Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Исследуя закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе и сравнивая дошкольный возраст с подростко­вым, Д.И.Фельдштейн подчеркивает, что подростковому воз­расту вновь сензитивна сторона деятельности, акцентирую­щая развитие взаимоотношений. Присущее дошкольнику

стремление быть как взрослый, как будто бы он взрослый, трансформируется у подростка в потребность быть взрос­лым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрос­лых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей (15).

Подростка уже не удовлетворяет позиция школьника, ко­торую он занимал в начальных классах. Сформированная на базе учебной деятельности (предметно-практическая сторо­на деятельности) способность детей к обобщению определяет возможности подростка к построению обобщений уже в более сложной деятельности по усвоению норм человеческих взаи­моотношений. Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию, он стремится выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэ­тому подростки активизируют интимно-личностное и сти­хийно-групповое общение как в школе, так и вне ее (15).

Д.И.Фельдштейн указывает, что акцент на данные обстоя­тельства привело в шестидесятые годы некоторых психоло­гов к мысли о том, что определяющее значение в формирова­нии личности подростка имеет общение, предмет которого -другой человек - товарищ, а содержание - построение взаи­моотношений и действия внутри них (15). Так, в частности, Д:Б.Эльконин рассматривал общение со сверстниками как ведущую деятельность в этом возрасте: «именно благодаря деятельности общения и ориентации на себя при решении задач на взаимоотношения возникает не только новый уро­вень самосознания, но и углубляется его социальное содер­жание» (18, с. 320).

Д.И.Фельдштейн подчеркивает, что от рассмотрения об­щения как «чистого общения душ» предостерегал еще Л.С.Выготский. Действительно, формирование мотивацион-но-потребностной сферы личности подростка требует рас­ширения всех форм общения. Однако расширение и услож­нение форм и способов общения не может быть осуществлено на уровне «я» и «ты». И конкретным типом деятельности, обес­печивающим развитие взаимоотношений подростков, высту­пает социально признаваемая и социально одобряемая дея­тельность - ведущая в этот период психического развития (15).

Как указывает Д.И.Фельдштейн, положение о данном типе ведущей деятельности в подростковом возрасте обуславлива­ется, во-первых, особенностями, характером развития детей подросткового возраста, которым свойственно осознание своих растущих возможностей, интенсивное стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых их прав, их потенциальных возможностей (15).

Во-вторых, подростковый возраст - особый этап в разви­тии социальной активности ребенка. Деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребно­стям в самоутверждении, с другой - создавать условия раз­вертывания определенных форм отношении. Но не просто отношений понимания, взаимопонимания с товарищами, а признания реальной значимости подростка как полноправ­ного члена общества. Участие подростков в социально при­знаваемой и социально одобряемой деятельности обеспечи­вает признание взрослых и в то же время создает возможно­сти для построения разнообразных отношений со сверстни­ками (15).

В-третьих, речь идет не просто о социальной направлен­ности различных видов деятельности подростков и не о су­ществующей ныне в школе организации их разнообразных дел, мероприятий, а о специальном построении особого типа социально одобряемой деятельности, типа, который являет­ся условием, способом формирования личности и необходи­мым компонентом многоплановой деятельности ребенка, ор­ганизуемой в системе воспитательного процесса (15).

Социально признаваемая и социально одобряемая дея­тельность в данном понимании выступает, с одной стороны, условием и средством подготовки подростков к высшим фор­мам этой деятельности взрослых, составляя органическую часть общественных отношений. С другой - просоциальная деятельность подростков представляет собой новый уровень развития деятельности ребенка по усвоению мотивов, целей деятельности, норм человеческих взаимоотношений, ее оп­ределенный этап, сензитивный подростковому возрасту, так как в нем в наибольшей степени заключены тенденции раз­вития подростка, стремящегося оценивать самого себя в сие-

теме «я и мое участие в жизни общества», «я и моя полезность обществу». Причем «зоной ближайшего развития», которая помогает определить завтрашний день ребенка, служит идейный смысл социально одобряемой деятельности, удовле­творяющей основные потребности подростка установкой на общество (15).

Социально признаваемая и одобряемая деятельность обеспечивает возможности расширения всех форм общения подростка и выход его на высший, наиболее значимый уро­вень общения со взрослыми - на основе морального сотруд­ничества. Не общение как тяга к товарищу, а просоциаль-ная деятельность, обеспечивающая развертывание разно­образных форм общения, расширение общения в системе «я и многие (близкие и далекие) люди», «я и общество» является ведущей деятельностью, обусловливающей главнейшие из­менения в психологических особенностях личности подро­стка (15).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: