Конформность_-

тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей.

рищей, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тя­жело и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отноше­ниях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит. Эти факты хорошо известны по их печальным последствиям (3).

Стремление подростка привлечь к себе внимание товари­щей, заинтересовать их и вызвать симпатию может прояв­ляться по-разному: это могут быть демонстрация собствен­ных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривлянье. Среди моти­вов нарушения подростками правил общественного поведе­ния наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников поло­жением (3).

Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости, поведения и общественной ак­тивности, т.е. от того, как ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства - качества товарища и друга, сообрази­тельность и знания (а не только успеваемость), смелость, умение владеть собой. В разных классах (и группах подро­стков) существует разная иерархия в степени ценности этих достоинств, но одно из них всегда стоит на первом месте - то­варищеские качества. Чтобы снискать не просто популяр­ность, а подлинное уважение и признание у подростков, не­обходимо прежде всего быть хорошим товарищем. В связи с i этим в начале подросткового периода нередко происходят из-I менения в группе ранее популярных ребят: во-первых, исче-[ зают прежние авторитеты и появляются новые, а во-вторых, часто наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков, так как у многих учителей существует тенденция создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных учащихся без учета их товарищеских качеств. Вторая не менее важная причина осложнения взаимоотношений в классе - сохране­ние у учителя так называемого авторитарного стиля руково­дства и воспитание у актива таких же способов общения с од­ноклассниками, что абсолютно неприемлемо для подростков, потому что к отношению взрослых и товарищей предъявляется ими одно и то же основное требование - уважение лич­ности и человеческого достоинства.

Это требование является стержнем «кодекса товарищест­ва» подростков, нормы которого постепенно складываются и оформляются в играх и других занятиях и заимствуются из отношений взрослых. Существенную роль в раскрытии й конкретизации этих норм играют книги и кинофильмы. Важ­нейшие нормы «кодекса товарищества» - уважение, равенст­во, верность, помощь товарищу, честность. В среде подрост­ков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соот­ветствующие или не соответствующие этим нормам (3).

Очень важно, что эти нормы и требования совпадают с важнейшими нормами отношений взрослых -• товарищеских, дружеских, с отношениями подлинного сотрудничества. Бла­годаря совпадению морально-этического содержания «кодек­са товарищества» подростков с нормами соответствующих отношений взрослых общение со сверстниками является осо­бой школой развития социально-моральной взрослости под­ростка. Это общение является практикой по овладению но­выми способами социального взаимодействия в коллективе, которые основаны на нормах морали взрослых. Именно в практике отношений с товарищами эта модель усваивается прежде всего. В сфере общения со сверстниками существуют оптимальные условия для развития и укрепления у подрост­ка ощущения собственной взрослости (3).

Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. За­мечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положе­нии вызывает желание исправить недостатки и быть на вы­соте предъявляемых требований. В Подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особен­ность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отноше­ниях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагопо­лучия в отношениях нередко бывает завышенная самроцен-

ка подростка, которая делает его невосприимчивым к крити­ке и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым (3).

Общение со взрослыми. Это общение насыщено пробле­мами. Первый источник этих проблем - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные представле­ния о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка. Исследование показало, что чем старше становится подрос­ток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся 4-5 классов в той или иной степени соответствуют действи­тельности, то представления взрослых о переживаниях уча­щихся 7-8 классов весьма от нее далеки. Причем специаль­ный анализ свидетельствует о том, что эти представления родителей и учителей о субъективном мире подростка, ста­новясь все более непохожими на реальности этого мира, сближаются у учителей и родителей. Иными словами, роди­тели перестают видеть своих детей, а учителя - своих учени­ков, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная их версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка (12).

Второе - и родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросле­ния, который протекает на протяжении подросткового воз­раста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля (гиперопека, постановка целей в форме жесткого императива).

Тот факт, что, по сути дела, на протяжении всего подрост­кового возраста потребность подростков в том, чтобы взрос­лые, особенно родители, признали их равноправными парт­нерами в общении, оказывается фрустрированной, порожда­ет многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями (12).

Психологи отмечают еще одну чрезвычайно важную с психологической точки зрения характеристику конфликтов подростков со взрослыми, а точнее, субъективного отношения конфликтующих сторон к конфликту. Эта картина вер-; на для всех подростковых классов. Виновником конфликта всегда признается подросток - так считают родители, так '■■ считают учителя, так считают и сами подростки. Подобную самообвиняюшую, интропунитивную позицию подростков некоторые авторы называют «психологическим смирением», связывая ее с принятием навязываемых им формальных от­ношений «послушания», ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологическому бун­тарству» (12).

И наконец, видя взросление подростка, чаще всего заме­чают в этом процессе только его негативные стороны: под­росток стал «непослушным», «скрытным» и т. д. и т. п. - и со­вершенно не замечают ростков позитивного/нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремления помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить со­чувствие и сопереживание по отношению к подростку, но со­вершенно не готовы принять подобное отношение с его сто­роны. Понятно, почему это происходит - для того чтобы при­нять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрос­лые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Но ведь только через реальные про­явления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества могут раз­виваться.

Если сравнивать между собой сферы общения подростков с родителями, с одной стороны, и с учителями - с другой, то при всей напряженности первой, все же значительно более «запущенной», малопродуктивной с точки зрения личност­ного развития оказывается вторая. Исследования показали, что, во-первых, переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимают одно из последних мест (напомним, что сами учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место), а во-вторых, с учителями у подростков связаны одни только отрицательные переживания (11). К тому же учебная деятельность перестает быть ведущей в этом возрасте.

Более детальный анализ свидетельствует о том, что харак­тер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ве­дущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за уче­ние, поведение и школьный труд, то в более старшем возрас­те - стремление к личностному общению с ним. Начиная с 6 класса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессио­нальные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные - нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Однако, не­смотря на неудовлетворенность подростков личностными ка­чествами учителей, они все равно стремятся к общению с ними, чего учителя чаще всего не замечают. Они, как прави­ло, полагают, что подростки удовлетворены общением с ни­ми, равно как и их личностными качествами. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и - невоз­можности ее удовлетворения. Соответственно расширяется и зона конфликтов - внешних и внутренних (12).

Таким образом, в начале подросткового периода склады­вается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение, с одной стороны, вступает в про­тиворечие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о сте­пени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником кон­фликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка (3).

Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает у под­ростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. Существование этих противоположных тенденций и сопротивление друг другу порождают столкно­вения, которые при неизменности отношения взрослого ста­новятся систематическими, а негативизм подростка - все бо­лее упорным. При сохранении такой ситуации ломка преж­них отношений может затянуться на весь подростковый пе­риод и иметь форму хронического конфликта. Разными фор­мами неподчинения и протеста подросток ломает прежние «детские» отношения со взрослым и навязывает ему новый тип - «взрослых» отношений, которым принадлежит будущее. Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношение к подростку. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм пове­дения и эмансипации подростка. Появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает и по­нять не может. На этой основе может возникнуть уже созна­тельное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подрост­ка в ответственный период становления моральных и соци­альных установок личности (3). Следствием этого могут стать проявления девиантного и даже делинквентного поведения подростков.

Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. Про­блема самостоятельности и равноправия подростка в отно­шениях со взрослым - самая сложная и острая в их общении и в воспитании подростка вообще. Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы воз­можностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него (3).

Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, который родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готов- Дешиантаое поведение -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: