Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через систему Государственного планирования и прогнозирования.
Система строится на следующих принципах:
Научные обоснованности | проведение специальных научно-исследовательских работ, направленных на постоянное совершенствование методологии и использование мирового опыта в области прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития |
Комплексности и системности | совокупность документов ГСП разрабатывается как система взаимоувязанных между собой программ, стратегий, концепций и планов |
Ресурсной обеспеченности | должны быть определены источники и объемы финансовых, человеческих, материальных т нематериальных ресурсов |
Эффективности и результативности | критерии максимальной результативности при имеющихся ограничениях по ресурсам или обеспечения минимальных затрат при достижении заданных результатов |
Достоверности и реалистичности | обеспечение обоснованности значений показателей, используемых в процессе разработки стратегических плановых документов |
Сбалансированности и скоординированности | согласованность внутренней структуры каждого документа ГСП и документов системы ГСП между собой |
Непрерывности и последовательности | процесс разработки, мониторинга, и корректировки документов ГСП имеет постоянный характер, функционирует система ступенчатости разработки |
Современности корректировки | в случает выявления несоответствий либо более эффективных путей достижения поставленных целей ГСП подлежит корректировке в сроки, позволяющие принять эффективное решение |
Самостоятельности и ответственности | участники процесса ГСП свободны в пределах своей компетенции в выборе методов достижения целей и несут ответственность за недостижение поставленных задач или неэффективность их решения |
Прозрачности и открытости | Проекты документов ГСП, за исключением информации, относящейся к госсекторам, являются предметом общественного обсуждения и подлежат опубликованию |
Действующая система планирования характеризуется:
– преимущественно временной проекцией подготовки плановых и прогнозных документов;
– директивным подходом доведения и выполнения плановых показателей развития экономики;
– слабой корреспондируемостью с аналогичными документами, разрабатываемыми в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;
– слабой согласованностью отраслевых и региональных плановых документов;
– отсутствием возможности корректировки конечных результатов в соответствии с изменяющимися условиями экономической среды и макроэкономической конъюнктуры.
Систем включает:
|
|
|
Годовой индикативный план-прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь и прогноз важнейших параметров на последующие два года
Содержит:
– оценку текущей социально-экономической ситуации в стране и положение Республики Беларусь в мире;
– цели, задачи, направления и пути достижения целей и реализации приоритетов, определенных НСУР, увязанные с ресурсами и системой мероприятий;
– развернутую систему индикативных показателей социально-экономического развития в разрезе органов управления, видов деятельности и территорий на плановый период и прогноз на последующие два года;
– перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских госнужд.
Разрабатывается:
– ежегодно, а прогноз важнейших параметров – на последующие два года по решению Совета Министров РБ;
– Министерством экономики при участии других республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству РБ, областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома, общественных объединений, научных организаций РБ.
Утверждается Советом Министров РБ не позднее, чем за один год до начала планового периода.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития и размещения производительных сил Республики Беларусь на 15 лет
Содержит:
– итоги реализации предыдущего пятилетнего периода НСУР РБ;
– анализ социальной, экономической и экологической компонент устойчивого развития, положения страны в глобализирующемся мире в контексте устойчивого ее развития, оценку и прогноз вызовов, рисков и угроз устойчивому развитию РБ;
– стратегические цели, задачи, показатели (с разбивкой по пятилетиям), этапы повышения устойчивости развития РБ;
– оценку и источники формирования ресурсной базы и социально-экономического потенциала, финансово-экономические и социально-политические инструменты и механизмы устойчивого развития РБ;
– сценарии развития, важнейшие направления и пути перехода Республики Беларусь к более высокому уровню устойчивого развития.
Разрабатывается на основе решения Президента РБ каждые 5 лет сроком на 15 лет Министерством экономики при участии других республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству РБ, областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома, общественных объединений, научных организаций РБ.
Национальные проекты
Представляют собой совокупность административно-хозяйственных и финансово-эконо-мических мер и инструментов, направленных на изменение качественных и количественных индикаторов развития страны и жизни населения, в отведенные временные рамки и при известном ресурсном обеспечении, выполняемая в первоочередном порядке на фоне других программ.
Разрабатывается на основе решения Президента РБ, устанавливающего сроки и порядок их разработки, соответствующим республиканским органом госуправления и иными госорганизациями, подчиненными Правительству РБ, при участии областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома, общественных объединений, научных организаций РБ.
Утверждаются Президентом и Советом министров РБ не позднее, чем 1,5 года до начала планового периода.
Комплексный прогноз научно-технологического развития Республики Беларусь на 20 лет
Содержит:
– оценку в сопоставлении с мировыми достижениями уровня научно-технологического развития;
– анализ внутренних и внешних тенденций, факторов и условий научно-технологического развития и их прогноз;
– прогноз перспективного технологического развития экономики, в том числе в отраслевом и территориальном разрезах, с разбивкой по пятилетиям;
– основные направления совершенствования государственной политики и системы регулирования в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
– перечни критических технологий и приоритетных направлений развития фундаментальной и прикладной науки.
Разрабатывается на основе решения Совета Министров РБ каждые 5 лет сроком на 20 лет республиканским органом управления, уполномоченным осуществлять выработку государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности при участии НАН Беларуси, республиканских органов госуправления, научно-исследовательских центров, экспертов.