Процедура отбора может быть организована несколькими способами. Можно провести индивидуальное собеседование. Можно также рассказать о предстоящих занятиях на собрании потенциальных кандидатов, а затем поговорить с каждым из них в отдельности. Еще один способ, часто используемый в клиниках, заключается в обсуждении кандидатов с лечащим персоналом.
На наш взгляд, самый лучший метод — это проведение индивидуальных собеседований. Во время собеседования у подростка появляется возможность рассказать о своих проблемах, а у психотерапевта — понять, насколько он подходит для групповой работы. От каждого будущего члена группы психотерапевт обязан получить согласие (осознанно высказанное желание участвовать в работе группы) на основе его полной информированности о целях и задачах терапевтического процесса, о том, что может произойти и что ожидается от него. Для участия подростка в работе группы требуется также разрешение его родителей (кроме исключительных случаев).
|
|
Группа формируется по принципу однородности/неоднородности. Под однородностью понимается, прежде всего, схожесть жизненных ситуаций у разных детей. Например, в группу можно включать подростков из семей с алкогольными проблемами (где имели место бытовое пьянство и/или патологическая алкогольная зависимость у родителей).
Помимо принципа однородности/неоднородности мы придерживались еще нескольких общих правил отбора кандидатов.
Исходя из нашего опыта, в группу рекомендуется включать:
• подростков с девиантными формами аддиктивного поведения и подростков с невротическими расстройствами без нарушений поведения;
• подростков с разницей в возрасте не более двух лет;
• подростков, приблизительно одинаковых с точки зрения уровня их интеллектуального и физического развития;
• подростков, способных к сотрудничеству и коллективной работе;
• подростков мужского и женского пола.
За редким исключением, в группу не рекомендуется включать:
• близких родственников, которые, вероятно, не смогут отойти от семейных ролей или не смогут быть откровенными, опасаясь нарушения конфиденциальности;
• подростков, склонных к серийным суицидальным попыткам или очень агрессивных;
• подростков, имеющих стойкий криминальный «опыт» (во избежание «обмена» им с другими участниками группы).
Прояснение индивидуальных целей участников группы
Иногда поведение подростка вступает в противоречие с групповыми нормами, и такую ситуацию можно использовать в качестве наглядного примера для всей группы. Например, если одна из целей группы — научиться выражать свою агрессию приемлемым образом, а во время занятий между подростками вспыхивает ссора, вы можете на примере показать им, что они могут не соглашаться друг с другом, сердиться и открыто высказывать свои чувства. Но в то же время совершенно недопустимо выражать свою ярость физическим насилием или выбегать из комнаты.
|
|
Кроме того, осознавание целей своей работы в группе дает подросткам определенное чувство комфорта и безопасности, позволяет не чувствовать себя «неудачниками».
Наконец, осознание своих целей помогает подросткам ставить те задачи, которые реально могут быть выполнены за определенное время, учит оценивать свои достижения и быть ответственными за планирование своей деятельности и после окончания групповой работы.
На предварительном собеседовании совместно с подростком можно определить, чему бы ему хотелось научиться в группе, например:
- Я хочу научиться быть спокойным.
- Я хочу перестать все время ссориться с окружающими.
- Я хотел/хотела бы завести новых друзей/подруг, потому что меня никто не любит.
- Мне хотелось бы научиться быть более сдержанным и не лезть в драку.
- Я устал/устала от того, что постоянно попадаю в неприятности и учителя все время жалуются на меня.
Когда подростки на первом занятии рассказывают о своих ожиданиях, они нередко формулируют цели иначе, чем на предварительном собеседовании, так как они пересматривают и уточняют свои цели.