Особенности общения подростка

Общение со сверстниками. Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огром­ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные сторо­ны его поведения и деятельности. Л.И.Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объеди­нения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и ин­тересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Позитивные аспекты отношений подростков со своими сверстниками хорошо изучены. Выявлено, что общение с ро­весниками положительно влияет на психологическую и соци­альную адаптацию. Многочисленные исследования показа­ли, что социальная поддержка напрямую связана с благопо­лучием человека в жизни и служит своего рода буфером, смягчающим последствия стрессов. Есть все основания пола­гать, что отношения со сверстниками в юношеские годы час­то становятся причиной сильных душевных переживаний. Подростки равняются на своих товарищей, отношение кото­рых влияет на самооценку. Особенно старательно мальчики и девочки подстраиваются под ровесников в раннем подрост­ковом возрасте. Последствиями того, что подростка не заме­чают или отвергают сверстники, могут стать правонаруше­ния, наркомания и депрессия. В раннем подростковом воз­расте опасность подвергнуться стрессу может быть особенно высокой (13).

Первая потребность подростка - установить приятельские отношения с тем, с кем имеются общие интересы. По мере

взросления возникает необходимость в более тесных и непо­средственных дружеских связях, позволяющих делиться сво­ими переживаниями, трудностями и самыми сокровенными мыслями. Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами и планами, но также и чувства­ми, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов. Один мальчик сказал: "Он -мой лучший друг. Мы можем рассказать друг другу то, чего больше никому не говорим; каждый из нас понимает, что чувствует другой. Мы можем помочь друг другу, когда это не­обходимо" (13).

Однако между мальчиками и девочками здесь существу­ют заметные отличия: первые ждут от своих сверстников меньшего; между девочками устанавливаются* более теплые и тесные взаимоотношения. Другие исследования свиде­тельствуют, что для девочек подросткового возраста основ­ная задача - установление и сохранение личных отношений, также им присуще стремление к большей близости, в то вре­мя как мальчики больше озабочены своей независимостью. Эти ученые доказывают, что мальчики ценят уверенность в своих силах, логику и надежность, а у девочек другой взгляд на мир. Гиллиган утверждает, что девочкам-подросткам особенно дорого внимание друзей, чувство ответственности и ощущение взаимной зависимости. Есть все основания по­лагать, что эти различия между полами сохраняются и во взрослой жизни (13).

Выявлено, что в раннем подростковом возрасте мальчики и девочки предпочитают делиться своими чувствами с роди­телями. Причем многое зависит здесь от непосредственности семейных отношений. Однако с течением времени подростки начинают все чаще поверять свои секреты товарищам; эта тенденция особенно выражена у старших подростков. Жен­щины на протяжении всей жизни проявляют большее эмо­циональное участие к обоим родителям и своим ровесницам, нежели мужчины. Это вполне соответствует существующим представлениям о том, как следует вести себя представите­лям сильного пола: мужчины должны воздерживаться от от­крытого выражения своих чувств (13).

Дружеские отношения так необходимы подросткам, пото­му что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой - помогают определить границы собственного «я». С помощью друзей мо­лодые люди приобретают необходимые личностные и соци­альные навыки, что помогает им стать частью мира взрос­лых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми можно поделиться своими тревога­ми и сокровенными чувствами. Подростки становятся вер­ными товарищами, живущими в окружении враждебного им мира.

, Одна из серьезнейших проблем подросткового возраста -одиночество (13). Одна девочка-подросток определила это так: «Я по-настоящему одинока. Мои родители работают и редко бывают дома. Брат старше меня на шесть лет, поэтому у нас очень мало общего. Если бы у меня не было подруг, мне было бы просто не с кем поговорить». «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают свое состояние. Когда мо­лодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собствен­ных силах, - они склонны считать это одиночеством. Похоже, что у юношей больше подобных проблем, чем у девушек, ве­роятно в силу все той же мужской сдержанности, не позво­ляющей свободно выражать свои чувства (13).

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстни­ками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выра­жаться в желании занять в группе позицию лидера, для дру­гих - быть признанным, любимым товарищем, для третьих -непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом слу­чае оно является ведущим мотивом поведения детей в сред­них классах. Как показывают исследования, именно неуме­ние, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже право­нарушений подростков. Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям (12).

Тот факт, что в основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновения аффективных переживаний и т. п. лежит нарушение отношений подростка со сверстниками,

как правило, не осознается ни родителями, ни самим подро­стком; либо же нарушение общения со сверстниками видит­ся в ряду всех других нарушений и также не расценивается как их источник и причина. Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрос-! лыми, особенно учителями. В то время как для подростка пе­реживания по поводу общения оказываются наиболее зна­чимыми, наиболее типичными, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более всего переживают по поводу общения с ро­дителями (12).,

Родители подростков все проблемы их общения со сверст­никами списывают за счет недостатков тех детей, с которы­ми общается их сын или дочь. В то же время исследования показывают, что уже начиная с шестого класса у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межлично­стная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, ус­пешности в общении со сверстниками в особенностях собст­венной личности. Ни родители, ни учителя не воспринимают этого стремления подростков быть лично ответственными за успешность своего общения с окружающими и никак не спо­собствуют конструктивному развитию соответствующей по­требности и способности (12).

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверст­никами, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым

товарищами. Это становится важней­шей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, от­сутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расценивают­ся как личная драма. Самая неприят­ная для подростка ситуация - это ис­креннее осуждение коллектива, това-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: