Система прогнозов и программ развития национальной экономики

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через систему Государственного планирования и прогнозирования.

Система строится на следующих принципах:

Научные обоснованности проведение специальных научно-исследовательских работ, направленных на постоянное совершенствование методологии и использование мирового опыта в области прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития
Комплексности и системности совокупность документов ГСП разрабатывается как система взаимоувязанных между собой программ, стратегий, концепций и планов
Ресурсной обеспеченности должны быть определены источники и объемы финансовых, человеческих, материальных т нематериальных ресурсов
Эффективности и результативности критерии максимальной результативности при имеющихся ограничениях по ресурсам или обеспечения минимальных затрат при достижении заданных результатов
Достоверности и реалистичности обеспечение обоснованности значений показателей, используемых в процессе разработки стратегических плановых документов
Сбалансированности и скоординированности согласованность внутренней структуры каждого документа ГСП и документов системы ГСП между собой
Непрерывности и последовательности процесс разработки, мониторинга, и корректировки документов ГСП имеет постоянный характер, функционирует система ступенчатости разработки
Современности корректировки в случает выявления несоответствий либо более эффективных путей достижения поставленных целей ГСП подлежит корректировке в сроки, позволяющие принять эффективное решение
Самостоятельности и ответственности участники процесса ГСП свободны в пределах своей компетенции в выборе методов достижения целей и несут ответственность за недостижение поставленных задач или неэффективность их решения
Прозрачности и открытости Проекты документов ГСП, за исключением информации, относящейся к госсекторам, являются предметом общественного обсуждения и подлежат опубликованию

Действующая система планирования характеризуется:

– преимущественно временной проекцией подготовки плановых и прогнозных документов;

– директивным подходом доведения и выполнения плановых показателей развития экономики;

– слабой корреспондируемостью с аналогичными документами, разрабатываемыми в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;

– слабой согласованностью отраслевых и региональных плановых документов;

– отсутствием возможности корректировки конечных результатов в соответствии с изменяющимися условиями экономической среды и макроэкономической конъюнктуры.

Систем включает:

Концепция национальной безопасности
Ежегодные послания президента белорусскому народу
Всебелорусское народное собрание


Годовой индикативный план-прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь и прогноз важнейших параметров на последующие два года

Содержит:

– оценку текущей социально-экономической ситуации в стране и положение Республики Беларусь в мире;

– цели, задачи, направления и пути достижения целей и реализации приоритетов, определенных НСУР, увязанные с ресурсами и системой мероприятий;

– развернутую систему индикативных показателей социально-экономического развития в разрезе органов управления, видов деятельности и территорий на плановый период и прогноз на последующие два года;

– перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских госнужд.

Разрабатывается:

– ежегодно, а прогноз важнейших параметров – на последующие два года по решению Совета Министров РБ;

– Министерством экономики при участии других республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству РБ, областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома, общественных объединений, научных организаций РБ.

Утверждается Советом Министров РБ не позднее, чем за один год до начала планового периода.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития и размещения производительных сил Республики Беларусь на 15 лет

Содержит:

– итоги реализации предыдущего пятилетнего периода НСУР РБ;

– анализ социальной, экономической и экологической компонент устойчивого развития, положения страны в глобализирующемся мире в контексте устойчивого ее развития, оценку и прогноз вызовов, рисков и угроз устойчивому развитию РБ;

стратегические цели, задачи, показатели (с разбивкой по пятилетиям), этапы повышения устойчивости развития РБ;

– оценку и источники формирования ресурсной базы и социально-экономического потенциала, финансово-экономические и социально-политические инструменты и механизмы устойчивого развития РБ;

– сценарии развития, важнейшие направления и пути перехода Республики Беларусь к более высокому уровню устойчивого развития.

Разрабатывается на основе решения Президента РБ каждые 5 лет сроком на 15 лет Министерством экономики при участии других республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству РБ, областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома, общественных объединений, научных организаций РБ.

Национальные проекты

Представляют собой совокупность административно-хозяйственных и финансово-эконо-мических мер и инструментов, направленных на изменение качественных и количественных индикаторов развития страны и жизни населения, в отведенные временные рамки и при известном ресурсном обеспечении, выполняемая в первоочередном порядке на фоне других программ.

Разрабатывается на основе решения Президента РБ, устанавливающего сроки и порядок их разработки, соответствующим республиканским органом госуправления и иными госорганизациями, подчиненными Правительству РБ, при участии областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома, общественных объединений, научных организаций РБ.

Утверждаются Президентом и Советом министров РБ не позднее, чем 1,5 года до начала планового периода.

Комплексный прогноз научно-технологического развития Республики Беларусь на 20 лет

Содержит:

– оценку в сопоставлении с мировыми достижениями уровня научно-технологического развития;

– анализ внутренних и внешних тенденций, факторов и условий научно-технологического развития и их прогноз;

– прогноз перспективного технологического развития экономики, в том числе в отраслевом и территориальном разрезах, с разбивкой по пятилетиям;

основные направления совершенствования государственной политики и системы регулирования в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

– перечни критических технологий и приоритетных направлений развития фундаментальной и прикладной науки.

Разрабатывается на основе решения Совета Министров РБ каждые 5 лет сроком на 20 лет республиканским органом управления, уполномоченным осуществлять выработку государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности при участии НАН Беларуси, республиканских органов госуправления, научно-исследовательских центров, экспертов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: