Маркировка товара и ее виды. Информационные знаки. Система штрихового кодирования

Значительную часть своих функций упаковка выполняет с помощью маркировки товаров. Маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

На этикетке может быть либо одно марочное название товара, либо большой объем информации о нем. Даже если сам продавец предпочитает скромную, простую этикетку, то закон может потребовать размещения на ней дополнительной информации. Это свидетельствует о том, что существует ряд проблем правового характера, связанных с этикетками. Этикетка может ввести потребителя в заблуждение, или упустить в описании упоминание о каких-то важных компонентах, или недостаточно полно изложить предостережения относительно безопасного пользования товаром.

В последнее время на практике маркирования стали сказываться такие факторы, как необходимость указания цены товарной единицы, к примеру, из расчета стоимости какой-то стандартной единицы объема или веса, сроков годности товара и его питательности. Перед выводом новых товаров на рынок продавцы должны удостовериться, что на этикетках новинок
представлена вся необходимая информация.

Хорошая маркировка упаковки и перечисление всех условий, влияющих на использование того или иного товара, в первую очередь, нужны в странах с хорошо развитым законодательством в защиту интересов покупателей, и в которых существуют законодательные акты, определяющие ответственность продавцов. К маркировке должны предъявляться как общие, так и специфические требования. К общим требованиям относят:

-правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие в них дезинформации и субъективизма, вводящих потребителей в заблуждение;

-предоставление исчерпывающих сведений и отсутствие излишней информации;

-открытость сведений о товаре для всех потребителей.

К специфическим требованиям можно отнести следующие: четкость и однозначность текста, иллюстраций, наглядность, использование несмываемых красителей, разрешенных для применения органами санитарии и гигиены.

Исходя из функционального предназначения, маркировка бывает производственной и торговой.

Производственная маркировка представляет собой текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар и (или) упаковку, и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть: этикетка, вкладыши, ярлыки, контрольные ленты, таблички, клейма и штампы.

Этикетка представляет красочную или описательную характеристику товара и его изготовителя, напечатанную в виде штампа, рельефа на единице упаковки, а также ни листе – вкладыше или ярлыке, прикрепленными к каждой единице товаров. В отдельных случаях этикетку наносят на товар (маркировка на донышке посуды). Этикетка используется, прежде всего, для того, чтобы покупатель мог: узнать товар; убедиться в том,что это тот товар,который может удовлетворить его нужды и потребности; убедиться в целесообразности совершения повторных покупок.

Одной из разновидностей этикеток, предназначенных в основном для эстетического оформления, являются кольеретки, которые имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом.

Вкладыши разновидность этикеток, которые отличаются от них направленностью конкретной товарной информации. Они предназначены для сообщений кратких сведений о товаре и изготовителе, могут выполнять функцию рекламного листка, если содержат краткую характеристику потребительских свойств товара. Чаще всего вкладыши применяются для кондитерских изделий, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии.

Вкладыши обычно содержат в себе: инструкции по потреблению данного товара или обеспечению ухода за ним; указания о необходимости соблюдения мер предосторожности при использовании товара; рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара и другие материалы информационного характера.

Ярлыки, являясь носителями маркировки, прикрепляются к упаковке или товару и содержат наименование товара, предприятия – изготовителя, его адрес, цену, дату выпуска и др. Например, ярлык на пальто указывает номер модели, размер, дату выпуска. Разновидностью ярлыков являются бирки. Они представлены меньшим объемом информации и содержат наименование предприятия – изготовителя и товара, товарный знак.

Контрольные ленты содержат в себе краткую дублирующую информацию, которая предназначена для осуществления контроля или восстановления сведений о товаре в случае потери этикетки, ярлыка или бирки. В частности, на контрольных лентах, применяемых для одежды и обуви, преобладает цифровая и символическая информация.

Табличкапредставляет собой пластину или диск, на которой содержится текстовая или графическая информация. Она прикрепляется к электробытовым товарам и содержит наименование изделия, номер, товарный знак предприятия – изготовителя и др.

Клейма и штампы – это отметки, носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары и упаковку с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Торговая маркировка представляет собой текст, условные обозначения или рисунок, которые наносятся на ценники, товарные или кассовые чеки. Торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае нанесения ущерба покупателю и выявления дефицитов товаров в процессе их эксплуатации. Маркировка обычно включает три элемента:

-текст (удельный вес - 50 – 100 %).Это наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировки. Он выполняет в основном информационную и идентифицирующую функции. Во многих странах текст маркировки пишется на четырех, иногда на шести языках, что облегчает производителю решение ряда проблем, так как один и тот же товар может быть рассчитан на экспорт в разные страны;

-рисунок (удельный вес составляет 0-50%). Рисунок в наибольшей степени относится к производственной маркировке. Являясь элементом маркировки, он отличается высокой степенью доступности, выполняет эмоциональную и мотивационную функции. Однако рисунок может и не присутствовать на маркировке;

-условные обозначения или информационные знаки (удельный вес колеблется от 0 до 30%). Они в большей степени характерны для производственной маркировки. Главными особенностями информационных знаков являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки.

Информационные знаки включают: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товара; знаки соответствия и качества; компонентные, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические знаки; штриховые коды.

Знаки наименования мест происхождения товара включают названия страны, населенного пункта или другого географического объекта, используемые для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами. Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные. Международные знаки применяются во внешнеторговой практике, содержат одну или несколько букв и цифровой код. К национальному знаку относится, например, знак «Made in Belarus». Национальный знак может иметь символику с изображением национального флага.

Знаки соответствия в зависимости от сферы применения подразделяются на национальные и транснациональные. Национальный знак соответствия подтверждает соответствие товара требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Используется при маркировке только тех товаров, которые сертифицированы в установленном порядке.Транснациональные знаки соответствия подтверждают соответствие товаров требованиям регионального стандарта, применяются на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.

Знаки качества присваиваются не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации, к примеру, союзы предпринимателей. Например, к знакам качества относят: в Великобритании – так называемый «знак королевской награды», в Дании – «знак премии короля Фредерика IX» и др.

Компонентные знаки содержатинформацию о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных или не свойственных товару.Чаще всего применяютсязнаки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом. В соответствии с Международной цифровой системой кодификации пищевых добавок - INS (International Numbering System) все пищевые добавки в зависимости от технологических функций разделены на функциональные классы (например, Е 100 – Е 182 – это красители, применяемые для окраски некоторых пищевых продуктов).

Компонентные знаки применяются также и для маркировки непищевых товаров (например, для маркировки лакокрасочных и моющих веществ). Слово «Био», буква F или P в сочетании с названием моющего средства указывают, что в его составе присутствуют энзимы, имеющие способность удалять белковые загрязнения.

Размерные знаки используются для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные характеристики товара. В этих целях используются единицы измерения Международной системы единиц физических величин (СИ). Например, для обозначения объема применяется знак V.

Эксплуатационные знаки дают информацию потребителю о правилах эксплуатации, ухода, монтажа и наладки товаров. Они наносятся на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольную ленту или на товар. Например, международные символы ухода за изделиями из текстиля представлены символами стирки, отбеливания, химической чистки и сушки.

Манипуляционные знаки информируют потребителя о способах обращения с конкретными товарами и наносятся в основном на транспортную тару. Например, знак «верх, не кантовать» или «осторожно, хрупкое». Но отдельные знаки, такие как «открывать здесь», наносят на потребительскую упаковку (коробки с соками, стиральными порошками и т.д.).

Предупредительные знаки направлены наобеспечение безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации опасных товаров. Такие знаки сигнализируют о следующих признаках опасности: Е – взрывоопасно, О - окисляющая способность, Т – токсично и т.п. В общем объеме потребительских товаров наибольшее количество опасных веществ содержат товары бытовой химии, и для них предупредительная маркировка является обязательной.

Экологические знаки содержат достоверную информацию об экологической чистоте приобретаемых товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Эти знаки подразделяются на следующие подгруппы:

-знаки, обозначающие степень экологического благополучия товара или его упаковки (например, в Германии – «Голубой ангел», в скандинавских странах – «Белый лебедь»). К этой подгруппе можно отнести знаки рисайклинга. Они олицетворяют замкнутый цикл «создание – применение – утилизация» для бумажной, стеклянной, полимерной упаковки и товаров, изготовленных из вторичного сырья, а также поддающихся повторному использованию. Самым узнаваемым и распространенным из знаков этой серии является немецкий знак «Зеленая точка»;

-знаки, призывающие, призывающие к сбережению среды обитания. Чаще всего они встречаются на упаковках потребительских товаров с призывом не сорить, поддерживать чистоту4

-знаки, информирующие об опасности для окружающей среды. Например, специальный знак для обозначения веществ, представляющих опасность для морской фауны и флоры при перевозке по воде.

Штриховые коды - знаки, содержащие закодированную в виде цифр и штрихов информацию о товаре и предназначенные для автоматизированной ее идентификации и учета. Они наносятся на товар или его упаковку с помощью полиграфической техники, матричных, термических, лазерных и молотковых принтеров, травильных установок или в виде самоклеящихся этикеток и ярлыков.

Штриховой код выполняет примерно ту же роль, что и почтовый индекс на конверте. Информация, содержащаяся на наклейке, с легкостью прочитывается и расшифровывается специальными оптическими устройствами, связанными с ЭВМ. В настоящее время в США около 90 % всех основных выпускаемых товаров имеют штриховые коды, в Германии – около 80%, во Франции – более 70%, в Швеции – около 45 %.

Каждый товар имеет свой индивидуальный цифровой код, который присутствует во всех документах, фиксирующих товарные операции. Это позволяет, в частности, в сфере розничной торговли обеспечить сокращение затрат времени на суммирование цен, уменьшить возможность допущения ошибок на контрольно-кассовом пункте, сократить время обслуживания покупателя. Использование штриховых кодов в системе торговли упрощает труд кассира, приблизительно на 30 % сокращает время получения покупателем чека за купленный товар и ввода данных в ЭВМ, увеличивает объем проданных товаров.

Таким образом, в отличие от других информационных знаков, штриховой код выполняет не только идентификационную функцию, но и ряд дополнительных, таких как:

- автоматизация учета и контроля товарных запасов;

-оперативное управление процессом товародвижения (регистрация, сортировка, контроль над хранением, поиск и проверка изделий перед отгрузкой);

-повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

-информационное обеспечение маркетинговых исследований;

- поднимает престиж предприятия, играет роль рекламы товара и самого предприятия.

В мире существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяются четыре из них: UPC; код 39 (Code 39) высокой, средней и низкой плотности; код "3 из 5" (Interleaved 3-of-5); код Codabor.

В международной практике наибольшее распространение получила система EAN (от англ. European Article Numbering). Для потребительской упаковки используются коды ЕАN – 13 и ЕАN – 8, которые представляют сочетания штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра складывается из двух штрихов и двух пробелов. Эти штриховые коды имеют разные области применения. Код ЕАN – 13 наносится на любые упаковки или товары, если позволяет площадь. Он состоит из кода страны-изготовителя или продавца продукции (две или три первые цифры), кода предприятия-изготовителя (следующие пять цифр), кода самого товара (следующие пять цифр) и контрольного числа для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму ЕАN. Код ЕАN – 8 содержит меньше информации, имеет меньшие размеры и используется для маркировки отдельных товаров, отличающихся малыми размерами упаковки. ЕАN – 8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа. Такой код выдается в случае, если символ штрихового кода ЕАN – 13 номинального размера (37 – 26 мм) занимает больше 25% печатной поверхности упаковки или этикетки.

Код страны (префикс) устанавливается централизованно Европейской ассоциацией товарной нумерации (EAN International) и является в основном двузначным (например, Великобритания – 50, Швейцария – 76), но может быть и трехзначным (Германия – 400 - 440, Республика Беларусь - 481).

Код предприятия – изготовителя присваивает национальный орган, представляющий интересы страны в EAN.В Республике Беларусь эти функции возложены на торгово-промышленную палату.

Код товара присваивает сам производитель. Здесь могут быть представлены такие сведения как: наименование, масса, цвет, размер и т.д.

Контрольная цифра используется для проверки правильности нанесения кода и определяется производителем расчетным путем.

Для решения проблемы идентификации малоразмерных товаров Европейской ассоциацией товарной нумерации разрабатывается новая система, получившая название символики сокращенной размерности - RSS (от англ. Reduced Space Symbology).

Маркировка товаров и штриховое кодирование содержат основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию, которая помогает ориентироваться покупателям в той или иной продукции, удовлетворять их растущие запросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: