Размер группы

Для работы с подростками обычно рекомендуется состав­лять группы в количестве от шести до восьми человек. Про­должительность каждого занятия составляет 2,5—3 часа.

Для выполнения основного условия групповой работы — конфиденциальности — важно выбрать полностью изолиро­ванное, просторное помещение, оснащенное звуковой аппара­турой, ковровым покрытием (для выполнения телесно-ори­ентированных упражнений), стульями так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.

План занятий предусматривает три основные части:

1) вводная часть (разогрев);

2) рабочее время;

3) обсуждение (шеринг).

Вводная часть и обсуждение должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена активной психотерапевтиче­ской работе.

Вводная часть служит для включения участников группы в работу. Повышается комфортность в группе и устанавлива­ется возможность взаимодействия участников друг с другом, а также связь между всеми занятиями.

Все последующие занятия необходимо начинать с кратко­го обзора предыдущей встречи. Очень важно спросить подро­стков, не хотят ли они что-нибудь «высказать» (любые чувст­ва, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия.

Другой очень важный момент — обсуждение того, что под­ростки попробовали сделать сами между занятиями (напри­мер, попробовать новые способы поведения).

Рабочее время направлено на выполнение намеченной це­ли (темы) занятия и зависит от динамики группы.

Обсуждение является важнейшей частью каждого заня­тия, поскольку позволяет членам группы сконцентрировать­ся на том, что они узнали во время занятия. Обсуждение за­трагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возмож­ности применения новых знаний.

Внутриличностные процессы включают в себя все, что происходило с подростком на занятии: его мысли, чувства, физические реакции и т. д. Этому уровню отвечают следую­щие вопросы:

—Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом?

— Какие мысли возникали у тебя, когда кто-то рассказывал

о своих проблемах?

Межличностные взаимодействия включают в себя все, что происходило между членами группы. Этому уровню от­вечают следующие вопросы:

—Как ты считаешь, что происходило сегодня в группе? —Что нового ты узнал о других членах группы? —На какие новые мысли, чувства и поведение других уча­стников группы ты обратил внимание? —Какие новые идеи возникли у тебя сегодня в группе? —Что нового ты почувствовал по сравнению с тем, что ты чувствовал перед началом занятия? —Что тебя удивило?

Возможности применения новых знаний. Чтобы узнать, как подростки собираются применять новые знания, следует задать следующие вопросы:

—Над чем бы вы хотели поработать на этой неделе? (На­пример, стать более уверенным в себе.) —Что вы можете попробовать предпринять, чтобы изме­нить свое поведение (чувства, негативные мысли)? Обсуждение следует проводить после выполнения каждо­го упражнения и в конце занятия. Если не уделять должного времени обсуждению, все предыдущие этапы психотерапев­тической работы могут утратить смысл. Обсуждение помога­ет структурировать все достигнутое в процессе занятия. Это дает возможность точно и ясно понять, что произошло, помо­гает закрепить приобретенный опыт. Выйдя за дверь, подро­стки должны быть способны сказать: «Я узнал это, это и это, и я собираюсь сделать это, это и это».

Обсуждение предполагает также и составление плана до­машнего задания.

Групповая работа должна помочь подросткам в их стрем­лении изменить свою жизнь. В этом смысле имеет значение не только содержание групповых занятий, но и все, что происходит вне них. Работа между занятиями дает возможность за­крепить в реальной жизни тот опыт и те навыки, которые под­ростки получили в процессе работы на занятиях.

Предполагается, что подростки выполняют домашние за­дания в перерыве между занятиями, а на встречах группы рас­сказывают о результатах своей работы. Содержание домашне­го задания ведущий группы (психотерапевт) и участники группы обговаривают вместе. Обычно такая работа заключа­ется в выполнении ряда когнитивных, поведенческих и/или эмоциональных задач и упражнений.

Конкретные цели домашнего задания заключаются в том, чтобы:

—Научить подростка контролировать свое поведение и от­ветственно относиться к работе над собой.

— Ускорить достижение результатов групповой психоте­рапии.

— Выработать уверенность в собственных силах (т. е. дать подросткам почувствовать, что они могут работать над своими проблемами самостоятельно так же успешно, как и на занятиях).

Очень важно ясно и понятно объяснить подростку необхо­димость выполнения домашней работы. Домашняя работа должна обязательно перекликаться с содержанием занятия. Задания должны быть понятны и соответствовать возможно­стям участников группы.

Важно не забыть обсудить результаты домашней работы на следующем групповом занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: