Ударные (многоцелевые) АПЛ 5 страница

Первыми действительно универсальными эсминцами итальянского флота стали два корабли типа «Аудаче». В целом зарубежные специалисты оценивали этот проект довольно высоко, отмечая его как один из самых удачных для своего времени универсальных эсминцев. В 2005 и 2006 годах оба корабля выведены из боевого состава флота. В 1975 году итальянцы начали проектирование эскадренных миноносцев представляющих собой вариант «Аудаче» с комбинированной дизель-газотурбинной силовой установкой. Однако череда правительственных кризисов и экономических проблем заставила отложить их закладку почти на десять лет. В итоге эсминцы строились по основательно переработанному проекту и вошли в строй под новыми названиями в честь боевых пловцов-героев Второй мировой войны.

Э.40. Рис. Итальянский эскадренный миноносец «Де Ла Пенне» (1993 г.). Водоизмещение 5400 т, длина: 147,7 м, ширина: 16 м, запас хода: 7000 миль, осадка: 5 м, скорость: 32 узла, экипаж: 377 чел. Вооружение: орудия – 1 127-мм, 3 MK 75; торпедные аппараты – 6 324-мм; противокорабельные комплексы – 8 «Отомат», зенитные установки – 1 «Тартар», 1 «Альбатрос»; противолодочные комплексы «Милас»; вертолеты – 2.

Э.41, э.42.

По компоновке и составу вооружения они примерно соответствовали модернизированным кораблям типа «Аудаче», но отличались большими размерениями и усовершенствованной электроникой, в частности, более мощными гидроакустическими станциями. Последние обладали большей дальностью действия и теоретически позволяли стрелять из контейнеров системы «Тезео» новыми противолодочными ракето-торпедами «Милас», поступившим на вооружение чуть позже.

D560 «Де ла Пенне» построен/спущен в 1993 г.

D561 «Франческо Мимбелли» построен/спущен в 1993 г.

В 2008 и 2009 годах запланирован ввод в строй двух эсминцев (Andrea Doria и Caio Duiliо) типа «Горизонт», во всем аналогичных французским собратьям.

Э.43.

В сентябре 1999 года в Нидерландах было начато строительство серии из четырех эсминцев УРО нового поколения типа «Де Зефен Провинсен», которые к 2005 году заменили в составе флота устаревшие корабли типов «Тромп». Оснащение этих эсминцев современными комплексами ударного, зенитного и противолодочного оружия позволит им, по мнению западных экспертов, эффективно решать задачи борьбы с надводными кораблями, ПЛ и воздушными целями. В состав команды входят 202—207 человек, из них 169 на военных должностях. 10 человек входят в состав вертолетной команды.

Э.44. Рис. Нидерландский эсминец «Тромп» типа «Де Зевен Провинсен» (2004 г.). Водоизмещение 6050 т, основные размерения 144,2/18,8/5,2 м, скорость 28 узлов, дальность плавания 5000 миль (18 уз.), экипаж 202 (32) чел. Вооружение: 2х4 HARPOON; 5х8 Mk41 (32 STANDART-2 + 32 ESSM); 127 + 2х20-мм АУ; 2 GOALKEEPER; 2х2 ТА; вертолет NFH-90

Э.45., э.46.

Ввод в строй первого корабля проведен 2002 году, а последнего – в 2005-м. Стоимость заказа 0,83 млрд. долларов США. Эсминец «Де Зевен Провинсен» (De Zeven Provincien) разработан по совместному немецко-голландскому проекту и по многим конструкционным параметрам подобен проекту фрегата F124. В ходе работы над ним были применены самые современные методы проектирования и постройки. Такие параметры, как степень интеграции и автоматизации, живучесть, заметность во всех диапазонах, технологичность конструкции, находятся на самом высоком уровне. В перспективе корабли получат на вооружение «Томогавк» BLOCK IV.

802 «Де Зевен Провинсиен» De Zeven Provincien 2002 г.

803 «Де Рёйтер» De Ryter 2003 г.

804 «Тромп» Tromp 2004 г.

805 «Эвертсен» Evertsen 2005 г.

Строительство эсминцев возобновили в СССР после 20-летнего перерыва закладкой на Северной Верфи в Ленинграде 3 марта 1976 года корабля проекта 956 «Современный». Это возрождение стало возможным только после создания чрезвычайно удачной (даже, по мнению западных экспертов) противокорабельной ракеты «Москит».

Э.47. Пуск противокорабельной ракеты «Москит» (Вес 3950 кг, скорость 2,3 М, дальность 120 км, вес боевой части 300 кг).

Э.48. Рис. Российский эсминец пр. 956 «Современный» (1980-е г.). Водоизмещение 8480 т, длина 156,5 м, ширина 17,2 м, запас хода 1920 миль, осадка 5,9 м, скорость 32 узла; экипаж 344 чел. Автономность до 30 сут. Вооружение: орудия – 2 AK-130-MР-184; торпедные аппараты – 4 533 мм, противокорабельные комплексы 8 3М80 «Москит»; зенитные установки 4 AK-630, 2 M-22 «Ураган»; противолодочные комплексы – 2 РБУ-1000; мины 40; вертолеты – 1 Ka-27.

Всего в 1976–1990 годах было заложено 22 таких корабля, достроено в 1980–1993 годах – 18. Притом, если до 1991 г. было построено и сдано флоту 14 кораблей пр.956. После 1991 г. серия была ограничена 19 единицами, из которых до 1995 г. было сдано ещё четыре эсминца, 2 последних корабля достраивались на ССЗ "Северная верфь" (ССЗ им. А. А.Жданова) для продажи Китаю. Еще один корабль, «Настойчивый», хотя и спущен на воду в 1992 году, но используется как плавучий склад при заводе. Советское морское командование не пошло на поводу у США, которые в середине 1970-х годов в массовом порядке стали переквалифицировать свои фрегаты и эсминцы в крейсера, а просто присвоило эскадренным миноносцам типа «Современный» 1-й ранг. По ударным ракетным, артиллерийским и противовоздушным средствам эсминец пр.956 превосходил "Спрюенс", однако уступал ему по оснащению противолодочным вооружением, обеспечивающим лишь защиту от подводных лодок.

Э.49, э.50, э.51, э.52.

Вывод из боевого состава кораблей данной серии начался в 1996 году. Были выведены в резерв: «Современный» (год постройки 1980), «Отчаянный» (1982), «Отличный» (1983), «Осмотрительный» (1984), «Безупречный» (1985), «Стойкий» (1987), «Окрыленный» (1987), «Расторопный» (1989).. Выведенные из состава флота эсминцы могли бы продолжать службу при условии своевременного проведения планового ремонта. Например, в 1992 г. был поставлен на капремонт в Мурманске «Отчаянный», но позднее его вывели в резерв, а затем исключили из списков флота. Цифры по убыли корабельного состава российского флота на первый взгляд шокируют. Еще бы – был громадный флот, а что осталось... Но самая большая трагедия флота – это не «трагедия железа». Гораздо тяжелее трагедия людей, которые перестали себя ощущать востребованными. Даже не в зарплате дело, сама профессия перестала приносить ощущение того, что человек занимается полезным и важным для государства делом.

Эскадренные миноносцы "Современный" и "Отчаянный" на утилизации в Мурманске, 2003 год

На базе проекта 956 «Современный» отечественного ВМФ Северным ПКБ для ВМС Китая в 1997 году был разработан экспортный вариант – проект 956Э, который, в основном, соответствовал базовой разработке. На эсминце было проработано размещение российского вертолета Ка-28 с временным хранением его в сдвижном ангаре. В отличие от базового проекта китайские корабли также оснастили новыми главными котлами, новым автоматизированным комплексом радиосвязи Р-782-5КЭ.

Э.53. Рис. Китайский эсминец пр. 956Э. Водоизмещение 8480 т, длина 156,5 м, ширина 17,2 м, запас хода 1920 миль, скорость 32 узла, экипаж 344 чел. Вооружение: орудия – 2 AK-130-MР-184; торпедные аппараты – 4 533 мм; противокорабельные комплексы – 8 3М80 «Москит»; зенитные установки – 2 M-22 «Ураган», 4 AK-630; противолодочные комплексы – 2 РБУ-1000; мины – 40; вертолеты – 1 Ka-28.

Э.54, э.55.

Достройка двух эскадренных миноносцев началась на стапелях ОАО «Судостроительный завод "Северная верфь"» в 1997 году, для этого использовался задел по заложенным для ВМФ Советского Союза в 1988 году ЭМ «Важный», и «Вдумчивый». Эти события сделали предприятие «Северная верфь» самым крупным партнером КНР в военно-техническом сотрудничестве с Россией в области кораблестроения. Общая сумма контракта на строительство двух кораблей для Китая оценивается более чем в 600 млн. долларов.

«Ханьчжоу», борт. № 136 (2000)

«Фучжоу», борт. № 137 (2000)

Э.56. Рис. Китайский эсминец пр. 956ЭМ. Водоизмещение 8480 т, длина 156,5 м, ширина 17,2 м, запас хода 1920 миль, скорость 32 узла, экипаж 350 чел. Вооружение: орудия – 1 AK-130-MР-184; торпедные аппараты – 4 533 мм; противокорабельные комплексы – 8 3М80 «Москит»; зенитные установки – 2 M-22 «Ураган», 2 «Кортик»; противолодочные комплексы – 2 РБУ-1000; мины – 40; вертолеты – 1 Ka-28 или Zhi-9C Hai.

Э.57, э.58.

Построенные на «Северной верфи» эсминцы проекта 956Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но предлагалось строить следующие два корабля по измененному проекту 956ЭМ, который был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро. Эсминцы проекта 956ЭМ отличаются от кораблей первой поставки дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Китайцы отказались от «избыточной огневой мощи», демонтировав кормовую 130-мм АУ. Но за счет этого, был существенно увеличен противовоздушный потенциал, посредством замены четырех автоматов «АК-630М» на столько же боевых модулей ЗРАК «Каштан». Одновременно на корабле предусматривается постоянное базирование вертолета Ка-28 с боезапасом. В 2005 и 2007 годах оба эсминца вошли в строй.

Э.59. Рис. Китайский эсминец типа «Люйда» (1971–1991 гг.). Водоизмещение 3250/3730 т, основные размерения 132/12,8/4,7 м, скорость 32 узла, дальность плавания 2970 миль (18 уз.), экипаж 280 (45) чел. Вооружение: ракетное – 2х3 HY-2; артиллерийское – 2x2 130-мм + 4х2 57 (или 37) + 4х2 25-мм АУ; 2х3 ТА; 2х12 РБУ.

Э.60, э.61.

Кроме экс-российских кораблей в ВМС НОАК числится 25 эсминцев, построенных по шести проектам. На своих верфях Китай построил по несколько измененному советскому проекту Пр. 56 18 эскадренных миноносцев пр. 051 типа «Люйда». В отличие от советского прототипа, строившегося как торпедно-артиллерийский корабль, китайские эсминцы были изначально ракетно-артиллерийскими: вместо двух торпедных аппаратов на них устанавливались ракеты «HY-2» – аналога советских «П-15». Ракетное вооружение состоит из 6 ракет для уничтожения надводных целей, смонтированных в двух громоздких строенных установках – по одной за каждой дымовой трубой. Корабли в середине 1990-х годов начали проходить модернизацию: их оснащают французской электроникой и новыми ПКРК «Инцзы-1» в четырех спаренных установках. Постройка шла тремя сериями в 1970 – начале 1990 гг. Один эсминец был исключен в 1978 году, после внутреннего взрыва, в 2007 году еще один из кораблей серии был списан. Судя по всему этот процесс в ближайшее время ускорится. Тем не менее, считается, что ряд эсминцев класса «Люйда» будет в составе ВМС НОАК до начала 2010-х годов.

Э.62. Рис. Китайский эсминец пр.052 типа «Луху» (1993 г.). Водоизмещение 5700 т. длина 142,6 м, ширина 15,2 м, запас хода 5000 миль, скорость 31,5 узлов, экипаж 230 чел. Вооружение: орудия – 1х2 100-мм; торпедные аппараты – 6 YU-2; противокорабельные комплексы – 8 «Инцзы-1» или YJ-82 (C-802); зенитные установки – 1 HQ-7 – лицензионная версия «Наваль-Кроталь», 4 37-мм PJ 76A; противолодочные комплексы – 2; Вертолеты – 2

Э.63., э.64, э.65.

Для восполнения качества корабельного состава, в 1994-1996 гг. были введены в строй два эсминца типа «Люйху» (пр. 052, код НАТО DDG «Luhu-class») – «Харбин» (№ 112) и «Циндао» (№ 113). Корабли строились под влиянием французской конструкторской мысли. Эсминец хорошо вооружен и оснащен современными электронными системами. Ракетные эскадренные миноносцы типа «Луху» представляют собой достаточно новые и современные боевые корабли, построенные на верфи Дзяннань в Шанхае. Он имеет вполне современную архитектуру надстроек, оснащен современным вооружением и являет собой своеобразный конгломерат китайских и зарубежных систем обнаружения, управления и вооружения.

Главная энергетическая установка корабля – двухвальная, комбинированная, дизель-газотурбинная, выполненная по схеме CODOG в составе 2-х форсажных морских ГТД суммарной мощностью 53 600 л.с., размещенных в носовом машинном отделении и двух маршевых дизельных двигателей фирмы Pielstick суммарной мощностью 8840 л.с., размещенных в кормовом МО. Скорость полного хода составляет 31,5 узла. Главным оружием эсминца являются 8 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Инцзы-1» (YJ-1) или YJ-82 (C-802), размещенных попарно на крыше надстройки между дымовой трубой и ангаром.

Э.66, э.67, э.68

В кормовой части корабля расположены ангар и ВПП на два вертолета «Хайтун» Ji-9A (лицензионная версия французского вертолета Dauphin-II) с системой обеспечения взлета и посадки Safecopter. Вертолет может нести 2 противолодочные торпеды – итальянские А244 или американские Мк.46. Мод.2. Для поражения надводных целей вертолет может вместо противолодочных торпед нести на внешней подвеске до 4-х противокорабельных крылатых ракет. Вертолет этого типа впервые успешно испытан в КНР в 1989 году. В 1996 году в строй вошел второй корабль этого типа «Циндао».

DDG112 «Харбин» (1993)

DDG113 «Циндао» (1996)

Дальнейшим развитием эсминцев китайского флота должен быть стать эсминец типа «Люхай» проекта 051В (код НАТО DDG «Luhai-class»), построенный с сохранением принципиальных решений и функционального назначения прототипа. Первоначальный объем задуманной серии этих кораблей достоверно не известен, но к 1999 году в строй был введен всего один – ЭМ «Шеньчжень» (борт. № 167).

Рис. Китайский эсминец пр.051В «Шеньчжень» (1999 г.). Водоизмещение 5700 т. длина 142,6 м, ширина 15,2 м, запас хода 5000 миль, скорость 31,5 узлов, экипаж 230 чел Вооружение: 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C»; 2 - 2х16 ВПУ ЗРК; 3 - МЗАК «тип 730»; 7 – 2х4 ПУ ПКР «YJ-62»: 8 - 2х18 ПУ ЛЦ.

Затем началось строительство серии эсминцев проекта 051С и проектирование эсминца проекта 052D. Эсминцы этих проектов являются первыми кораблями ВМС НОАК, которые будут нести крылатые ракеты морского базирования национальной разработки. Типовой боекомплект ракетного вооружения кораблей может состоять из 36 ЗУР "Хунци-9" и 12 КРМБ "Хунъин-2" (ракета находится в завершающей стадии разработки). Дальность стрельбы КРМБ по наземным целям составит более 1500 км. Ввод в состав флота кораблей подобного типа существенно расширяет возможности ВМС НОАК.

Рис. Эсминец «Шицзячжуан» (второй корабль пр. 051С) вступивший в строй в 2007 г.

Возможно, наличие существенного производственного задела по иным корпусам пр. 051В и обуславливает появление в 2006-2007 гг. двух эсминцев усовершенствованного типа – пр. 052С. Данные корабли, по размерениям, архитектуре и энергетике идентичны «Шеньчженю», но существенными улучшением является применение на этих кораблях шести восьмизарядных ПУ российского ЗРК «С-300Ф», в экспортном обозначении – «Риф-М», и двух МЗАК «тип 730», в совокупности обеспечивших существенное увеличение потенциала ПВО.

Рис. Эсминцы «Гуаньчжоу» (пр. 052В, борт № 168) и «Хайкоу» (пр. 052С, борт. № 171) принимают топливо у ККС «Цяньдаоху» (борт. № 887)

Отдельной ветвью развития китайского кораблестроения стали эсминцы проектов 052В и 052С – код НАТО DDG «Luyang class» и «Luyang-II class» соответственно.

Первый корабль пр. 52В, ЭМ «Гуаньчжоу» (борт. № 168), вступил в строй в июле 2004 г. как многоцелевой корабль, с равномерно усиленным боевым потенциалом, а именно:

- ударные возможности – за счет сохранения 4х4 ПУ ПКРК «YJ-83»;

- ПВО - за счет размещения двух ПУ российского ЗРК «Штиль» (48 ЗУР) и двух семиствольных 30-мм АУ МЗА «Тип 730»;

- ПЛО - за счет размещения вертолета «Чжи-9А» или более тяжелого - «Ка-28».

Второй корабль пр. 52С – ЭМ «Ланьчжоу» (борт. № 170) вступил в строй в том же году, но обладал ярко выраженными противовоздушными возможностями, достигнутыми за счет размещения восьми (шести носовых и двух кормовых) шестизарядных ПУ китайского комплекса «HQ-9», лицензионной и модифицированной версии российского ЗРК «Риф-М» зональной обороны и двух АУ «тип 730». Противолодочные возможности сохранены на уровне пр. 052В, а вот ударные возможности количественно сокращены в два раза – до восьми ПКР«YJ-62», обладающих, правда, лучшими качествами – большей дальностью полета и мощностью БЧ, нежели «YJ-82».

Рис. Эсминец УРО «Квангэто-Дэван» (класс KDX-I) Республика Корея. Полное водоизмещение около 3855 т, основные размерения 135х14,7х4,3 м. Экипаж 170 человек. Комбинированная дизель-газотурбинная установка мощностью 59 000 л.с. позволяет кораблю развивать скорость 33 узла. Вооружение: зенитно-ракетный комплекс "Си Спарроу", восемь противокорабельных ракет "Гарпун", одна 127-мм универсальная артустановка и два 30-мм автоматических орудия "Голкипер", два вертолетов "Супер Линкс" и два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата.

В последние годы руководством Республики Корея возобновлены многие программы модернизации военно-морской составляющей Вооруженных Сил. К наиболее значимым проектам программы создания флота открытого моря следует отнести строительство семейства новых крупных эскадренных миноносцев УРО класса KDX (Korean Destroyer eXperimental) трех типов. Этот проект свидетельствует о явном намерении военно-политического руководства РК иметь в перспективе надводный флот открытого моря. Сейчас в ВМС Южной Кореи – 3 эсминца УРО «Квангэтто» проекта KDX-1, 6 эсминцев УРО «Чунмунсон» проекта KDX-2, 1 эсминец УРО проекта KDX-3

Первая серия РЭМ класса KDX-I из трех единиц была построена на южнокорейских верфях с 1998-го по 2000 г. Конструкция корейского эсминца очень напоминает проект фрегата МЕКО 200 с такой же комбинированной ДПУ. В настоящее время все три корабля нового типа введены в боевой состав флота. Эсминцам этой серии присвоены названия:

DD-971 «Квангэто-Дэван» Kwanggaeto-Daewang (1998)

DD-972 «Ульчимундок» Ulchimundok (1999)

DD-973 «Ян-Манчун» Yang Manchun (2001).

Хотя специалисты оценивают новые эсминцы как вполне современные, обладающие высокими боевыми возможностями, руководство Военно-морского флота ВС РК еще при закладке головного РЭМ серии KDX-I приняло решение проектировать на этой базе более современную серию эсминцев класса KDX-II водоизмещением 4375 тонн, экипаж – 270 человек. Модернизация прежде всего коснулась усиления средств противовоздушной обороны. На ЭМ типа KDX-II установлены хорошо зарекомендовавшие себя американские корабельные ЗРС «Стандарт» SM-2ER (блок-III) корпорации «Рейтеон», а также установки вертикального пуска корпорации «Локхид-Мартин» (VLS Mk-4), на борту 1 вертолет. К основным достоинствам новых установок вертикального пуска относятся существенное увеличение темпа стрельбы, снижение массо-габаритных характеристик, сокращение обслуживающего персонала и эксплуатационных расходов, возможность использования одной и той же ПУ для стрельбы различными типами оружия.

Рис. Южнокорейский эсминец типа КДХ-II. Водоизмещением 4375 тонн. Основные размерения: 150x17,4x7,3 м, максимальная скорость: 29 узлов, дальность плавания: 12000 км, экипаж – 270 человек. Вооружение: ЗРС «Стандарт» SM-2ER (блок-III), 127-мм артиллерийская установка, зенитно-артиллерийский комплекс ближнего действия «Голкипер», ПКР ракеты «Гарпун», 1 вертолет.

Первая серия РЭМ KDX-II из трех единиц поступила на вооружение ВМС к 2005 г. Сейчас в боевом составе ВМС – 6 эсминцев УРО типа «Чунмунгон» этого проекта. Все корабли класса KDX-II названы в честь королей и героев корейского полуострова.

DD-975 «Чунмунгон» Choong Moo Gong (2003)

DD-976 «Ли Сун Син» Lee Soon Shin (2004)

DD-977 «Король Мунму» Moonmu Daewang (2005)

DD-978 «Тэчжон» Jo Young (2006)

DD -979 «Ван Гюн» Wang Geon (2007)

DD -981 «Ганг Гам Чанг» Gang Gam Chan (2008)

В 2007 году в состав ВМС вошел головной эсминец УРО типа KDX-III «Сиджонг грейт», на котором установлена корабельная система ПВО/ПРО «Иджис» (Aegis) и более совершенная ЗРС «Стандарт» SM-2ER (блок-IV). В принципе проект представляет собой улучшенный вариант американского эсминца типа «Орли Берк». Командование южнокорейских ВМС еще в 2005 году объявило о закупке в США системы «Иджис». Стоимость сделки оценивается примерно в 1,2 триллиона вон (около 1 млрд. долл. США).

Рис. Южнокорейский эсминец типа KDX-III «Саджон грейт» (Sejong the Great). Водоизмещение: стандартное около 7700 тонн полное 13 500 тонн, длина – 166 м, ширина 21,4 м. Максимальная скорость 30 узлов. Дальность плавания 5500 миль. Экипаж 400 человек. Системы Aegis, установленные на кораблях, способны отслеживать цели на расстоянии до тысячи км и перехватывать ракеты на расстоянии до 150 км. Вооружение: 32-контейнерные и 48-контейнерные вертикальные пусковые установки Mk.41 с ЗУР SM-2 "блок-3A/B" «Тактикал стандарт», 127-мм артиллерийская установка Mk-45 Mod.4, зенитно-артиллерийский комплекс ближнего действия «Голкипер», 16 ПКР ракет SSM-700K или «Гарпун», два вертолета.

7700-тонные эскадренные миноносцы KDX-III, на которых установлены турбины Rolls-Royce, станут самыми современными кораблями ВМС Южной Кореи. К 2012 году планируется принять в боевой состав не менее трех таких кораблей. Общая стоимость трех эсминцев оценивается в 2,76 трлн вон (2,29 млрд дол). В отличие от японских и американских кораблей, корейские эсминцы УРО не имеют противокорабельного ракетного оружия, что подчеркивает их предназначение как специализированных кораблей ПВО/ПРО. По оценкам специалистов, установка на РЭМ современных систем ПВО позволит руководству страны не только поддерживать планируемую для Дальневосточного театра военных действий (ТВД) американо-японскую систему противоракетной обороны, но и участвовать в случае необходимости в операциях на ТВД со своими союзниками США и Японией.

DDG-991 «Сиджонг грейт» (2009)

DDG-992 «Йи Ай» (2010)

DDG-993 «Гвон Юл» (2012).

В начале 1980-х годов Страна восходящего солнца всерьез взялась за воссоздание своего флота, все еще маскирующегося под вывеской «морские силы самообороны». Купив у канадцев систему «Медвежий капкан», впервые опробованную на «С. Лаурент», японцы построили эсминцы типа «Харуна», которые своей необычностью удивили весь мир.

Э.69. Рис. Японский эсминец «Харуна» (1973 г.). Водоизмещение 5050/6550 т, основные размерения 153/17,5/5,2 м, скорость 31 узел, экипаж 370 (36) чел. Вооружение: 1х8 SEA SPARROW (24); 1х8 ASROC; 2х127-мм АУ; 2х6 ЗАК «Вулкан» MK.15; 2х3 ТА; вертолеты – 3 «Си Кинг» SH-60J.

Э.70, э.71, э.72.

Впрочем, эсминцами эти корабли можно назвать лишь с определенной долей условности – гладкопалубные корабли «Харуна» по архитектуре больше всего напоминали уменьшенный вариант советского крейсера-вертолетоносца «Москва». На корабле стандартным водоизмещением менее 5000 тонн японцам удалось разместить ангар и ВПП на три вертолета «Си Кинг».

Корабли «Харуна» в первую очередь предназначались для борьбы с подводными лодками, поэтому против авиации «Харуна» оказалась беззащитной – две универсальные 127-мм пушки вряд ли можно считать эффективным средством против ударных реактивных самолетов.

DDH-141 «Харуна» построен/спущен в 1973 г.

DDH-142 «Хиэй» построен/спущен в 1974 г.

Э. 73. Рис. Японский эсминец «Сиранэ» (1980 г.). Водоизмещение 5200/6800 т, основные размерения 159/17,5/5,3 м, скорость 31 узел, экипаж 380 (20) чел. Вооружение: 1х8 «Морской воробей» (SEA SPARROW) (24); 1х8 ASROC; 2х127-мм АУ; 2х6 ЗАК «Вулкан» MK.15; 2х3 ТА; вертолеты – 3 «Си Кинг» SH-60J.

Э. 74.

Вошедшие в строй в 1980–1981 годах, корабли типа «Сиранэ» представляли собой немного увеличенный проект «Харуна», дополненный зенитным ракетным комплексом «Морской Воробей». Изменился и силуэт эсминца – внешне двухтрубный «Сиранэ» стал более изящным.

DDH-143 «Сиранэ» построен/спущен в 1980 г.

DDH-144 «Курама» построен/спущен в 1981 г.

Э. 75. Рис. Японский эсминец «Хатакадзе» (1986 г.). Водоизмещение 4600/5500 т, основные размерения 150/16,4/4,8 м, скорость 30 узлов, экипаж 260 (23) чел. Вооружение: 2х4 HARPOON; 1х1 STANDART IMR (40); 1х8 ASROC; 2х127-мм АУ; 2х6 ЗАК; 2х3 ТА; вертолет – 1.

В 1980-х годах японский флот пополнили два ЭМ типа «Хатакадзе» (HATAKAZE). Размеры которых, наоборот были несколько уменьшены, что привело к сокращению числа вертолетов.

DD171 Hatakaze построен/спущен в 1986 г.

DD172 Shimakaze построен/спущен в1988 г.

В 1993 году – через два года после постройки в США эсминца «Арлей Бук» – система «Иджис» поступила на вооружение и за рубежом. Система включает в себя: зенитный ракетный комплекс и ПЛРК «Асрок» (74 ЗУР «Стандарт» и 16 ПЛУР), ПКРК «Гарпун» (две четырехконтейнерные установки), 127-мм универсальное орудие и противолодочный вертолет. Первым кораблем, оснащенным ею, стал японский эсминец «Конго». По конструкции, вооружению и электронному оборудованию он почти в точности повторяет «Арлей Бук», но превосходит его по размерам. Кстати, с его вводом в строй грань, разделяющая крейсера и эсминцы, окончательно стерлась: по водоизмещению «Конго» догнал «Тикондерога». То есть, сегодня такие классы кораблей, как фрегаты, эсминцы и крейсера потеряли свои характерные черты и используются на выбор в соответствии со сложившимися в той или иной стране традициями.

Э. 76. Рис. Японский эсминец «Конго» (1993 г.). Водоизмещение 7250/9485 т, основные размерения 161/21/6,2 м, скорость 30 узлов, дальность плавания 4500 миль (20 уз.), экипаж 307 (27) чел. Вооружение: 2х4 HARPOON; УВП Mk41 64+32 (STANDART II+ASROC); 127-мм АУ; 2х6 ЗАК «Вулкан»; 2х3 324-мм ТА; вертолет – 1.

Э.77, э.78.

Система прошла практическое испытание. Ракета среднего радиуса действия была запущена американскими военными специалистами с острова Кауаи, относящегося к Гавайскому архипелагу. Примерно через 3 минуты макет боеголовки был сбит японским эсминцем «Конго». Эсминец оснащен новейшими ракетами-перехватчиками Standart Missile-3 (SM-3). Обнаружение и наведение на цель осуществлялось системой «Иджис». Успешное испытание означает, что до конца 2008 года Япония будет в состоянии сбивать запущенные по ее территории боеголовки баллистических ракет. Согласно последней информации, до конца 2010 финансового года ракеты SM-3 будут размещены еще на трех кораблях японских ВМФ типа «Конго».

Корпус корабля разделен переборками на 12 водонепроницаемых отсеков и полностью, как и надстройка, выполнен из высокопрочной стали. В целях повышения живучести и боевой устойчивости наиболее важные боевые посты и командные пункты расположены под главной палубой и имеют противоосколочное бронирование кевларовыми панелями.

Э.79, э.80.

Обводы корпуса и форма надстройки при проектировании оптимизированы для максимального снижения радиолокационной заметности. Достигнуто значительное уменьшение уровня акустического и теплового полей за счет установки специального оборудования. Впервые в практике кораблестроения Японии применена система коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения.

Главная энергетическая установка включает четыре газотурбинных двигателя LM-2500 общей мощностью 92 000 л. c. Электроэнергией корабельных потребителей обеспечивают четыре дизель-генератора суммарной мощностью 6000 кВт.

DD173 Kongou 1993 г.

DD174 Kirishima 1995 г.

DD175 Myuokou 1996 г.

DD176 Choukai 1998 г.

В 1997 году на верфях Индии при помощи российских специалистов был построен головной эсминец «Дели». По архитектуре он являлся развитием российских больших противолодочных кораблей пр. 1155 «Удалой» и оснащается исключительно российским оружием.

Э.82. Рис. Индийский эсминец Mumbai типа «Дели» (1997 г.). Водоизмещение 6700 т, длина: 163 м, ширина: 17 м, запас хода: 5000 миль, скорость: 28 узлов, экипаж 360 чел. Вооружение: орудия – 1 АК-100; торпедные аппараты – 1 пятитрубный 533-мм; противокорабельные комплексы – 16 Х-35 «Уран»; зенитные установки – 2 M-22 «Ураган», 4 AK-630; противолодочные комплексы – 2 РБУ-6000; вертолеты – 2.

Э.83., э.84, э-84-1.

К сожалению, назвать этот корабль эсминцем XXI века не получается, хотя проект выполнен при поддержке российских и западных специалистов. В техническом плане ЭМ подобен кораблям начала 1980-х годов и уже не вполне отвечает современным требованиям. Решения 20-летней давности, хоть и в неплохом оформление не дотягивают до уровня эсминцев типа «Арлей Бук» или «Конго».

D61 Delhi построен/спущен в 1997 г.

D60 Mysore построен/спущен в 1999 г.

D62 Mumbai построен/спущен в 2001 г.

Э.85. Рис. Канадский эсминец DDH.283 «Элгонкуин» тип «Ирокез» (1972 г.). Водоизмещение 4700 т, длина: 129,8 м, ширина: 15,2 м, запас хода: 4500 миль, осадка: 4,7 м, скорость: 29 узлов, экипаж: 255 чел. Вооружение: орудия – 1 127-мм OTO Melara; торпедные аппараты – 6 324-мм; ракетные установки – 1 MK41; зенитные установки – 2 «Морской Воробей», 1 «Вулкан» MK.15; вертолеты – 2.

Э.86, э.87.

Флот Канады в конце 1960-х годов переоборудовал свои многочисленные эсминцы в эскортные эскадренные миноносцы (Destroyer Escort – DDE). А затем построил корабли, которые удивили весь мир. Четыре канадских эсминца типа «Ирокез» (3900 т, длина – 130 м, 29 узлов, одно 127-мм орудие, две установки ЗУР «Си Спэрроу», шесть торпедных аппаратов, два вертолета), стали исключительными для своего времени. Это были первые корабли данного класса, у которых основным оружием стал вертолет. Два тяжелых противолодочных вертолета «Си Кинг», мощные сонары и шесть торпедных аппаратов для пуска противолодочных торпед делали их опасным врагом субмарин. Для приема вертолетов в условиях качки было разработано оригинальное устройство, получившее название «медвежий капкан».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: