double arrow

Управление региональным развитием

Задачи сглаживания асимметрии развития регионов

В этих условиях к важнейшим задачам, которые должны решаться в процессе управления развитием российских регионов, на наш взгляд, следует отнести:

• укрепление социально-экономических основ российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения социально-экономической интеграции российских территорий, укрепление единого социального и экономического пространства;

• сглаживание изначальных различий в уровнях экономического и социального развития регионов, обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;

• создание действенного социально-экономического механизма федеративных отношений, способного обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого через сочетание интересов государства и отдельных его региональных составляющих;

• формирование многоукладной экономики на основе равноправного развития различных форм собственности, социальной и рыночной инфраструктуры.

Управление региональным развитием предполагает использование форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизма государственной поддержки социально-экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.

Вообще органы власти региона выполняют две основные функции: управление функционированием региона и управление развитием региона. Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется с помощью широкого спектра различных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых мероприятий, посредством которых власть стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности. Не умаляя значения первой функции, можно сказать, что функция экономического развития становится все более значимой, включая в себя вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений.

Управление региональной экономикой осуществляется в целях ее эффективного развития, а также органичного встраивания экономики региона в экономическое пространство страны. Путь решения этой задачи — совершенствование специализации регионов в сочетании с экономически обоснованным повышением комплексности хозяйства на пути вовлечения в хозяйственный оборот новых экономичных природных ресурсов, лучшего использования трудового потенциала и имеющегося производственного аппарата, рационализации размещения производительных сил и транспортно-экономических связей.

В процессе регулирования территориального развития определяющее значение имеют показатели, характеризующие степень развития производительных сил, темпы и уровни развития регионов хозяйства, их структура. На их основе определяются показатели эффективности хозяйства региона, проводятся сопоставления экономического и социального развития отдельных частей страны.

Регулирование территориального развития органически связано с развитием отраслей (предприятий), так как это — две формы единого процесса общественного разделения труда. Только правильное их сочетание позволяет обеспечить комплексное развитие региона. Управление региональным развитием призвано также обеспечивать соответствие между состоянием природной, социальной и экологической среды, определенные пропорции между различными элементами, в совокупности представляющими экономику региона. Еще одним важным пунктом, на котором базируется региональное управление, является сочетание общегосударственных интересов с инициативой и интересами региона

и муниципалитетов.

Для эффективного развития экономики региона необходим государственное регулирование хозяйственной деятельности, включая разработку системы инструментов государственного воздействия на экономику регионов.Системы инструментов государственного воздействия на экономику регионов в условиях рыночных отношений включают по крайней мере три взаимосвязанных элемента:

• государственные документы, ориентирующие хозяйственные субъекты регионов в складывающейся в будущем экономической ситуации;

• государственные документы, позволяющие государственным органам власти активно воздействовать на происходящие процессы;

• законодательные акты, регламентирующие деятельность всех агентов воспроизводственной деятельности в регионе.

Система инструментов государственного регулирования экономического развития региона ориентирующего характера включает: генеральную схему развития и размещения производительных сил страны, прогноз социально-экономического развития регионов, стратегический план развития региона, индикативный план развития экономики региона.

Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны.

Генеральная схема развития и размещения производительных сил представляет собой прогнозный документ стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу. Она разрабатывается в целях повышения эффективности общественного производства на основе совершенствования территориального разделения труда, комплексного экономического и социального развития регионов страны. Исходной базой Генеральной схемы служат прогнозные разработки по развитию экономики в целом, отдельных отраслей, а также регионов на перспективу. Генеральная схема развития и размещения производительных

сил содержит положения, отражающие различные аспекты развития экономики страны и размещения производительных сил по ее территории. По опыту прошлого Генеральная схема должна иметь следующую структуру.

1. Анализ развития и размещения производительных сил за базисный период.

2. Задачи развития и размещения производительных сил на перспективу, которые определяются на основе прогноза уровней развития экономики страны на перспективу с учетом долгосрочных задач и предпосылок в соответствии с экономической стратегией развития страны.

3. Объективные предпосылки и условия размещения производительных сил в перспективе.

4. Социальные проблемы размещения, направления и масштабы территориального перераспределения трудовых ресурсов, развитие региональной социальной инфраструктуры, рост уровня жизни в субъектах Федерации.

5. Прогноз развития и размещения отраслей народного хозяйства, межотраслевых комплексов и предприятий. В данном разделе делаются расчеты роста основных производственных фондов и мощностей на базе прогноза динамики национального дохода и объема капитальных вложений, определения трудового потенциала, оценки разведанных и прогноза потенциальных природных ресурсов (топливно-энергетических, минерально-сырьевых, водных, лесных, земельных). Даются рекомендации по очередности и объемам поисковых разведочных работ по регионам страны, оценивается воздействие научно-технического прогресса на размещение производительных сил. выявляются районы с напряженной экологической ситуацией, проводится оценка возможностей сохранения и улучшения природной среды.

6. Выявление проблем экономического и социального развития регионов страны. Проработка комплексных программ развития отдельных регионов типа Программы развития Нечерноземной зоны, зоны БАМ, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

7. Оценка влияния международного разделения труда (глобализации экономических связей) на размещение производительных сил страны.

8. Расчет экономической эффективности предлагаемых изменений в региональной структуре народного хозяйства.

При разработке Генеральной схемы предусматривается вариантность в развитии и размещении производства отдельных отраслей и регионов. Одна из главных задач составления Генеральной схемы состоит в обеспечении согласованности отраслевого и территориального развития по основным показателям реального сектора экономики, сбалансированности территориальных ресурсов многоцелевого назначения (трудовых, природных) с потребностями отраслей в них в территориальном разрезе.

Наряду с Генеральной схемой целесообразно разрабатывать отраслевые схемы развития производства, а также территориальные схемы развития и размещения производительных сил регионов страны, отраслевые схемы развития производства.

Отраслевые схемы развития производства содержат два основных раздела: анализ развития и размещения отрасли за базисный период и обоснование развития и размещения отрасли в перспективном периоде. Потребность в продукции отрасли (производства) на перспективу обосновывается исходя из стратегии развития экономики страны, утвержденных целевых комплексных программ, она включает потребности домашних хозяйств, государства и потребности смежных отраслей. Распределение продукции отрасли по территории страны принимается в соответствии с принципом абсолютных и сравнительных преимуществ. Потребность в продукции производственного назначения обосновывается исходя из намеченных объемов производства на предприятиях-потребителях в территориальном разрезе. Территориальные схемы развития производства содержат обоснование развития и размещения производительных сил региона на перспективу. Вместе с ними разрабатываются схемы формирования и развития ТПК, районные планировки и другие документы.

В территориальных схемах обосновываются направления производственной специализации и комплексного экономического и социального развития региона исходя из природных и социально-экономических предпосылок, выявляются территории, ограниченные для размещения производства, в частности из-за экологических соображений, а также территории, приоритетные для строительства крупных предприятий определенного профиля.

Еще одним документом, носящим индикативный характер, является районная планировка. Районная планировка — вид проектно-планировочных работ, предназначенных для рациональной организации территории в целях обеспечения оптимальных условий для развития производства, совершенствования существующих и создания новых систем расселения, межселенного обслуживания населения, охраны окружающей среды, сохранения памятников материальной культуры, защиты населенных пунктов и территорий от опасных геологических и гидрогеологических процессов с учетом эффективного и комплексного использования природных, энергетических, материальных и трудовых ресурсов.


Сейчас читают про: