Среди различных методов психотерапии девиантных форм поведения у подростков предпочтение отдается групповой психотерапии. Работать с подростками 12—15 лет наиболее сложно, однако такие группы имеют высокий терапевтический потенциал. В этом возрасте группа сверстников играет исключительную роль в жизни подростков, а сами они испытывают значительные трудности, связанные с импульсивностью, половым созреванием, конфликтными взаимоотношениями со взрослыми.
Многие психотерапевты, понимая, что подростки, обнаруживающие нарушения поведения, — жертвы семейной ситуации (например, семья с алкогольными проблемами), считают, что если в семье не произойдет терапевтически значимых изменений, подростку нельзя оказать значимой помощи. Вместе с тем «трудный» подросток может сам многое сделать для себя. Он испытывает глубокие чувства, которыми ему трудно поделиться со своей семьей. Ему нужна помощь, чтобы выразить чувства тревоги, одиночества, самоуничижения, страха и замешательства, связанного с сексуальными проблемами. Подростку нужно показать, каким образом он может брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.
|
|
Предложенная модель групповой психотерапии у подростков с девиантным поведением может служить для профилактики и коррекции девиантного образа жизни.
Целью групповой психотерапии у подростков с девиантными формами аддиктивного поведения является включение психодинамических процессов в плане катарсического отреагирования инфантильных конфликтов. В ходе последнего происходит восполнение ущербного опыта и гармонизация индивидуального и социального функционирования личности. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.
В процессе групповой психотерапии решаются следующие задачи:
1. Осознание базовой потребности в безопасности и принятии, формирование базового доверия к миру, обретение состояний психофизического комфорта и расслабления.
2. Осознание явлений созависимости, идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда и сомнения. Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение.
3. Осознание собственных агрессивных тенденций, дифференцировка приемлемых и неприемлемых способов выражения агрессии. Принятие того, что допустимые способы выражения агрессии обычно приводят к положительным результатам. Научение новым приемам разрядки агрессивности, проработка чувства вины.
4. Избавление от хронического чувства собственной неполноценности. Повышение самооценки, формирование чувства собственной компетенции.
|
|
5. Принятие собственной уникальности (создание чувства своего собственного «Я» с соответствующими границами). Получение подтверждения принятия средой сверстников, т. е. обретение еще одного «МЫ», помимо семейного «МЫ» и «МЫ» формально-школьного уровня.
Поставленные задачи вытекают из теории периодизации возрастного развития Э. Эриксона (1996), где каждая стадия имеет свои незавершенные эмоциональные реакции, оставляющие свой след в формировании зависимой, незрелой личности.