Особенности воспитания подростков

(РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ)
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Ситуация. Многие дети, вступая в подростковый возраст, ме­няются: из спокойных, ласковых и послушных превращают­ся в ершистых, задиристых, грубых, неуправляемых, агрес­сивных.

Какие особенности общения с подростками должны быть пред­почтительнее?

Решение. Даже если взрослому очень не нравится агрессив­ность подростка, он должен понимать, что в ней проявляется желание подростка самоутвердиться, отстоять свою позицию. Непослушание его есть сигнал о стремлении выйти из-под опе­ки взрослого.

В общении с подростком нужно перейти от оценок, осуж­дений, нотаций к спокойному, вежливому тону, разговору. В пылу негативных эмоций способность понимать друг друга исчезает. Взрослому легче управлять своим поведением, чем подростку с его неустойчивой психикой. Поэтому имен­но взрослый должен дать пример достойного выхода из трудных ситуаций. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследователь­ность в суждениях и действиях, то трудно ждать от него пра­вильного поведения.

Ситуация. Нередко, к ужасу педагогов, подросток меняет свои мнения и взгляды, переходит от одной крайности к другой.

Как можно объяснить подобное явление?

Решение. Непостоянство взглядов подростка может иметь место при трудностях, отсутствии возможностей самоутверж­дения. Педагог должен помочь найти любимый вид деятельно­сти подростка, через который он может утвердить себя в глазах сверстников. И помочь ему в этом трудном для него процессе.

Ситуация. Митя (13 лет) решил все задачи контрольной рабо­ты и получил отличную оценку. Мария Ивановна, анализируя работы учащихся, сказала, что Митину работу, как отличную, показывала его товарищам — членам баскетбольной команды.

На что рассчитывала Мария Ивановна, поступая таким об­разом?

Решение. Мария Ивановна использовала принцип демон­страции последствий поступка для референтной группы. Митя ориентируется на ценности ребят баскетбольной команды, по­этому ему особенно приятна хорошая оценка с их стороны, по­скольку он сам является членом этой команды.

Ситуация. Мама Вадика (14 лет) сокрушается: был спо­койным, вежливым мальчиком, хорошо учился, помогал по дому... Но сейчас как подменили — не слушается, стал прогу­ливать школу, хамит... Откуда это?

Предположите возможные причины такого поведения под­ростка.

Решение. Возможными причинами могут быть:

Ø протест. Вспышки недовольства, гнева могут возникать в ответ на попытки взрослых унизить, подчинить сво­ей воле. Протест обычно носит адресный характер, когда мама, например, принуждает силой сделать что-либо, или учитель незаслуженно поставит двойку. Как только конфликт находит свое разрешение, подросток успокаи­вается;

Ø отставание в развитии (когда по статусу он еще не соот­ветствует своему возрасту; по мере взросления поведение обычно выравнивается);

Ø проявление таких черт характера, которые сформиро­ваны в семье: конфликтность, злобность, повышенная возбудимость и пр., которые в подростковый период обо­стряются.

Ситуация. Желание подростка быть взрослым распростра­няется и на манеру одеваться. Идет ориентация на ярких пред­ставителей современной моды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: