Первое занятие

Цель: Знакомство с членами группы и организация взаи­модействия участников друг с другом. Вводная часть:

1. Психотерапевту/психологу следует представиться и по­приветствовать участников группы. Сказать, что на этом за­нятии необходимо познакомиться и начать обсуждать, чему каждый хочет научиться в группе.

2. Можно предложить членам группы «поздороваться» друг с другом «необычным» способом: мизинцем правой ру­ки, мизинцем левой руки, правым локтем, левым локтем, правым плечом, левым плечом, правой пяткой, левой пяткой, правой коленкой, левой коленкой, правым боком, левым бо­ком, спиной, животом, затылком, правым ухом, левым ухом, носами. При этом следует двигаться хаотично (в режиме «броуновского» движения) в пределах комнаты, в сопровож­дении ритмичной музыки.

3. Далее следует разбить участников группы на пары и по­просить их познакомиться: сказать, как их зовут, что это озна­чает, как переводится имя, что они думают или чувствуют по поводу предстоящей групповой работы. Попросить их сказать друг другу, как бы они завершили следующие предложения:

• «У меня лучше всего получается...»

• «Я горжусь тем, что я...»

• «Самая трудная ситуация, с которой я успешно справил­ся — это...»

Через несколько минут необходимо собрать группу и по­просить каждого подростка рассказать, что он/она узнал/уз­нала о собеседнике/собеседнице. Во время выступления пси­хотерапевту важно поощрять следующие формы поведения: — Откровенность. Говорить что-нибудь типа: «Спасибо за рассказ о твоем партнере» каждому выступающему. Ис­пользовать все свое умение слушать: улыбаться, кивать головой и применять другие невербальные знаки внима­ния.

—Обращение друг к другу. Если подросток при выступле­нии смотрит на психотерапевта или в сторону, необходи­мо напомнить, что он должен обращаться прямо к тому, о ком говорит.

—Высказывание по очереди. Если кто-то хочет выступить второй раз, сказать: «Подожди немного, пока не выска­жутся те, кто еще не говорил. Потом снова наступит твоя очередь».

В качестве «разминки» можно попросить подростков по­строиться по алфавиту имен, по росту, по цвету волос.

Далее участники группы совместно с психотерапевтом вы­рабатывают «Кодекс группы».

Типичными положениями «Кодекса», как правило, быва­ют следующие:

· Приходить на занятия группы нужно вовремя.

• Каждый участник группы имеет право выступить.

• В группе все обязаны относиться друг к другу с уваже­нием: стараться не оценивать других, быть искренними в своих чувствах.

• Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом. Каждый защищен от физического насилия.

• У каждого есть право сказать «нет» или «пропускаю». Но прежде подумайте: «Если я скажу «нет», может, я потеряю единственную возможность узнать что-то важное про себя».

• Каждый имеет право покинуть группу, но «обратной дороги» нет. Если обстоятельства вынуждают вас преждевременно прекратить занятия, важно сказать об этом другим членам группы.

После выработки основных правил необходимо обсудить вопрос, чем эти правила полезны для группы. Можно напи­сать их на листе ватмана и спросить участников группы, не хотят ли они добавить еще что-нибудь.

Внимание! На первом занятии вводная часть может зани­мать до половины всего времени занятия.

Рабочее время включает в себя следующие этапы.

1. Попросить нарисовать свое состояние на момент начала работы группы. Этот рисунок станет первым в галерее рисун­ков, которые вывешиваются на стене друг под другом и будут отражать динамику личностных изменений. Провести обсуж­дение — что общего есть в рисунках, что удивило ребят, какие чувства у них возникли?

2. Попросить нарисовать свой автопортрет в символи­ческой форме, поместить рисунок под рисунком «мое со­стояние», провести обсуждение. Попросить самостоя­тельно разбиться на пары и «пообщаться» без помощи рук с закрытыми глазами: поздороваться, познакомиться, об­меняться впечатлениями, попрощаться (время выполне­ния упражнения 5—7 минут). Попросить подростков на­рисовать свои впечатления о «собеседнике» в символической форме, рисунок поместить под «авто­портретом».

Далее проводится обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения упражнений.

Домашнее задание: Нарисовать «несуществующее живот­ное», придумать для него «несуществующее» название, опи­сать, что оно любит и что не любит (подробную интерпрета­цию данного проективного теста см. в приложении 3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: