double arrow

Основы теории рыночной экономики

IV Рынок капитала

III Рынок труда

II Рынок природных ресурсов

I Рынок благ

Типология рынка

Роль рынка

1. Выдавать сигнал производству о тех или иных потребностях.

2. Уравновешивать спрос и предложение.

3. Дифференцировать производителей.

4. Вымывать неконкурентноспособные предприятия.

Существует несколько классификаций типов рынка.

· рынок на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на все наши желаемые вещи и явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность;

– материальные блага – материальные вещи, права (авторские, патентные и т.п.), все виды монополий и привилегий;

– не материальные блага – блага, воздействующие на развитие способностей человека;

– внутренние блага – блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле;

– внешние блага – те, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей человека.

· рынок на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена на природные ресурсы в форме ренты;

· виды ренты:

– земельная – доход от использования земли;

– арендная плата – кроме ренты может включать амортизацию за постройки на земле, проценты на вложенный в землю капитал, часть прибыли фермера и другие элементы, не связанные с оплатой за использование земли.

· формы ренты:

– чистая экономическая рента – доход, приносимый природными ресурсами только в силу его ограниченности;

– дифференциальная рента – доход, приносимый природными ресурсами в зависимости от его качества.

· рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения сформировалась цена на труд;

· виды заработной платы:

– номинальная - денежная сумма, полученная работником за время труда;

– реальная – объем товара и услуг, которые могут быть приобретены работником на его номинальную заработную плату по сложившимся ценам;

· формы заработной платы:

– повременная;

– сдельная.

· рынок на котором в результате взаимодействия спроса и предложения цена капитала формируется в форме процентного дохода

· формы капитала:

– рынок краткосрочных капиталов или денежный рынок;

– рынок долгосрочных капиталов или финансовый рынок.

От организации людей и способа связи между ними, зависит содержание и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Пограничные условия поведения субъектов не сводятся только к ограниченности ресурсов, они также определяются той формой, которая господствует в системе и создает правовое поле границ действия субъектов и способа их связи. Исторически сложилось два способа связи: план или рынок.

Детерминированность этого выбора обусловлена тем, что труд человека, создающего благо, имеет двойственный характер. С одной стороны, труд – это частный труд, так как любой производитель функционирует на свой страх и риск. Он как бы ведет индивидуальное дело. Но это правильно до тех пор, где заканчивается труд для удовлетворения личных нужд производителя. Как только появляется эта пограничная точка, просто производитель превращается в товаропроизводителя. В данном случае частный труд должен быть признан, должен получить общественное признание. А этот процесс связан с обменом товаров на рынке. Таким образом, возникает вопрос: что заставляет человека выполнять определенный род деятельности, производить блага с целью удовлетворения чужых нужд и при этом с максимальной эффективностью при ограниченных ресурсах? Каков общественный механизм?

Истории известны два способа решения этой задачи.

Первый способ – это административный. Экономика в целом и субъекты хозяйства управляются из единого центра. Центр исходя из своего понимания нужд и стратегических задач, как властный субъект, диктует произвести совокупность благ для удовлетворения общественных и личных потребностей, не связывая их производство с ограниченностью ресурсов. Но ограниченность ресурсов сама по себе диктует границы объемов производства, а идея, как объективно понятая ее носителями, представляющими властные структуры. Сами идеи трансформируются впоследствии в директивные планы, которые доводятся до каждого конкретного производителя и жестко контролируются. Поведение работника есть определенная реакция, воспринятая в виде определенной команды и исполняемая им в соответствии с его статусом с учетом жестко детерминированной среды. Способ связи на первый взгляд прост и рационально устроен, но он не учитывает сложность и богатство внутренней природы человека, его желания, устремления, даже, в какой-то мере, страсти. Человек как субъект хозяйства становится не способным ни принимать решения, ни их исполнять. Возникает маргинальный тип хозяйства, который связан с внешней и внутренней природой человека.

Второй способ связи – рыночный. Его основу составляет система экономических стимулов и санкций, которые не исходят из единого руководящего центра, они есть сигналы от потребителя блага. Именно потребитель, удовлетворяющий свои потребности, утоляя нужду через какое-то благо, признает или отрицает его общественную ценность. Возникают особые механизмы реализации способа связи людей в виде товарно-денежных отношений и конкуренции.

Рыночный механизм согласования действий производителей более жесткий, менее, на первый взгляд, гуманный. Непризнанная ценность производителя может закончиться для него банкротством, убытками. Но эта система связи определяет взаимодействие субъектов с учетом их собственной воли и устремлений как личности.

Рыночное хозяйство возникло как продукт на протяжении нескольких тысяч лет в связи с разложением натурального хозяйства. Но натуральное хозяйство пришло в упадок, вследствии факторов:

1) развитие общественного разделения труда;

2) обособление производителей в рамках частной собственности на средства производства;

3) свобода предпринимательства.

В этих условиях не могло возникнуть другой формы связи между субъектами, кроме как обмен производимых ими благ. Возник рынок как процесс обмена благ. Рыночная экономика возникла не сразу, в экономической теории выделяют три ступени ее развития.

Производственно-натуральное хозяйство, как замкнутая социальная единица, в которой производство велось с целью потребления в пределах семьи, крестьянского, общинного, родового, помещичьего, домашнего хозяйства. Все связи ограничивались процессом непосредственного производства. За пределами натурального хозяйства не существуют никакие отношения. Но под влиянием роста субъектов натурального хозяйства возникают разделение труда и обособление производителей. Наряду с производством и потреблением возникает распределение, а затем и перераспределение. Начинают появляться признаки экономики.

1. Экономика предполагает переход от перераспределения к обмену. Обмен в экономике предполагает эквивалентно-возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными субъектами в процессе разделения труда. Только такой обмен, если он состоялся, превращает продукт труда в товар, а обмен в рынок. Но на этом этапе развития экономики она подчинена производству и главный субъект рыночных отношений – продавец (производитель), то есть – это «рынок продавцов», диктующих собственные цены покупателю (потребителю).

2. И только когда происходит качественный скачок в экономическом развитии, возникает третий этап развития рынка. Возникает «рынок покупателя»: производитель теряет свой исключительный статус. Возникает рыночная экономика, где появляется субъект, имеющий право свободного выбора с учетом потребительской выгоды. Возникает как бы диалог «продавец – покупатель» вместо монолога продавца.

Рыночная экономика доказала свою состоятельность в решении экономических задач. Рынок устанавливает взаимосвязь производство – потребление через обеспечение соответствия предложения объему платежеспособного спроса. Рынок гарантирует общественную оценку труда обособленных товаропроизводителей. Эта оценка сводится к простому механизму: состоялась купля-продажа или нет. Развитие конкуренции является одной из причин достаточно высокой эффективности рыночной экономики.

Изучение рыночной экономики начинается с анализа «идеальной модели», получившей в западной экономической теории название «совершенная конкуренция». Ее характеристики:

1. Это – свобода предпринимательской деятельности: полная самостоятельность и независимость экономических субъектов и вся полнота ответственности за результаты хозяйственной деятельности.

2. Обеспечение мобильности всех видов ресурсов или свободный перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные.

3. Наличие свободного ценообразования. Ф. Хайек подчеркивал особую ценность этого условия функционирования рыночной экономики, утверждая, что любые отступления, с какими бы благими намерениями они ни совершались, в перспективе ведут к диктатуре.

4. Для развития рыночной экономики непреложным условием является отсутствие всех видов монополизма и полная свобода конкуренции.

Кроме того, любой субъект рыночной экономики должен обладать правом доступа к полной информации, политическая стабильность, устойчивость денежной и финансовой системы.

Но «совершенная конкуренция» в чистом виде не существовала и не существует. Это – научная абстракция, «идеальная модель». Рыночная экономика, не смотря на ее явные плюсы, имеет и отрицательные черты. Она не способна решать ряд важных социально-экономических проблем. Прежде всего, это относится к удовлетворению тех общественных потребностей, которые нельзя измерить в деньгах и создать платежеспособный спрос. Речь идет об «общественных или коллективных товарах», которые имеют весьма сложную структуру. Государство должно брать на себя расходы по их производству, так как частный бизнес, основа рыночной экономики, не всегда заинтересован в них и рынок здесь бессилен.

Ограничения рыночного механизма проявляются в регулировании социально-экономических прав личности, в первую очередь права на труд, проблем разработки и внедрения крупных инвестиционных проектов, не сулящих прибыли и связанных с большим риском, неравномерности регионального развития, необходимости борьбы с инфляцией и монополизмом.

Итак, с одной стороны, рынок – эффективный способ хозяйствования, с другой же он имеет существенные недостатки, требующие разных форм вмешательства государства. Поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой саморегуляция дополняется корректировкой государства с учетом социальных приоритетов. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной экономикой. Рыночная экономика в развитых странах функционирует на основе акционерной формы собственности в крупном бизнесе и на основе частной индивидуальной формы – в малом бизнесе.

Развиваются акционерная и государственная формы собственности. Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции:

1) источник дохода помимо негосударственного сектора;

2) регулятор рыночных процессов.

Основным показателем развития и состояния рыночной экономики является рыночная конъюнктура. Конъюнктура - это временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени. К показателям конъюнктуры относятся:

– динамика производства и строительства;

– объем товарных запасов;

– движение цен, процента, курса ценных бумаг;

– изменение в уровне прибыли, заработной платы, издержек;

– уровень безработицы.

На уровень экономической конъюнктуры влияет ряд факторов:

– циклические – сила которых нарастает в определенные периоды цикла;

– нециклические – оказывающие влияние постоянно;

– случайные – временные, быстропроходящие.

Исходя из названных факторов, различают две тенденции экономической конъюнктуры: «повелительную» и «понимательную».

На экономическую конъюнктуру особое влияние оказывают следующие способы: регулирование масштабов инвестиций, изменение условий и масштабов государственных заказов, пересмотр налоговых и процентных ставок, регулирование величины денежных сбережений населения.

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамику могут обеспечить рыночные институты – специализированные организации, действующие в границах особого рынка. Совокупность взаимосвязанных институтов, выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики.

Рыночная инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм по средствам которых происходит движение товаров и услуг, акты купли продажи.

Основные элементы инфраструктуры:

· биржи и их организационно оформленное посредничество;

· аукционы, ярмарки и другие формы организационного биржевого посредничества;

· кредитная система и коммерческие банки;

· эмиссионная система и эмиссионные банки;

· система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости;

· информационные технологии и средства деловой коммуникации;

· налоговая система;

· система страхования;

· рекламные агентства и информационные центры, коммерческо-выставочные комплексы;

· торговые палаты и другие общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов;

· таможенная система;

· профсоюзы;

· система высшего и среднего экономического образования;

· аудиторские и консультативные компании;

· общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

· специальные зоны свободного предпринимательства.

Основные функции инфраструктуры рынка следующие:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе из специализации;

· организационное оформление рыночных отношений;

· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

Перечислим основные элементы формирования рыночной инфраструктуры:

· развитие сети коммерческих оптовых предприятий по торговле;

· поощрение возникновения новых торгово-закупочных предприятий;

· формирование сети товарных бирж для оптовой торговли различными группами товаров совместно с сырьем для их производства;

· увеличение числа ярмарок и изменение порядка их работы;

· поощрение инвестиций в рыночную инфраструктуру.

Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Другими словами, инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Элементы рыночной инфраструктуры постоянно взаимодействуют, а их взаимодействие порождает спрос и предложение на товары и услуги.


Сейчас читают про: