Процедура отбора участников

Процедура отбора может быть организована несколькими способами. Можно провести индивидуальное собеседование. Можно также рассказать о предстоящих занятиях на собра­нии потенциальных кандидатов, а затем поговорить с каждым из них в отдельности. Еще один способ, часто используемый в клиниках, заключается в обсуждении кандидатов с лечащим персоналом.

На наш взгляд, самый лучший метод — это проведение индивидуальных собеседований. Во время собеседования у подростка появляется возможность рассказать о своих проблемах, а у психотерапевта — понять, насколько он под­ходит для групповой работы. От каждого будущего члена группы психотерапевт обязан получить согласие (осознанно высказанное желание участвовать в работе группы) на осно­ве его полной информированности о целях и задачах тера­певтического процесса, о том, что может произойти и что ожидается от него. Для участия подростка в работе группы требуется также разрешение его родителей (кроме исключи­тельных случаев).

Группа формируется по принципу однородности/неодно­родности. Под однородностью понимается, прежде всего, схо­жесть жизненных ситуаций у разных детей. Например, в группу можно включать подростков из семей с алкогольны­ми проблемами (где имели место бытовое пьянство и/или па­тологическая алкогольная зависимость у родителей).

Помимо принципа однородности/неоднородности мы придерживались еще нескольких общих правил отбора кан­дидатов.

Исходя из нашего опыта, в группу рекомендуется вклю­чать:

• подростков с девиантными формами аддиктивного по­ведения и подростков с невротическими расстройства­ми без нарушений поведения;

• подростков с разницей в возрасте не более двух лет;

• подростков, приблизительно одинаковых с точки зре­ния уровня их интеллектуального и физического раз­вития;

• подростков, способных к сотрудничеству и коллектив­ной работе;

• подростков мужского и женского пола.

За редким исключением, в группу не рекомендуется вклю­чать:

• близких родственников, которые, вероятно, не смо­гут отойти от семейных ролей или не смогут быть от­кровенными, опасаясь нарушения конфиденциаль­ности;

• подростков, склонных к серийным суицидальным по­пыткам или очень агрессивных;

• подростков, имеющих стойкий криминальный «опыт» (во избежание «обмена» им с другими участниками группы).

Прояснение индивидуальных целей участников группы

Иногда поведение подростка вступает в противоречие с групповыми нормами, и такую ситуацию можно ис­пользовать в качестве наглядного примера для всей груп­пы. Например, если одна из целей группы — научиться выражать свою агрессию приемлемым образом, а во вре­мя занятий между подростками вспыхивает ссора, вы мо­жете на примере показать им, что они могут не согла­шаться друг с другом, сердиться и открыто высказывать свои чувства. Но в то же время совершенно недопустимо выражать свою ярость физическим насилием или выбе­гать из комнаты.

Кроме того, осознавание целей своей работы в группе дает подросткам определенное чувство комфорта и безопасности, позволяет не чувствовать себя «неудачниками».

Наконец, осознание своих целей помогает подросткам ста­вить те задачи, которые реально могут быть выполнены за оп­ределенное время, учит оценивать свои достижения и быть ответственными за планирование своей деятельности и после окончания групповой работы.

На предварительном собеседовании совместно с подрост­ком можно определить, чему бы ему хотелось научиться в группе, например:

- Я хочу научиться быть спокойным.

- Я хочу перестать все время ссориться с окружающими.

- Я хотел/хотела бы завести новых друзей/подруг, потому что меня никто не любит.

- Мне хотелось бы научиться быть более сдержанным и не лезть в драку.

- Я устал/устала от того, что постоянно попадаю в непри­ятности и учителя все время жалуются на меня.

Когда подростки на первом занятии рассказывают о своих ожиданиях, они нередко формулируют цели иначе, чем на предварительном собеседовании, так как они пересматривают и уточняют свои цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: