная часть замыслов реализуется или начинает реализо­вываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополни­тельно).

Положение анфас, т. е. голова, направленная на рисующе­го, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены дета­ли, соответствующие органам чувств, — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Большие, подчеркну­тые глаза являются признаком присущего человеку чувства страха (интересно, что одними из первых на это обратили внимание исследователи, изучавшие рисунки японских де­тей, переживших ядерную бомбардировку Хиросимы). Этот признак особенно подчеркивается резкой подрисовкой ра­дужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие рес­ниц. Ресницы — показатель демонстративных тенденций в поведении. Для мужчин женственные черты характера ред­ко совпадают с подрисовкой радужки или зрачка. Ресницы — это также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому боль­шого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в ин­формации, значимость мнения окружающих для себя (допол­нительно по другим показателям, по их сочетанию определя­ется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает соответствующие ре­акции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения).

Деталь «Рот» можно оценивать следующим образом. При­открытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочета­нии с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость воз­никновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огры­зается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порица­ние Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что ис­пытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эруди­цию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: ро­га — защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправда­нию и демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, под­черкивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексу­альную роль.

Несущая часть фигуры (опорная — ноги, лапы, постамен­ты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме — основатель­ность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на сущест­венные положения. В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений — особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо или не соединенные совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части оз­начает конформность суждений и установок в принятии ре­шений, стационарность, банальность. Разнообразие в положе­нии этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополни­тельные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уве­ренность в себе, самораспространение с неделикатными, не­разборчивыми утешениями окружающих, либо любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве меро­приятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий — соответст­венно значению символа (щупальца, крылья и т. д.). Вто­рые — демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты выражают отношение к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукции — по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-), судят о характере этого отношения. Вверх — уверенно, положительно, бодро, хвост же, падающий вниз, по­казывает недовольство собой, подавленность, сожаление, рас­каяние и т. д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направ­ленность также имеет значение: вправо — по поводу своего поведения, влево — по поводу рефлексии своих мыслей, соб­ственной нерешительности.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения ли­ний контура). Это защита от окружающих. Агрессивная за­щита, если рисунок выполнен в острых углах, страх или тре­вога; если есть затемнение контурной линии, опасение и подозрительность; если поставлены щиты, «заслоны», на­правленные вверх, — против людей, реально имеющих воз­можность наложить запрет, ограничение, осуществить прину­ждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Направленность за­щиты вниз — против насмешек, непризнания, отсутствия ав­торитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые — недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по кон­туру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), а слева — защи­та своих мнений, убеждений.

Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т. д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий, или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, на­оборот, отсутствие таковых означает экономию энергии, асте-ничность, органику: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении они слабые, паутинообразные. Обратный же характер линии не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность. Особенно обратите внимание на резко продав­ленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорож­ный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревож­ность). Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тре­вожность.

Тематически животные делятся на угрожающих, подвергающихся угрозе и нейтральных. Это отношение ис­пытуемого к своему «Я», представление о своем положе­нии в мире, об идентификации себя по аналогии с живот­ными. В данном случае рисуемое животное — образ самого рисующего.

Уподобление животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и т. д.), кончая одеванием животного в человеческую одежду, также похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрело­сти. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокры­тию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвер­гаться тестированию. Обратить внимание на акцент сексуаль­ных признаков — вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на про­блемах секса. Редко обращает на себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного — постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, тренож­ник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечности, рукояток и клавиш, антенн и т. д. Это нередко на­блюдается у больных шизофренией и у глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существую­щего животного.

Название может выражать рациональное соединение смы­словых частей («Летающий заяц», «Летохвост»). Другие ва­рианты словообразования — с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Во-плиолярис»). Первое — рациональность, направленная уста­новка на определенную ориентацию. Второе — демонстратив-ность (разума, эрудиции). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), знаменующие легкомыслие.

Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Тру-тру»). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

Приложение 4.

Групповая психотерапия подростков с девиантным поведением (совместно с Т. А. Емельянцевой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: