Ударные (многоцелевые) АПЛ 2 страница

К-534 «Зубатка» построен/спущен в 1990 г.

К-336 «Окунь» построен/спущен в 1993 г.

К-123 «Марс» 1993/1993

Пятая АПЛ К-123, строившаяся по усовершенствованному проекту 945Б и по своим характеристикам практически соответствующая требованиям к лодкам 4-го поколения, была разрезана на стапеле в 1993 году.

Для повышения темпа строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 года было принято решение создать на базе «горьковского» проекта 945 «Барракуда» более дешевую АПЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо дорогого титанового сплава стали. Разработка получила проектный номер 971 и шифр «Щука-Б».

У.59. Рис. Российская ударная лодка пр. 971 «Щука-Б». Водоизмещение 10 000 т, глубина погружения 600 м, диаметр корпуса 13 м, длина 108 м, скорость 33 узлов, экипаж 70 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4х533-мм, 4х650-мм; противолодочные комплексы – «Водопад», РПК-2 «Вьюга»

У.60, у.61.

Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог — АПЛ третьего поколения «Лос-Анжелес» и получил мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945 «Барракуда», новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе, 31 офи­цера), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новом корабле не­сколько улучшены и условия обитаемости.

Подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами.

У.62, у.63., у.64.

Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре – 650-мм ТА (суммарный боекомплект – более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 – калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами, подводными ракетами и ракето-торпедами, а также торпедами и самотранспортирующимися минами. В 1990-х годах на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ

«Щука-Б» стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде.

Первоначально лодки проекта 971 несли лишь тактические номера. Однако 10 октября 1990 года вышел приказ главноко­мандующего ВМФ В. Н. Чернавина о присвоении АПЛ К-317 названия «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие атомоходы данного проекта (всего построено 17 единиц). Первая «северодвин­ская» лодка – К-480 – получила имя «Барс», вскоре ставшее нарицательным для всех атомоходов проекта 971. На СФ «Барсы» сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная.

У.65, у.66.

По оценкам даже американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка проекта 971 «Щука-Б» вполне сопоставима с американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения «Сивулф». По скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению эти корабли также приблизительно равноценны.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они доста­точно активно (разумеется, по меркам нынешнего време­ни) используются для несения боевой службы.

К-284 «Пума» построен/спущен в 1985 г.

K-263 «Дельфин» построен/спущен в 1986 г.

K-322 «Кашалот» построен/спущен в 1987 г.

K-480 «Барс» построен/спущен в 1988 г.

K-391 «Кит» построен/спущен в 1989 г.

K-317 «Пантера» построен/спущен в 1990 г.

K-331 «Нарвал» построен/спущен в 1990 г.

К-419 «Морж» построен/спущен в 1992 г.

К-461 «Волк» построен/спущен в 1992 г.

К-328 «Леопард» построен/спущен в 1993 г.

К-154 «Тигр» построен/спущен в 1994 г.

K-157 «Вепрь» построен/спущен в 1995 г.

К-267 «Дракон» построен/спущен в 1996 г.

К-335 «Гепард» построен/спущен в 2001 г.

К-337 «Кагуар» построен/спущен в 2001 г.

К-333 «Рысь» построен/спущен в 2001 г.

К-152 «Нерпа» построен/спущен в 2002 г.

Министерство обороны Бразилии разработало новый план развития вооруженных сил, в соответствии с которым программа создания первой национальной атомной подводной лодки (АПЛ) получит приоритетный статус. Программа создания атомной подводной лодки была инициирована министерством обороны Бразилии еще в 1979 году, однако после падения военного режима в 1985 году ее реализация была приостановлена. И только в минувшем году президент страны Луис Инасио Лула да Силва принял решение о возобновлении программы и открытии ее финансирования в объеме 500 миллионов долларов в течение восьмилетнего периода. Строительство АПЛ будет осуществляться при содействии Франции, которая также поставит ключевые технологии. При этом за основу бразильские разработчики намерены взять дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) французского проекта Scorpene. Первоначально создание АПЛ планировалось на базе немецкого проекта 209/1400, по которому на верфи в Рио-де-Жанейро уже были построены четыре ДЭПЛ. В любом случае для атомной подлодки придется разработать компактный атомный реактор.

В январе 2004 года в ходе визита в Индию министра обороны РФ Сергея Иванова было подписано соглашение о строительстве и аренде двух АПЛ. Первоначально передача первой лодки К-152 «Нерпа» ВМС Индии планировалась 15 августа 2007 года, но Амурский судостроительный завод задержал строительство корабля на десять месяцев и просил увеличить цену до $785 млн. Индийская сторона согласилась лишь на отсрочку. Называлась новая дата сдачи в лизинг — с 15 июня 2008 года, за $650 млн сроком на 10 лет. Но позднее она была скорректирована на декабрь 2009 года, без изменения стоимости и срока лизингового договора. Предполагалось, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя INS «Чакра» (Chakra). Ранее это имя носила советская атомарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и, несмотря на то, что вахту у атомного реактора несла группа советских моряков, ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией также предусматривали достройку и передачу в аренду индийской стороне четвертой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %, но позднее число подлодок было сокращено до одной. 11 июня 2008 года на К-152 начались испытания перед вводом в эксплуатацию[8]. В конце октября от пирса сдаточной базы ОАО «Амурский судостроительный завод» подводная лодка вышла в открытое море. 31 октября лодка совершила первое погружение.

После аварии, произошедшей во время испытаний 8 ноября 2008 года, лодка оказалась в фокусе внимания СМИ. О ее дальнейшей судьбе выдвигались различные предположения. 18 ноября начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Макаров заявил, что лодка (не пострадавшая в результате аварии) после завершения испытаний не будет ни продана, ни передана в лизинг кому-либо, а будет принята на вооружение Тихоокеанского флота РФ. Необходимые средства для дооборудования и завершения испытаний корабля будут выделены из бюджета.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

После Второй мировой войны, как конструкция, так и состав вооружения подводных лодок подверглись кардинальному пересмотру. Главным внешним отличием стало изменение очертаний, как корпуса, так и рубки. Корпус, кроме того, что изменил форму, был существенно усилен, что дало возможность погружаться на гораздо большую глубину. Число гребных винтов, как правило, уменьшено до одного, на всех субмаринах установили шноркели, и скорость надводного хода стала меньше, чем подводного.

Д.1.

Артиллерийские орудия на лодках ставить престали. Основным оружием подводных лодок стали обычные и противолодочные торпеды. Некоторые субмарины оснастили и ракетным оружием. Запуск противокорабельных ракет производится с помощью торпедных аппаратов.

Д.2. Рис. Испанская ПЛ типа «Агоста». Водоизмещение 2120/2345 т, длина 71,05 м, дальность плавания 1440 (4 уз. с AIP) + 360 (4 уз. аккум.) миль, экипаж 32 (8). Вооружение 6 ТА (18 ед

США уже давно не имеют в составе свого флота дизельных лодок, а Франция в 2001 году исключила из боевого состава флота последнюю такую лодку, S623 «Куссант» (Ouessant тип «Агоста»), хотя она прошла модернизацию в 1987 году. Впрочем, четыре лодки этого типа сохранились в ВМС Испании.

71 Galerna 1983 г

72 Siroco 1983 г.

73 Mistral 1985 г.

74 Tramontana 1986 г.

Д.3. Рис. Пакистанская ПЛ «Гурман» типа «Агоста». Водоизмещение 1490/1840 т, основные размерения 67,6/6,8/5,4 м, дальность плавания 8500 миль, скорость 12/20 узлов, глубина погружения 300 м, экипаж 59 (8) чел. Вооружение: 4 ТА (20 торпед и ПКР)

Еще два таких корабля имеет флот Пакистана. Однако, поскольку у них более почтенный возраст, чем у испанских, то их технические характеристики несколько отличаются друг от друга.

Hashmat 1979 г.

Hurmat 1980 г.

Д.4. Рис. Пакистанская ПЛ «Халид» типа «Агоста-90В». Водоизмещение 1510/1760 т, основные размерения 76,6/6,8/5,4 м, дальность плавания 8500 миль, скорость 12/20 узлов, глубина погружения 320 м, экипаж 36 (7) чел. Вооружение: 4 550-мм ТА (20 торпед) и ПКР SM 39 Exocet, запуск которых осуществляется из торпедных аппаратов.

Зато три других пакистанских «агосты» были построены во Франции по самому последнему проекту «Агоста-90В». Контракт включал 750 млн долларов на постройку подлодок и 200 млн на модернизацию верфи «ПН докъярд». Первая подлодка серии «Халид», заложенная в сентябре 1995 года на предприятии французской компании DCN в Шербуре, вошла в состав ВМС Пакистана в декабре 1999 года. В соответствии с условиями контракта, вторая ДЭПЛ «Саад» была собрана в Карачи из трех отсеков, построенных в Шербуре. Подлодка была передана пакистанским ВМС 12 декабря 2003 года. Третья и последняя ПЛ S-137 «Хамза» была принята на вооружение ВМС Пакистана в сентябре 2006 года.

S-135 «Халид» Khalid 1999 г.

S-136 «Саад» Saad 2003 г.

S-137 «Хамза» Hamza 2006 г.

К началу 1980-х годов Англии потребовалась новая неядерная подлодка. В 1987 году на воду сошла головная субмарина новой серии (пр. 2400), названная «Апхолдэ» (2200/2494 т, длина – 70 м, 12/20 узлов, шесть торпедных аппаратов). Лодка предназначена для борьбы с подводными кораблями противника и считается достаточно эффективной в этом качестве, поскольку она гораздо дешевле и «тише» ядерной.

Д.5 Рис. Английская лодка «Апхолдэ» (1987 г.) Водоизмещение 2200/2494 т, длина 70 м, скорость 12/20 узлов. Вооружение: 6 торпедных аппаратов. (ЭК стр. 360 верхний рис.)

Д.6. Рис. Канадская подводная лодка «Виктория» (1991 г.) Водоизмещение 2200/2494 т, длина 70 м, скорость 12/20 узлов, дальность плавания 8000 миль, глубина погружения 200 м, экипаж 48 (7) чел. Вооружение: 6 торпедных аппаратов (18 торпед + ПКР).

Д.6-1. рис. «Виктория» проходит модернизацию.

В настоящее время 4 лодки этого типа входят в состав флота Канады. Правда, три из них сейчас проходят модернизацию, срок окончания которой — 2009 год.

876 Victoria 1991 г.

877 Windsor 1993 г.

878 Cornerbrook 1992 г.

879 Chicoutimi 1990 г.*

* После тяжелой аварии находится в Великобритании на ремонте. Вступление в строй состоится в 2012 году.

Лишь немногие страны мира, кроме великих морских держав, способны сами строить современные подводные лодки. Признанным лидеров в постройке таких кораблей является ФРГ. По условиям послевоенного мирного договора Федеративной Республике Германии (ФРГ) не было дозволено иметь подводный флот. Однако после вступления ФРГ в НАТО (1955 г.), этот запрет не соблюдался. В 1966–1967 годах на вооружение немецкого флота поступили первые небольшие прибрежные субмарины типа 205 (420/450 т, длина – 44 м, 10/17 узлов, восемь торпедных аппаратов). Всего построено двенадцать лодок (U-1–U-12).

Д.7. Рис. Германская ПЛ типа 206А. Водоизмещение 450/498 т, основные размерения 48,6/4,6/4,5 м, дальность плавания 4500 миль (5 уз.), скорость 10/17 уз, глубина погружения 200 м, экипаж 22 (4) чел. Вооружение: 8 ТА (8 торпед).

Д.8.

Немного более крупные лодки типа 206 (450/498 т) имеют практически те же характеристики. Всего построено 18 единиц (U-13–U30). Корпус изготавливался из немагнитного сплава. Для полной перезарядки аккумуляторов требовалось всего 50 минут. Лодки оказались очень удачные: более 40 субмарин этого типа служили, да и служат сейчас во флотах многих стран. Сейчас в строю германского флота 10 лодок тип 206A, еще 8 уже списаны.

S194 U15 1974 г.

S195 U16 1973 г.

S196 U17 1973 г.

S197 U18 1973 г.

S171 U22 1974 г.

S172 U23 1975 г.

S173 U24 1974 г.

S174 U25 1974 г.

S178 U29 1975 г.

S179 U30 1975 г.

Однако для флотов ряда небольших стран требовались более крупные лодки, тогда в начале 1970-х годов немецкие кораблестроители разработали субмарину тип 209 (1185/1285 т, длина – 55,5 м, скорость – 11/22 узла, восемь торпедных аппаратов) чисто для продажи на экспорт. Спрос на лодки стал неожиданностью даже для самих немцев – образовалась самая настоящая очередь.

Д.9. Рис. Греческая ПЛ «Главкос» тип 209/1200. Водоизмещение 1180/1285 т, основные размерения 55,9/6,3/5,4 м, дальность плавания 8000 миль (8 уз.), скорость 11/22 узла, глубина погружения 250 м, автономность 50 суток, экипаж 34 (7) чел. Вооружение: 8 ТА (14 торпед)

Д.9-1. Чилийская ПЛ «Симпсон» Пр. 209, 1985 г.).

Эти очень хорошие корабли закупили многие страны мира: Аргентина (тип «Солта»), Бразилия, Чили (тип «Симпсон»), Перу, Эквадор, Венесуэла, Колумбия (тип «Пихаро»), Индонезия, Греция (тип «Главкос»), Турция (тип «Этилей»).

Д.10 Рис. Греческая ПЛ «Папаниколис» (2005 г.) Водоизмещение 1700/1980 т, длина 65 м, ширина 6,3 м, дальность плавания 12 000 миль (6 уз.), скорость 12/20 узлов, глубина погружения 400 м, автономность 50 суток, экипаж 27 (5) чел. Вооружение: 8 ТА (16 ед.)

Д.10-1. Лодка «Папаниколис» – новейший корабль на флоте Греции.

Греки в дополнении к 10 лодкам пр. 209/1200 типа «Главкос», заказали 4 лодки нового поколения тип «Катсонис» (пр. 214HN). Пока в строй введена только головная лодка серии – «Папаниколис» (Papanikolis).

S120 Papanikolis 2005 г.

S121 Matrozos 2008 г.

S122 Pipinos 2009 г.

S123 Katsonis 2010 г.

Д.11. Рис. Аргентинская ПЛ «Санта Круз». Надводное водоизмещение 2100 т, подводное 2300 т; длина 64,1 м, ширина 7,3 м, осадка 6,5 м; наи­большая скорость хода в надвод­ном положении 13 уз, подводой 25 уз; глубина погружения 300 м; дальность плавания в надвод­ном положении 15 000 миль при скорости 5 уз; экипаж 26 чел. Вооружение — шесть 533-мм торпедных аппара­тов (16 запасных торпед);

Д.12, д.13

В 1974 году Аргентина купила в Германии подводную лодку S31 «Салта» (пр. 209/1200), а в 1984 году заказала в ФРГ шесть еще более крупных океанских лодок типа «Санта Круз» (пр. ТК1700). Однако от двух лодок почти сразу отказалась, а еще две лодки этого типа ввиду нехватки средств были разобраны в процессе строительства. В 1985 году германская судостроительная компания «Тиссен Нордзеерверке» (г. Эмден) за­вершает строительство второй из двух заказанных ВМС Аргенти­ны дизельных подводных лодок проекта ТК1700 (первая — «Сай­та Круз» — была спущена на во­ду в конце 1982 года). Энергетическая установка вклю­чает четыре дизель-генератора мощностью по 1500 л. с. и один гребной электродвигатель. Лодки имеют очень мощное ра­диоэлектронное оборудование — боевая информационно-управляющая система ЯМВАШ, РПС, средства РЭБ, система опоз­навания «свой — чужой» и ГАС, работающая в активном и пассивном режимах, а также осуществляющая перехват сигналов противника и подводную теле­фонную связь.

41 Santa Cruz 1984 г.

42 San Juan 1985 г.

Д.14. Рис. Южнокорейская лодка «Чанг Бого» (пр. 209/1200). Водоизмещение 1100/1285 т, основные размерения 56/6,2/5,5 м, дальность плавания 7500 миль (8 уз.), глубина погружения 250 м, автономность 50 суток, экипаж 33 (6) чел. Вооружение: 8 ТА (14 торпед)

Проект 209 стал весьма популярен и, постоянно улучшаясь, поставлялся во многие страны мира. Так Южная Корея в 1990 году заказала в ФРГ 9 лодок проекта 209/1200.

061 Chang Bogo 1993 г.

062 Yi Chon 1994 г.

063 Choi Mu Son 1995 г.

065 Pak Ui 1996 г.

066 Lee Jong Mu 1996 г.

067 Chong Un 1997 г.

068 Yi Sun Sin 1999 г.

069 Na Dae Yong 2000 г.

071 Yi Uk Ki 2001 г.

С 2005 по 2010 годы эти лодки будут проходить модернизацию, в результате которой будет установлена ГАС БО, отсек с AIP, а на вооружение поступят ПКР «Гарпун» (HARPOON).

В 2007 году в Южной Корее начато проектирование новой отечественной подлодки по программе KSS-III водоизмещением до 3500 т. Первые три лодки поступят на вооружение в 2018–2020 годах. Всего до 2030 года может быть построено 9 кораблей, которые заменят лодки пр. 209/1200.

Д.15. Рис. Южноафриканская ПЛ «Манчатиси». Водоизмещение 1454/1586 т, основные размерения 62/6,5/5,5 м, дальность плавания 8200 миль (8 уз.), глубина погружения 280 м, автономность 50 суток, экипаж 30 (8) чел. Вооружение: 8 ТА (14 торпед)

Три лодки серии «Манчатиси» (MANTHATISI) (тип 209/1400) в 2004 году заказала ЮАР. Стоимость контракта составила $ 900 млн.

S101 Manthatisi 2006 г.

S102 Charlotte Maxeke 2007 г.

S103 Queen Modjadji 2008 г.

По существенно усовершенствованному проекту три подводные лодки класса «Дольфин» были разработаны и заложены для ВМФ Израиля, немецкой компаний Ingenieurkontor Lubeck Prof Gabler Nachf GmbH.

Д.16. Рис. Израильская ПЛ «Дольфин». Водоизмещение 1900 т, длина 57,3 м, ширина 6,8 м, запас хода 8000 миль, глубина погружения 200 м, скорость 20 узлов, автономность – 30 суток, максимальная глубина погружения – 350 м, экипаж 35 (8) чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6 533-мм; 4 650-мм (по данным официального сайта ВМС Израиля – 10х533-мм ТА) для торпед DM2A4 Seehecht и ПКР UGM-84C «Саб-Гарпун».

Д.17, д.18.

Интересна история их создания. В июле 1989 года был утвержден бюджет программы и в январе 1990 г. был подписан контракт. Но в ноябре 1990 года от осуществления проекта отказались в виду его высокой стоимости, даже с учетом использования американской военной помощи. Однако, после войны 1991 года, когда стали известны масштабы помощи Ираку немецкими фирмами в производстве оружия, правительство ФРГ приняло решение оказать Израилю значительную военную помощь, включая полностью финансировать строительство 2 ПЛ типа «Дольфин» в Германии. Мало того, Израилю удалось уговорить ФРГ профинансировать строительство 3-ей ПЛ на 50%. Стоимость каждой ПЛ составила 350 миллионов долларов, а общая стоимость проекта – 1,1 миллиарда долларов. Правительство Германии вложило в проект 1 миллиард марок, а Израиль добавил 200 миллионов долларов.

Лодки типа «Дольфин» относятся к проекту Тип 800, их конструкция близка к немецкому Тип 212, но имеется ряд отличий, например наличие шлюзового отсека для выхода боевых пловцов. ПЛ имеет 3 этажа, причем нижний используется только для аккумуляторов и для складирования. В передней части среднего расположен оружейный отсек. В нем находятся 10 ТА (2 ряда по 5, один над другим, причем крайние ТА с обеих сторон каждого ряда 650-мм, а остальные – 533-мм; ТА снабжены гидромеханическими катапультными устройствами для принудительного выброса ПКР «Саб-Гарпун» и мин, торпеды же выходят из ТА самоходом). В носовой части верхнего этажа находятся 3 кубрика и 3 каюты.

Подлодка оснащена бортовым компьютером и централизованной системой сигнального оповещения и управления. Система управляет всеми внутренними подсистемами субмарины, а также наведением и управлением ракет и торпед. На борту лодки находится 16 ракет класса поверхность-поверхность и 16 торпед.

Д.19. Рис. В подводники ВМФ Израиля идут только добровольцы (В центральном посту «Дольфин»).

Д.20. Рис. Задние крышки блока 10 ТА ПЛ типа «Дольфин»; хорошо видно, что крайние ТА с каждой стороны имеют диаметр больший, чем остальные.

Д.21. Моряки Израиля на параде.

В подсистему слежения субмарины входит электронная система опознания и идентификации, а также система подавления сонара противника. В течение 1999 и 2000 годов две из них – «Дольфин» и «Левиафан» – прошли морские испытания на полигонах Германии и Норвегии и были переданы ВМФ Израиля. Строительство третьей субмарины по финансовым соображениям было приостановлено, поэтому она вошла в строй только в 2003 году. В 2006 году Израиль заказал в Германии постройку еще двух ПЛ этого типа. В целом личный состав ВМФ набирается на основе призыва, но есть одно исключение – в подводники идут только добровольцы.

«Долфин» построен/спущен в 1999 г.

«Левиафан» построен/спущен в 2000 г.

«Текама» построен/спущен в 2003 г.

Еще 5 кораблей этого типа будут построены к 2012 году. Они оснащаются дополнительным отсеком длиной 10 метров с двигательной установкой на топливных элементах. Стоимость лодок составит $1,3 млрд. В последнее время ряд экспертов высказывал озабоченность по поводу возможного применения Израилем ПЛ типа «Долфин» в качестве носителей крылатых ракет, оснащенных ядерными боеголовками, что даст этой стране дополнительную возможность для оказания давления на арабские государства.

ВМС Норвегии также заказали свои подводные лодки в Германии, но по несколько другому проекту. Подводные лодки типа «Ула» были построены в 1989—1992 годах. В Германии они обозначались как «Тип 210». Лодки предназначались для замены 15 устаревших подлодок типа «Коббен», последние из которых «Стур» (1967—2002), «Свеннер» (1967—2003), «Скольпен» (1966—2004) и «Кунна» (1964—2004) в 2002-2004 гг. были переданны Польше. На 2008 год они являются единственным классом подводных лодок на вооружении ВМС Норвегии. Ожидается, что они останутся в строю приблизительно до 2020 года.

Рис. Норвежская подводная лодка типа «Ула» (1989 г.). Водоизмещение: стандартное надводное 940 т, полное 1040 т, подводное 1150 т. Основные размерения 59х5,4х 4,6 м. Скорость: надводная 11 узлов, подводная до 23 узлов. Дальность: 5000 миль на скорости 8 узлов (с использованием шнорхеля), 400 миль на скорости 4 узлов под водой. Глубина погружения: рабочая около 250 м. Вооружение: 8 533-мм ТА – 14 торпед DM-2A3. Экипаж: 21 человек (3 офицера).

В соответствии с соглашением, заключенным между правительствами Норвегии и Германии, в 1973 г. была начата совместная разработка новой дизель-электрической подводной лодки для ВМС Норвегии. В связи с тем, что германская сторона также имела определенные виды на эту лодку, германские конструкторы стремились оптимизировать ее для действий в прибрежных водах, в то время как норвежцам была нужна лодка для действий не только в Норвежском море, но и в океанских районах Атлантики. В итоге проект распался на две самостоятельные национальные программы, хотя тесное сотрудничество обеих стран сохранялось. К концу 1984 г. работы над проектом, который получил обозначение 210/6071, были завершены, а 29 января 1987 г. на судостроительной верфи TNSW в германском городе Эмдене состоялась закладка головной подводной лодки S300 Ula. Серия подводных лодок этого типа включает 6 кораблей, Все они были построены на судоверфи TNSW. Благодаря высокому уровню автоматизации управления кораблем, оружием и техническими средствами, численность экипажа удалось сократить до 21 человека вместо 30-34 человек на экспортных дизель-электрических подводных лодках проекта 209.

S 300 «Ула» (Ula) (1989)

S 301 «Утсира» (Utsira) (1990 г.)

S 302 «Утстейн» (Utstein) (1991)

S 303 «Утвер» (Utvær) (1990)

S 304 «Утхёуг» (Uthaug) (1991)

S 305 «Уредд» (Uredd) (1992)

Рис. Польская подводная лодка типа «Коббен» (тип 207) Bielik. Водоизмещение: надводное 370, подводное 530 т. Длина наибольшая 45,4 м, ширина корпуса наибольшая 4,6 м, средняя осадка (по КВЛ) 4,3 м. Скорость (надводная) 10, скорость (подводная) 17 узлов. Экипаж 18 человек. Вооружение – 8 ТА калибра 533 мм, 8 торпед.

Подводные лодки типа «Коббен» (типа 207, Kobben-klassen) — серия норвежских дизель-электрических подводных лодок 1960-х годов. Являлись модернизированной версией германских подводных лодок типа 205. Всего в 1961—1967 годах на верфях Nordseeverke, при финансовой помощи США, было построено 15 представителей этого типа. Подводные лодки типа «Коббен» оставались на вооружении ВМС Норвегии до 1990-х годов, когда они были сменены современными подводными лодками типа «Ула» и частью пущены на слом, а частью — переданы Дании и Польше. На конец 2008 года три из них еще состоят на вооружении ВМС Польши.

S306 «Скольпен» (Skolpen) (1966), состоит на вооружении как ORP Sęp.

S308 «Стур» (Stord) (1967), состоит на вооружении как ORP Sokól.

S 309 «Свеннер» (Svenner) (1967), состоит на вооружении как ORP Bielik.

По примеру Норвегии еще ряд стран сами стали строить лодки по германской лицензии. Например, в Бразилии первая субмарина пр.209 класса «Тупи», была разработана и построена компанией Kiel в Германии, остальные были построены в Arsenal de Marinha – военно-морской верфи в Рио-де-Жанейро.

Д.22. Рис. Бразильская ПЛ «Тупи». Водоизмещение 2425 т, длина 67 м, ширина 8 м, запас хода 11 000 миль, глубина погружения: 200 м, осадка 5,5 м, скорость 24 узла, экипаж 40 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 8 533 мм; мины – 8 MCF-01/100.

Подлодка класса «Тупи» имеет боезапас в 16 торпед, восемь из которых готовы к пуску и восемь – к перезарядке. Последняя лодка серии «Тикуна» построена по несколько измененному проекту.

S30 «Тупи» построен/спущен в 1989 г.

S31 «Тамайо» построен/спущен в 1994 г.

S32 «Тимбера» построен/спущен в 1996 г.

S33 «Тапайо» построен/спущен в 2000 г.

S34 «Тикуна» построен/спущен в 2005 г.

Согласно перспективным планам развития бразильского флота до 2018 года, предусмотрено строительство еще 5 ДЭПЛ нового проекта.

Д.23. Рис. Турецкая ПЛ «Этилей», водоизмещение 980/1185 т, основные размерения 61,2/6,2/5,5 м, дальность плавания 7500 миль (8 уз.), глубина погружения 250 м, автономность 50 суток, экипаж 38 (9) чел. Вооружение: 8 ТА (14 торпед)

В Турции при содействии Германии на национальных верфях построены шесть подводных лодок проекта 209/1200 и восемь проекта 209/1400.

Тип «Этилей» (ATILAY) (пр. 209/1200).

347 Atilay 1976 г

348 Saldiray 1977 г.

349 Batiray 1978 г.

350 Yildiray 1981 г.

351 Doganay 1984 г.

352 Dolinay 1990 г.

Правда, первые две лодки в самое ближайшее время будут выведены из боевого состава флота.

Д.24. Рис. Турецкая ПЛ «Превезе» (1998 г.) тип 209/1400. Водоизмещение 1454/1586 т, основные размерения 62/6,5/5,5 м, дальность плавания 8200 миль (8 уз.), скорость 10/21,5 узлов, глубина погружения 280 м, автономность 50 суток, экипаж 30 (8) чел. Вооружение: 8 ТА (14 торпед)

Более современными турецкими кораблями являются лодки типа «Превезе» (PREVEZE) (пр. 209/1400).

353 Preveze 1994 г.

354 Sakarya 1995 г.

355 18 Mart 1998 г.

356 Anafartalar 1999 г.

357 Gur 2004 г.

358 Canakkale 2005 г.

359 Burak Reis 2006 г.

360 Birinci Inonu 2007 г.

Для оснащения собственного флота немецкие конструкторы разработали лодку 4-го поколения. Новая немецкая подлодка тип «U212» (Unterseeboot Klasse 212) не ядерная, но способна на длительное подводное плавание. Субмарины сконструированы на фирмах HDW (Howaldtswerke – Deutsche Werft) и TNSW (Thyssen Nordseewerke). В первоначальном своем варианте (проект 210) лодка предназначалась для действий в прибрежных водах, однако в середине 1980-х годов в военно-политическом руководстве Германии возобладали взгляды о необходимости расширения зоны действий национальных ВМС, что, в частности, предусматривало применение подводных лодок в Норвежском море и в океанских районах Атлантики. Утвержденный в 1994 году заказ на приобретение четырех ПЛ проекта 212 для германских ВМС был поделен между верфями HDW и TNSW. Еще четыре года потребовалось на доработку проекта и подготовку производственной базы. Закладка головной подводной лодки серии S181 (U31) состоялась в декабре 1999 г. Постройку всей серии осуществлена в 2007 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: