Цель: Знакомство с членами группы и организация взаимодействия участников друг с другом. Вводная часть:
1. Психотерапевту/психологу следует представиться и поприветствовать участников группы. Сказать, что на этом занятии необходимо познакомиться и начать обсуждать, чему каждый хочет научиться в группе.
2. Можно предложить членам группы «поздороваться» друг с другом «необычным» способом: мизинцем правой руки, мизинцем левой руки, правым локтем, левым локтем, правым плечом, левым плечом, правой пяткой, левой пяткой, правой коленкой, левой коленкой, правым боком, левым боком, спиной, животом, затылком, правым ухом, левым ухом, носами. При этом следует двигаться хаотично (в режиме «броуновского» движения) в пределах комнаты, в сопровождении ритмичной музыки.
3. Далее следует разбить участников группы на пары и попросить их познакомиться: сказать, как их зовут, что это означает, как переводится имя, что они думают или чувствуют по поводу предстоящей групповой работы. Попросить их сказать друг другу, как бы они завершили следующие предложения:
|
|
• «У меня лучше всего получается...»
• «Я горжусь тем, что я...»
• «Самая трудная ситуация, с которой я успешно справился — это...»
Через несколько минут необходимо собрать группу и попросить каждого подростка рассказать, что он/она узнал/узнала о собеседнике/собеседнице. Во время выступления психотерапевту важно поощрять следующие формы поведения: — Откровенность. Говорить что-нибудь типа: «Спасибо за рассказ о твоем партнере» каждому выступающему. Использовать все свое умение слушать: улыбаться, кивать головой и применять другие невербальные знаки внимания.
—Обращение друг к другу. Если подросток при выступлении смотрит на психотерапевта или в сторону, необходимо напомнить, что он должен обращаться прямо к тому, о ком говорит.
—Высказывание по очереди. Если кто-то хочет выступить второй раз, сказать: «Подожди немного, пока не выскажутся те, кто еще не говорил. Потом снова наступит твоя очередь».
В качестве «разминки» можно попросить подростков построиться по алфавиту имен, по росту, по цвету волос.
Далее участники группы совместно с психотерапевтом вырабатывают «Кодекс группы».
Типичными положениями «Кодекса», как правило, бывают следующие:
· Приходить на занятия группы нужно вовремя.
• Каждый участник группы имеет право выступить.
• В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением: стараться не оценивать других, быть искренними в своих чувствах.
• Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом. Каждый защищен от физического насилия.
|
|
• У каждого есть право сказать «нет» или «пропускаю». Но прежде подумайте: «Если я скажу «нет», может, я потеряю единственную возможность узнать что-то важное про себя».
• Каждый имеет право покинуть группу, но «обратной дороги» нет. Если обстоятельства вынуждают вас преждевременно прекратить занятия, важно сказать об этом другим членам группы.
После выработки основных правил необходимо обсудить вопрос, чем эти правила полезны для группы. Можно написать их на листе ватмана и спросить участников группы, не хотят ли они добавить еще что-нибудь.
Внимание! На первом занятии вводная часть может занимать до половины всего времени занятия.
Рабочее время включает в себя следующие этапы.
1. Попросить нарисовать свое состояние на момент начала работы группы. Этот рисунок станет первым в галерее рисунков, которые вывешиваются на стене друг под другом и будут отражать динамику личностных изменений. Провести обсуждение — что общего есть в рисунках, что удивило ребят, какие чувства у них возникли?
2. Попросить нарисовать свой автопортрет в символической форме, поместить рисунок под рисунком «мое состояние», провести обсуждение. Попросить самостоятельно разбиться на пары и «пообщаться» без помощи рук с закрытыми глазами: поздороваться, познакомиться, обменяться впечатлениями, попрощаться (время выполнения упражнения 5—7 минут). Попросить подростков нарисовать свои впечатления о «собеседнике» в символической форме, рисунок поместить под «автопортретом».
Далее проводится обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения упражнений.
Домашнее задание: Нарисовать «несуществующее животное», придумать для него «несуществующее» название, описать, что оно любит и что не любит (подробную интерпретацию данного проективного теста см. в приложении 3).