Примерный сценарий групповой психотерапии девиантных форм поведения у подростков

Среди различных методов психотерапии девиантных форм поведения у подростков предпочтение отдается группо­вой психотерапии. Работать с подростками 12—15 лет наибо­лее сложно, однако такие группы имеют высокий терапевти­ческий потенциал. В этом возрасте группа сверстников играет исключительную роль в жизни подростков, а сами они испы­тывают значительные трудности, связанные с импульсивно­стью, половым созреванием, конфликтными взаимоотноше­ниями со взрослыми.

Многие психотерапевты, понимая, что подростки, обнару­живающие нарушения поведения, — жертвы семейной ситуа­ции (например, семья с алкогольными проблемами), считают, что если в семье не произойдет терапевтически значимых из­менений, подростку нельзя оказать значимой помощи. Вместе с тем «трудный» подросток может сам многое сделать для се­бя. Он испытывает глубокие чувства, которыми ему трудно поделиться со своей семьей. Ему нужна помощь, чтобы выра­зить чувства тревоги, одиночества, самоуничижения, страха и замешательства, связанного с сексуальными проблемами. Подростку нужно показать, каким образом он может брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Предложенная модель групповой психотерапии у подро­стков с девиантным поведением может служить для профи­лактики и коррекции девиантного образа жизни.

Целью групповой психотерапии у подростков с девиантными формами аддиктивного поведения является включение психодинамических процессов в плане катарсического отреагирования инфантильных конфликтов. В ходе последнего происходит восполнение ущербного опыта и гармонизация индивидуального и социального функционирования лично­сти. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.

В процессе групповой психотерапии решаются следующие задачи:

1. Осознание базовой потребности в безопасности и приня­тии, формирование базового доверия к миру, обретение состояний психофизического комфорта и расслабления.

2. Осознание явлений созависимости, идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отноше­ний, проработка чувства стыда и сомнения. Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и пове­дение.

3. Осознание собственных агрессивных тенденций, дифференцировка приемлемых и неприемлемых способов выражения агрессии. Принятие того, что допустимые способы выражения агрессии обычно приводят к поло­жительным результатам. Научение новым приемам разрядки агрессивности, проработка чувства вины.

4. Избавление от хронического чувства собственной не­полноценности. Повышение самооценки, формирова­ние чувства собственной компетенции.

5. Принятие собственной уникальности (создание чувства своего собственного «Я» с соответствующими граница­ми). Получение подтверждения принятия средой свер­стников, т. е. обретение еще одного «МЫ», помимо се­мейного «МЫ» и «МЫ» формально-школьного уровня.

Поставленные задачи вытекают из теории периодизации возрастного развития Э. Эриксона (1996), где каждая стадия имеет свои незавершенные эмоциональные реакции, оставляю­щие свой след в формировании зависимой, незрелой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: