Ударные (многоцелевые) АПЛ 3 страница

Субмарины типа «U212» разрабатывались с высоким уровнем автоматизации и дистанционного управления так, что бы лодкой могли управлять всего три человека. Подлодки вооружены торпедами DM2A4 это модернизированные и улучшенные торпеды DM2A3, которые стоят на ныне действующих субмаринах типа 206. Торпедные аппараты расположены в носовой части подлодки – шесть установок – две группы по три торпедных аппарата в каждой. Как это ни удивительно, на такой суперсовременной подводной лодке, как ПЛ проекта 212, отсутствует обычное для современных дизельных подводных лодок ракетное оружие в виде крылатых и противокорабельных ракет. Это оружие планируют включить в состав вооружения лишь в перспективе.

Д.25. Рис. Германская лодка проекта «U212». Водоизмещение 1830 т, длина 56 м, ширина 7 м, запас хода 8000 миль, осадка 6 м, скорость: 20 узлов, экипаж: 27 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6 533-мм.

Д,26, д.27, д.28

Движущая система подлодки гибридного типа: обычный дизельный генератор с мощными аккумуляторами и воздухонезависимый двигатель с запасом кислорода и водорода. Мощность, которую может отдавать этот двигатель, невелика 300 кВт. На этом двигателе подлодка может идти с крейсерской скоростью 18 узлов, или он обеспечивает движение ПЛ в подводном положении со скоростью 3 узла в течение 20 суток с показателями шумности ниже уровня естественных шумов моря. Для увеличения скорости параллельно можно включить электродвигатель работающий от свинцовых аккумуляторов, которые заряжаются от дизельного генератора. Аккумуляторы расположены в носовой части подлодки. Дизельный двигатель расположен на специальной поглощающей колебания платформе для улучшения звуковой и вибрационной изоляции. Продолжительность подводного плавания такой лодки зависит от емкости аккумуляторов. Помещение для экипажа расположено в передней части подлодки, каждый матрос имеет свою койку.

U31 построен/спущен в 2003 г.

U32 построен/спущен в 2004 г.

U33 построен/спущен в 2005 г.

U34 построен/спущен в 2006 г.

В дальнейшем планируется строить лодки проекта 212B с усовершенствованным ГАК, модернизированной установкой на топливных элементах, новыми системами оружия (ЗУР подводного старта по 4 единицы на каждый аппарат) и др. Вступление в строй состоится в 2012 и 2013 годах. Судя по имеющимся сведениям, подводную лодку проекта 212 ожидает такой же коммерческий успех, которым пользуется ПЛ проекта 209. Еще до окончания постройки в Германии первой серии ПЛ проекта 212 две такие лодки заложены в Италии.

Италии, по условиям мирного договора, заключенного после Второй мировой войны, запрещалось иметь подводный флот: в феврале 1948 года она была вынуждена пустить на слом все лодки, уцелевшие в огне боевых действий. Первые послевоенные итальянские субмарины были заложены только в 1965 году и приняты на вооружение в 1968–1969 годах. Это четыре небольшие прибрежные лодки типа «Тоти» (542/582 т, длина – 46 м, 14/15 узлов, четыре торпедных аппарата). Гидролокатор был помещен в куполообразное сооружение на носу лодки. В 1990-е годы все они отправлены на слом.

Д.29. Рис. Итальянская ПЛ «Джулиано Прину» Водоизмещение 1476/1662 т, длина 63,9 м, дальность плавания 11000 (11 уз.) миль, скорость 20 узлов, глубина погружения 300 м, автономность 35 суток, экипаж 49 (6) чел. Вооружение: 6 ТА (12 ед.)

В 1980–1981 годах построены четыре более крупные лодки типа «Сауро» (1456/1631 т, длина – 64 м, 11/20 узлов, шесть торпедных аппаратов). Радиус действия, которых достиг 12 500 миль (почти 22 000 км), затем в конце 1980 еще две. Первые 4 лодки списаны в 2005 году, две последних продолжают нести службу.

522 Salvatore Pelosi 1988 г.

523 Giuliano Priny 1989 г.

В 1990-х годах построены 2 лодки нового поколения типа «Примо Лонгабардо» (Primo Longobardo).

524 Primo Longobardo 1994 г.

525 Gianfranco Gazzana Priaroggia 1995 г.

Д.30. Рис. Итальянская ПЛ «Примо Лонгобардо». Водоизмещение 1650/1860 т, длина 66,35 м, дальность плавания 11 000 (11 уз.) миль, скорость 11/19 узлов, глубина погружения 500 м, автономность 45 суток, экипаж 50 (7) чел. Вооружение: 6 ТА (12 торпед)

Д.31, д.32

В 2005–2006 году в Италии закончили строительство на национальной судоверфи «Муггиано» двух лодок по германскому проекту тип 212A, который был специально доработан немецкими специалистами с учетом требований итальянской стороны (увеличена глубина погружения, повышена маневренность и снижена шумность). В проекте предусмотрено оснащение лодки гибридной энергетической установкой (ЭУ), включающей аккумуляторные батареи и воздухонезависимую ЭУ на базе топливных элементов, разработанных по технологии фирмы «Сименс». Вторая группа из двух единиц будет построена в 2016 и 2017 годах по проекту 212B.

526 Salvatore Todaro 2005 г.

527 Scire 2006 г.

Д.33, д.34.

В 2004 году в России по заказу Италии начата разработка новой лодки проекта S1000.

Что касается ВМФ малых стран, то уже говорилось, что многие из них закупали подводные лодки у Франции, Британии и Германии. Например, Норвегия закупила в 1964 году у ФРГ 15 субмарин типа 207 (слегка измененный тип 205), а с 1983 по 1994 год восемь лодок типа 209. Кроме того США за символическую цену передали многие субмарины военного времени некоторым дружественным государствам. Вместе с тем, флоты Голландии, Дании и Швеции предпочли развивать независимые от великих держав свои программы подводного кораблестроения, и даже строить лодки на экспорт.

Одним из основных классов кораблей шведского флота, наиболее приспособленным для боевых действий в условиях Балтийского и Северного морей считаются подводные лодки. Они призваны решать следующие задачи: уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, нарушать его морские коммуникации, препятствовать проведению морских десантных операций, осуществлять активные постановки мин, вести разведку.

Д.35. Рис. Шведская подводная лодка типа «Наккен» — головная в серии из трех единиц — введена в боевой состав флота в 1979 году, надводное водоизмещение 980 т, подводное 1125 т; длина 41 м, ширина 6,1 м, осадка 4,1 м; глубина погружения 300 м, диаметр корпуса 6 м, наибольшая скорость хода в надводном и подводном положениях 12/20 уз; вооружение - шесть 533-мм торпедных аппаратов, может принимать на борт мины, экипаж 19 человек.

Д.36. Выход шведской подводной лодки типа «Наккен» из скального укрытия

Подводные лодки типа «Наккен» (Nacken) долгое время были основой Шведского подводного флота. Они малошумны, маневренны и хорошо управляемы, способны развивать в течение 1 ч достаточно высокую скорость подводного хода (для перехвата кораблей противника или уклонения от его противолодочных сил) и находиться продолжительное время в подводном положении. Лодки типа «Наккен» вошли в состав флота в 1980–1981 годах, они могут использоваться, как минные заградители.

Nacken построен/спущен в 1979 г.

Neptun построен/спущен в 1979 г.

Najad построен/спущен в 1979 г.

Д.37. Рис. Шведская подводная лодка типа «Вестерготланд». Экипаж: 28 чел. Водоизмещение: надводное — 1070 т, подводное — 1143 т. Основные размерения: 48,5х6,1х5,6 м, глубина погружения 300 м, диаметр корпуса 6 м, скорость 20 узлов, экипаж 28 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4 533-мм, 3 406-мм.

Д.38, д.39.

В 1987–1989 годах в Швеции ввела в строй четыре лодки типа «Вестерготланд» (водоизмещение 1070/1140 т, скорость 11/20 узлов, четыре 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата). Контракт на проектирование этих лодок был подписан 17 апреля 1978 года, а контракт на их строительство — в декабре 1981 года. Работы выполняла фирма «Кокумс» из Мальме. Все лодки предназначены для боевых действий у побережья и хорошо приспособлены для плавания в мелководном Балтийском море. Субмарины вооружены 18 управляемыми по проводам торпедами. В 2000—2005 годах две лодки прошли радикальную модернизацию, заключавшуюся в установке новой секции, в которой находятся двигатели Стирлинга. Из-за кардинальных отличий от изначального проекта, модернизированные лодки получили обозначение тип «Седерманланд». Две другие подводные лодки «Вестерготланд» и «Гальсингланд» были в 2005 году сняты с вооружения ВМС Швеции и проданы ВМС Сингапура. С 2005 года они также проходят перед передачей переоборудование по проекту «Седерманланд». Длина лодок после модернизации увеличилась на 12 метров, полное водоизмещение выросло до 1500 тонн.

«Вестерготланд» («Vestergotland») (1987)

«Гальсингланд» («Halsingland») (1988)

«Седерманланд» («Sedermanland») (1988)

«Остерготланд» («Ostergotland») (1989)

Развитием этого довольно удачного проекта стали лодки типа «Готланд» (водоизмещение 1380/1490 т, длина 60 м, скорость 11/20 узлов, шесть 533-мм и три 400-мм торпедных аппарата), производство которых начато в 1996 году.

Д.40. Рис. Устройство подводной лодки «Готланд» (Планшет 17 рис. 2)

Правительство Швеции в марте 1990 года подписало контракт с компанией Kockums на производство трех субмарин класса «Готланд». Это первые корабли с комбинированной воздухонезависимой двигательной установкой, использующей стирлинг-генераторы. «Готланд» впервые в мире оснащен автоматизированной системой боевого управления (АСБУ), подключенной к всемирной системе «Интернет». АСБУ позволят полностью обеспечить все режимы плавания и следить одновременно за 95 целями. Такая степень автоматизации позволила уменьшить экипаж до 28 человек (5 офицеров). Вполне заслуженно субмарина отнесена к лодкам 4-го поколения. Не смотря на высокую цену, на нее поступили многочисленные заказы из-за рубежа. Однако массовое строительство лодок невозможно из-за ограниченных возможностей верфей (не технических – тут шведы на наивысшем мировом уроне, а производственных).

Д.41. Рис. Шведская подводная лодка типа «Готланд». Водоизмещение 1490 т, длина 61 м, ширина 6,1 м, глубина погружения 300 м, скорость 20 узлов, экипаж 28 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4 533-мм; 2 406-мм

Д.42, д.43.

Для 533-мм торпедных аппаратов на вооружении субмарины находятся тяжелые противокорабельные торпеды Bofors Underwater Systems Type 613, несущие боеголовку массой 240 кг и поражающие цель на расстоянии до 20 км. Для 406-мм торпедных аппаратов – легкие противолодочные торпеды Bofors Underwater Systems Type 43.

«Готланд» построен/спущен в 1996 г.

«Апланд» построен/спущен в 1997 г.

«Хэланд» построен/спущен в 1997 г.

Вызывает уважение не только высочайший технический уровень кораблей, но и сама система базирования шведских подводных лодок. Для них вырублены в скалах глубокие укрытия, где лодка неуязвима даже при взрыве небольшой ядерной бомбы.

Работают шведские верфи и на экспорт. Дизельно-электричекая подводные лодки (ДЭПЛ) класса «Колинз» были разработаны шведскими судостроителями компании Kockums для Королевского Военно-морского флота Австралии. Подлодка типа «Колинз» оснащена современными активными и пассивными торпедами радиуса действия до 38 км! В носовой части субмарины расположены шесть торпедных аппарата. Также лодка комплектуется самонаводящимися ракетами класса поверхность-поверхность для борьбы с кораблями противника. Зона поражения ракет этого класса 30 км, боеголовка массой 227 кг.

Д.44. Рис. Австралийская подводная лодка «Коллинз». Водоизмещение 3350 т, длина 78 м, ширина 8 м, запас хода 9000 миль, глубина погружения 180 м, осадка 7 м, скорость 20 узлов, экипаж 42 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6 533 мм; противокорабельные комплексы «Гарпун»; мины – 44.

Д.45, д.46.

Корпус субмарины сварен из специального низкомагнитного сплава способного поглощать радиосигналы используемые при пеленге. Дополнительно устанавливается система глушения радиоволн с частотой в диапазоне 2–18ГГц, что осложняет обнаружение и идентификацию лодки.

HMA-73 «Коллинз» построен/спущен в 1996 г.

HMA-74 «Фамкомб» построен/спущен в 1998 г.

HMA-75 «Воллер» построен/спущен в 1999 г.

HMA-76 «Дехаинукс» построен/спущен в 2001 г.

HMA-77 «Шиан» построен/спущен в 2000 г.

HMA-78 «Ранкин» построен/спущен в 2002 г.

О высоком качестве шведских кораблей говорит и то, что охотно покупается даже «секонт-хенд». Подводные лодки типа «Шёурмен» (Sjoormens klasse, тип «Морская змея») — серия шведских дизель-электрических подводных лодок. Это первые шведские подводные лодки с корпусом каплевидной формы. Спроектированы фирмой Kockums в начале 1960-х годов. С 1965 по 1969 год было построено пять субмарин этого типа. Они оставались на вооружении ВМС Швеции до 1990-х годов, пройдя модернизацию в 1984—1985 и 1992—1994 годах. Эти лодки отличались хорошей маневренностью, очень низкой шумностью и были прекрасно приспособлены для плавания в мелководном Балтийском море. В 1995—1997 годах они были сняты с вооружения и проданы Сингапуру, в том числе одна из них — на запчасти.

Рис. Подводная лодка типа «Шёурмен». Водоизмещение 1210 т. Длина наибольшая 51,0 м. Ширина корпуса наибольшая 6,1 м Средняя осадка (по КВЛ) 5,8 м. Скорость (надводная) 12 узлов. Скорость (подводная) 20 узлов. Рабочая глубина погружения 150 м. Автономность плавания 21 день. Экипаж 23 человека, в том числе 7 офицеров. Вооружение: 4 носовых 533-мм ТА, 10 торпед; может нести морские мины.

После переоборудования с целью адаптации к климатическим условиям Сингапура, они были приняты на вооружение ВМС Сингапура в 1997—2002 годах. В составе ВМС этого южного государства они известны как тип «Челленджер» (Challenger class) и составляют по состоянию на начало 2008 года, весь подводный флот Сингапура, хотя в ближайшие годы к ним должны присоединиться две, также бывшие шведские, подводных лодки типа «Сёдерманланд». Таким образом,Сингапур планирует довести свой подводный флот до шести субмарин.

«Шёурмен» (Sjoormen) – Sor «Центурион» (Centurion) (1968/1998).

«Шёлеюнет» (Sjolejonet) – Sle «Конкерор» (Conqueror) (1968/1998).

«Шёбьёрнен» (Sjobjornen) – Sbj «Челленджер» (Challenger) (1969/1995)

«Шёхунден» (Sjohunden) – Shu «Чифтен» (Chieftain) (1969/1998)

Д.47. Рис. Голландская лодка «Долфин» (1966 г.) – типа «Потфис» (ЭК стр. 132 верхний рис.)

Со стапелей Голландии сошли в 1960–1966 годах четыре субмарины типа «Потфис» (1140/1518 т, длина – 78 м, 14/17 узлов, восемь торпедных аппаратов). Эти лодки имеют очень оригинальную конструкцию, благодаря чему могут погружаться на глубину до 305 метров. Прочный корпус представляет собой три цилиндра расположенные треугольником. В верхнем цилиндре располагается команда, оборудование и вооружение. В двух нижних – силовая установка, каждая работает на свой винт. Впрочем, голландцы затем отошли от этой схемы: в 1972 году сходят на воду две первоклассные лодки типа «Звардвис» (Zwaardvis, 2340/2640 т, длина – 66 м, 13/20 узлов, шесть торпедных аппаратов). Сейчас эти корабли выведены из боевого состава флота.

Затем, начиная с 1990 года, флот пополнили четыре почти каких же лодки типа «Валлурс» (2450/2800 т, длина – 68 м, 13/20 узлов, четыре торпедных аппарата). «Варлус» – серия усовершенствованных подводных лодок нового типа. Использование высокопрочной стали позволило достичь глубины погружения 300 м, то есть на 50% больше, чем у лодок предшествующего класса «Звардвис».

Эти субмарины оборудованы одним гребным винтом и рулями глубины, установленными на рубке. Автоматизированная электронная командная система позволила сократить экипаж до 49 человек (на «Звардвис» – 65). Лодка получилась очень легкой и «тихой»: ее механизмы смонтированы на специальной вибропоглощающей платформе. Боезапас состоит из 28 тяжелых акустических самонаводящихся торпед. Дальность надводного хода достигает 10 000 миль (19 000 км) при скорости 9 узлов.

Д.48. Рис. Голландская лодка «Валрус» (1991 г.) Водоизмещение 2800 т, длина 67,5 м, ширина 8,4 м, глубина погружения 300 м, скорость 20 узлов, экипаж 49 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4 533-мм

д.49, д.50, д.51.

S-802 Walrus построен/спущен в 1992 г. (Заложена в октябре 1979 г., но достроена только в 1991 г., так как в 5 августа 1986 г. вспыхнувший внутри лодки пожар уничтожил все оборудование).

S-803 Zeeleeuw построен/спущен в 1990 г.

S-808 Dolfijn построен/спущен в 1993 г.

S-810 Bruinvis построен/спущен в 1994 г.

Д.52. Рис. Тайваньская лодка «Хас Лун» (1990 г.) – тип «Валрус». Водоизмещение 2376/2660 т, измерения 66,9/8,4/6,7 м, дальность плавания 10 000 миль (9 уз.), скорость 12/20 узлов, экипаж 67 (8) чел. Вооружение: 6 ТА (20 ед.)

Д.53.

В 1986 году две лодки этого типа заказал флот Тайваня. Однако отсутствие автоматизированной командной системы заставило увеличить экипаж до 67 человек. Резкий протест Китая принудил голландское правительство свернуть намеченные на будущее еще более крупные военные поставки Тайваню. По мнению специалистов на настоящий момент это одна из лучших ударных лодок с традиционной двигательной установкой.

793 Hai Lung 1987

794 Hai Hu 1988

По заказу ВМФ Дании на военно-морской верфи в Копенгагене в 1958–1964 годах были сооружены четыре субмарины типа «Дельфинен» (595/643 т, длина – 54 м, 16/16 узлов, 4 торпедных аппарата), а в 1970 году – две типа «Нарвал» (420/450 т, длина – 44 м, 12/17 узлов, 8 торпедных аппаратов). Это были лодки достаточно традиционной конструкции. Затем датчане переходят на строительство лодок по немецким проектам. Однако в 2006 году страна покинула «подводный клуб», списав свою последнюю подлодку.

Еще одним «беглецом» из этого элитного «клуба» стала Югославия. После распада в 1991 году бывшей СФРЮ, состоявшей из шести республик, боевой потенциал военно-морских сил страны, по оценкам специалистов, составляет менее 80% прежних ВМС. Тогда в боевом составе флота числилось десять подводных лодок (из них пять сверхмалых).

Д53-а. Рис. Югославская ПЛ типа «Сава». Водоизмещение – надводное 830 т, подводное 960 т. Скорость – надводная 10 узлов, подводная 16 узлов. Рабочая глубина погружения 300 м. Автономность плавания 28 суток, дальность плавания 4 800 км на 8 узлах. Экипаж 27 человек. Основные размерения 57,3х7,2х5,1 м. Вооружение: 6 носовых 533-мм ТА, 10 торпед, до 20 мин вместо торпед.

Тип «Сава» (Sava) — серия югославских дизель-электрических подводных лодок 1970-х годов. Явились улучшенной версией лодок типа «Херой», отличаясь от них высокой степенью автоматизации, сокращённой численностью экипажа и меньшими размерами, при сохранении остальных тактико-технических характеристик. В 1975—1981 годах на верфях в Сплите были построены две подводные лодки этого класса, по традиции получивших названия в честь югославских рек. Электроника и вооружение для лодок были поставлены из СССР. После распада Югославии в 2003 году обе лодки перешли государству Сербия и Черногория, оставившему на вооружении лишь одну из них. После того, как флот этого государства в 2006 году перешёл к Черногории, последняя из лодок этого типа была вскоре снята с вооружения, в связи с общим сокращением состава флота.

P 831 «Савва» (Sava) (1978), снята с вооружения в 2006 году.

P 832 «Драва» (Drava) (1980), снята с вооружения в 2003 году.

Рис. Югославская ПЛ типа «Херой». Водоизмещение – 1170 (1350) т. Основные размерения 64х7,2 х5,1 м. Скорость хода надводная – 10, подводная – 16 узлов. Экипаж 35 человек. Вооружение: 533-мм ТА – 6, вместо торпед может брать 20 мин.

Подводные лодки типа «Херой» были построены на заводе в городе Пула в 1968 и 1970 годах (Р821 «Херой» и Р823 «Ускок») и в городе Сплит в 1969-м (Р822 «Юнак»). Как сообщается, все ПЛ были оснащены электронным оборудованием и торпедным оружием советского производства. Эти корабли отпрвлены на слом в 1990-х годах.

Рис. Югославская сверхмалоя подводная лодка типа «Уна». Водоизмещение 76 (88) т. Основные размерения 18,8х2,7х2,56 м. Экипаж 6 человек. Скорость хода надводная – 6, подводная – 8 узлов. Вооружение: четыре самоходных подводных аппарата типа «Мала», шесть боевых пловцов, магнитные мины.

Имелись также пять сверхмалых ПЛ типа «Уна» (Р911 «Тиса», Р912 «Уна», Р913

«Зета», Р915 «Купа» и Р916 «Вардар»). Шестая ПЛ Р914 «Соча» в 1991 году вошла в состав ВМС Хорватии. Все лодки были построены в г. Сплит в 1985–1989 годах. Они могут брать на борт до шести боевых пловцов, магнитные мины, а также четыре самоходных двухместных подводных аппарата типа «Мала». Водоизмещение этого подводного аппарата 1,4 т; длина 4,9 м, ширина 1,4 м, осадка 1,3 м; электромотор, который имеет мощность 4,5 л.с., обеспечивает дальность плавания 18 миль при скорости хода 4,4 уз; рабочая глубина погружения достигает 60 м.

Д.54. Рис. Российская лодка проекта 641Б «Сом» Водоизмещение 2475 т, длина 91,3 м, ширина 6,5 м, запас хода 20 000 миль, глубина погружения 280 м, осадка 5 м, скорость 16,5 узлов, экипаж 70 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 10 533-мм (22 торпеды).

Д.55, д.56.

В начале 1970-х годов, как ответ на рост подводного ракетного флота США стали создаваться советские ударные лодки для борьбы с субмаринами противника. Однако атомные корабли стоили дорого и строились долго, тогда временным решением проблемы стала построенная в 1972–1982 годах серия из 18 лодок с обычной силовой установкой проекта 641Б «Сом» (по классификации НАТО «Танго»). Корабли этого типа продавались в Финляндию, Индию Ливию и на Кубу. Например, в 1965 году по просьбе Индии СССР согласился продать ей подводные лодки пр. 641. При этом индийская сторона просила лишь дооборудовать корабли некоторыми устройствами, учитывающими специфические условия эксплуатации ПЛ в южных широтах

Д.57. Рис. Советская лодка проекта 877 «Палтус». Водоизмещение 3950 т, длина 72,6 м, ширина 9,9 м, глубина погружения 300 м, осадка 6,2 м, запас хода 6000 миль, скорость 20 узлов, экипаж 57 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6 533-мм, зенитные установки – 1 восемь ракет «Стрела-3» (SA-N-8 Gremlin) или «Игла» (SA-N-10 Gimlet)

Д.58, д.59

В 1981 году в Советском Союзе была создана чрезвычайно удачная дизельная подводная лодка проекта 877 «Палтус» (2500/3200 т, длина – 70 м, 12/18 узлов, шесть торпедных аппаратов). Лодки были предназначены для действия в закрытых бассейнах, а главным образом – на экспорт (проект 877Э или «Кило», по западной классификации). Субмарины имели хорошо продуманную форму корпуса, что позволяло развивать высокую подводную скорость при минимальном расходе энергии (электродвигатель всего 5000 л. с.). Внутренний прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м - аккумуляторные батареи и главный командный пост. 3-й – жилой, двухпалубный, на верхнем "этаже" размещены камбуз и каюты, а на нижнем – опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят дизель-генераторы, в 5-м – гребные электродвигатели, а в 6-м – электромоторы экономического хода и резервная силовая установка. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьирует.

Даже западные эксперты были вынуждены отметить, что эти лодки быстры, маневренны и великолепно приспособлены для операций в закрытых акваториях. Эти корабли были очень популярны в развивающихся странах, так как их оборудовали простыми, но эффективными навигационными системами. Советский Союз строил по две – четыре такие лодки в год, многие из них были проданы за рубеж.

Д.60., д.61, д.62.

Строительство серии продолжалось для ВМФ и после 1992 года. В процессе строительства проект постоянно совершенствовался. Последние 8 кораблей увеличены на 2 шпации, за счет чего поместили новую энергоустановку. Ресурс оборудования повышен в 2 раза, улучшена ремонтопригодность. Проект 877 оказалась самой современной и малошумной лодкой отечественного флота (за что за рубежом ей дали прозвище «черная дыра»). Сейчас в составе флота России 22 лодки этого типа (правда, большая часть в резерве), еще несколько кораблей продано за рубеж, где считаются весьма ценными боевыми единицами.

В-291 Orzel построен/спущен в 1985 г. для Польши

В-581 Delfinul построен/спущен в 1985 г. для Румынии

В-012 Rajs Hadi Mubarek построен/спущен в 1987 г. для Алжира

В-013 El Hadi Slimane построен/спущен в 1988 г. для Алжира

S55 Sindhugosh построен/спущен в 1986 г. для Индии

S56 Sindhuvaj построен/спущен в 1987 г. для Индии

S57 Sindhuraj построен/спущен в 1987 г. для Индии

S58 Sindhuvir построен/спущен в 1988 г. для Индии

S59 Sindhuratna построен/спущен в 1988 г. для Индии

S60 Sindhukesari построен/спущен в 1989 г. для Индии

S61 Sindhukirti построен/спущен в 1990 г. для Индии

S62 Sindhuvijay построен/спущен в 1991 г. для Индии

В конце 1997 года на ГП «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге были заложены головные корабли проекта 677: ДПЛ С-100 «Санкт-Петербург» типа «Лада» для отечественного ВМФ и почти аналогичная ДПЛ типа «Амур-1650» для экспортных поставок, представляющие собой корабли нового, четвертого, поколения с дизель-электрическими установками, создаваемые на основе нового вооружения, механизмов и оборудования. Проект еще советской разработки: предполагалось, что лодки пр. 677 постепенно заменят в советском флоте ПЛБ пр. 877. Их постройку должны были развернуть на ЛАО (г. Ленинград), СМП (г. Северодвинск), ССЗ «Красное Сормово» (г. Горький) и ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре). Проекты разработаны ЦКБ МТ «Рубин». Однокорпусные, с минимальным запасом плавучести, необходимым для обеспечения надводной непотопляемости, новые ДПЛ будут оснащены новыми образцами торпед, а также ПКР, запускаемыми из ТА.

Д.63. Рис. Подводная лодка «Санкт Петербург» (2007 г.). Водоизмещение 1765 т, Длина наибольшая 67 м, глубина погружения 300 м, автономность по запасам провизии 45 суток, дальность плавания 6 000 миль, экипаж 35 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6х533-мм; боезапас – 18 торпед; зенитный ракетный комплекс «Игла-1М»

Д.64, д.65, д.66, д.67, д.68

На этих кораблях внедрено системное комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами, которое позволяет значительно сократить численность экипажа. Повышению скрытности и защиты ДПЛ будет способствовать использование механизмов и источников энергии новой разработки, включающее в себя ДГ переменного тока (вместо ДГ постоянного тока) и низкооборотный всережимный ГЭД, который позволил отказаться от ГЭД экономического хода. Корабли будут обладать большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой мощью, акустической скрытностью и надежностью. Дизельная подводная лодка «Санкт-Петербург» проекта 677 закончена строительством и проходит ходовые испытания с конца 2007 года.

В настоящее время основу подводных сил ВМС Индии составляют девять дизельных подводных лодок советской постройки проекта 877 ЭКМ (в натовской классификации «Кило» Kilo), спроектированных в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург) и несколько кораблей аналогичного класса западногерманской фирмы JKL типа 209/1500.

Д.69. Рис. Индийская ПЛ «Шалки» (1992 г.) тип 209/1500. Водоизмещение 1660/1850 т, основные размерения 64,4/6,5/6 м, дальность плавания 13 000 (10 уз.) миль, скорость 11/22 узлов, глубина погружения 260 м, экипаж 36 (8) чел. Вооружение: 8 ТА (14 торпед).

Индия, закупив в 1984 году в ФРГ две лодки типа 209, в дальнейшем приобрела лицензию на их строительство, и в июне 1986 года в Бомбее заложила несколько таких субмарин по несколько улучшенному проекту 209/1500 всего в 1990-х годах было достроено еще 2 единицы.

44 Shishumar 1986 г.

45 Shankush 1986 г.

46 Shalki 1992 г.

47 Shankul 1994 г.

Перспективными планами развития флота намечается иметь в боевом составе 24 дизельные лодки. Для этого в ближайшее время должно быть заказано в России 4 лодки типа «Амур».

Д.70. Рис. Китайская ПЛ «Yuan Zhend» (1999 г.) тип «Кило». Водоизмещение 2325/3076 т, основные размерения 73,8/9,9/6,6 м, скорость 11/20 узлов, глубина погружения 300 м, автономность 45 суток, экипаж 52 (13) чел. Вооружение: 6 ТА (18 торпед)

Д.71, д.72.

Тем временем в китайском флоте число современных ударных подводных лодок растет. Сегодня Китай уже располагает 12 подводными лодками проекта 636 (пр. 877 ЭКМ) классов «Кило», двумя типа «Юань» (усовершенствованный «Кило»), 14 типа «Сонг» а также имеет несколько более старых лодок класса «Минг» и «Ромео». Проект «Сонг», практически повторяет германский тип 209. Подводные лодки проекта 636 спроектированы конструкторами ЦКБ МТ «Рубин» и представляют собой усовершенствованный вариант знаменитых «Варшавянок». Они оснащены более совершенным оборудованием и радиоэлектронным вооружением. Сохранив все достоинства ПЛ пр. 877 ЭКМ, подводная лодка пр. 636 превосходит ее мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП), уровнем подводного шума и считается в настоящее время одной из самых малошумных в мире.

Д.73. Рис. Китайская ПЛ типа «Сонг». Водоизмещение 1700/2250 т, основные размерения 74,9/8,4/5,3 м, скорость 15/22 узлов. Вооружение: 6 ТА (20 торпед + ПКР)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: