Требования к маркировке установленные законодательством РФ

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», одной из целей принятия технических регламентов является «предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей» (статья 6).

При маркировании продукции изготовитель должен соблюдать требования нормативно-правовых и нормативных документов, направленные на обязательность доведения до приобретателя полной и достоверной информации о продукции. Информация, которую изготовитель предоставляет потребителю, содержится на этикетке продукции и является основным механизмом контроля достоверности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Эта информация помогает его изготовителю в конкурентной борьбе на потребительском рынке, а конкурентоспособность продукции — это основа рыночной экономики современного государства. Продвижение конкурентоспособной продукции на внутреннем потребительском рынке, а также ее реализация на мировом рынке является важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики.

Маркировка — комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), ярлык (бирку) или этикетку, что обеспечивает право потребителя на осознанный выбор приобретаемого товара.

Маркировка (информация о товаре) может быть следующих видов: потребительская; предупредительная; подтверждающая соответствие (знаки соответствия, качества, одобрения); экологическая (экологические знаки и заявления); транспортная; специальная защитная; в виде товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товара.

Различия требований к маркировке товаров в разных странах являются препятствием для международной торговли. Как правило, в законодательных актах устанавливаются лишь общие требования к маркировке товаров. Конкретные требования к составу маркировки, ее месту и способам нанесения устанавливаются в нормативно-технической документации или договорах на поставку продукции.

Деятельность по стандартизации требований к маркировке и знакам осуществляется на международном и национальных уровнях такими организациями, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейский комитет по стандартизации (СЕН), Американский национальный институт стандартов (АНСИ) и др., в России — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Эти организации разрабатывают стандарты (ГОСТы) на маркировку с учетом национальных интересов и следующих необходимых гармонизированных требований: поставщик товара должен обеспечить его маркировку; информацию в составе маркировки следует представлять на языке страны-импортера; состав и содержание маркировки должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с товаром; маркировка должна соответствовать конкретному товару, а также условиям его обращения.

В России требования к маркировке пищевых продуктов законодательно установлены Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», «О рекламе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рекламе», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Госстандарт России постановлением от 29 декабря 2003 г. № 401-ст утвердил нормативный документ, регламентирующий требования к маркировке продуктов, — ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» со сроком введения в действие на территории Российской Федерации 1 июля 2005 г. с правом досрочного введения. При этом, ГОСТ Р 51121-97 о информации для потребителей непродовольственных товаров был отменен, и взамен не принят новый ГОСТ.

Федеральный закон «О техническом регулировании» заменяет законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», а также положения многих других законодательных актов, касающихся правоотношений в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением.

На переходный период в систему технического законодательства входят оставшиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют целям технического регулирования, как это определено переходными положениями Закона, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46). Сюда же, на переходные период входят федеральные законы и акты Правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями Закона. Раздел 4 ГОСТа 51121-97 содержит следующие требования к маркировке:

«4. 1. Изготовитель или продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю и (или) покупателю (далее - потребителю) всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации непродовольственных товарах, обеспечивающих возможность их компетентного выбора.

4. 2. Информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа (паспорт, формуляр, руководство по применению и др.), прикладываемого непосредственно к конкретному товару и (или) в виде маркировки.

4. 3. Информацию для потребителя, предоставляемую непосредственно с конкретным товаром, оформляют на русском языке. Информация может быть полностью или частично продублирована на иностранных языках, а также по требованию заказчика на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

4. 4. Информация для потребителя должны быть однозначно понимаемой, полной и достоверной.

4. 5. Для отечественных товаров, изготовляемых по конструкторской документации, информация для потребителя должна соответствовать ГОСТ 2. 601.

4. 6. Информация для потребителя конкретного товара должна содержать следующие данные: 1. наименование товара; 2. наименование страны-изготовителя; 3. наименование фирмы-изготовителя (наименование фирмы-изготовителя может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита); 4. основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения; 5. правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости); 6. основные потребительские свойства или характеристики; 7. информацию об обязательной сертификации; 8. юридический адрес изготовителя и (или) продавца; 9. массу нетто, основные размеры, объем или количество; 10. состав (комплектность); 11. товарный знак (товарная марка) изготовителя (при наличии); 12. дату изготовления; 13. срок годности (или службы); 14. обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства); 15. информацию о добровольной сертификации (при наличии); 16. информацию о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе); 17. штриховой код товара (при наличии); 18. специфическую информацию для потребителя (при необходимости);Примечания. 1. Подпункты 1-8 являются обязательными для указания изготовителями и (или) продавцами».

При разработке стандарта ГОСТ Р 51074-2003 учитывались требования:

Ø Директивы 2000/13/ЕС «Об унификации правовых предписаний государств-членов ЕС в отношении снабжения этикетками и оформления продуктов питания, а также рекламы»;

Ø Директивы 2003/89/ЕС, уточняющей Директиву 2000/13/ЕС в отношении указания ингредиентов, присутствующих в продуктах питания;

Ø Директивы 79/112/ЕЭС «О сближении законодательств стран-участниц в отношении маркировки, представления и рекламы пищевых продуктов для продажи конечному потребителю»;

Ø Регламента Совета ЕС 1139/98, касающегося обязательного указания в маркировке определенных пищевых продуктов, изготовленных из генетически модифицированных организмов, информации, уточняющей предусмотренную Директивой 79/112/ЕЭС;

Ø Регламента Комиссии ЕС 49/2000, уточняющего Регламент Совета ЕС 1139/ 98 в части обязательного указания на этикетках определенных пищевых продуктов, изготовленных из генетически модифицированных организмов, информации, уточняющей предусмотренную Директивой 79/112/ЕЭС;

Ø Регламента Комиссии ЕС 50/2000 в части маркировки пищевых продуктов и пищевых ингредиентов, содержащих добавки и ароматизаторы, которые были генетически модифицированы или изготовлены из генетически модифицированных организмов, и международного стандарта Codex Stan 1 -1985 (Rev. 1 -1991) «Кодекс-стандарт по маркировке предварительно расфасованных пищевых продуктов».

ГОСТ Р 51074—2003 устанавливает необходимость наличия информации о применении пищевых добавок при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье, а также биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы. По усмотрению изготовителя допускается перечислять основные естественно содержащиеся в продукте минеральные вещества и витамины без указания их количества; рекомендации о суточной норме потребления такого продукта в соответствии с установленным порядком; сведения о содержании белков, жиров, углеводов и калорийности/энергетической ценности (в случае, если их значение в 100 г (мл, см3) пищевого продукта составляет не менее 2%, а для минеральных веществ и витаминов — не менее 5% от рекомендуемого суточного потребления).

В соответствии с Директивой 2003/89/ЕС допускается не перечислять компоненты составного ингредиента; содержания в продукте 25% ингредиента в старом стандарте (ГОСТ Р 51074—97) сокращено до 2% в ГОСТ Р 51074—2003. Это позволит потребителям, особенно страдающим от пищевой аллергии, более тщательно изучить состав продукта и определить необходимость его приобретения.

В соответствии с действующим законодательством РФ также предусматриваются конкретные требования при маркировке однородных групп пищевых продуктов (молоко, мясо, хлебобулочные изделия и т. д.).

Запрещается использование: словосочетания «экологически чистый» в составе маркировки пищевых продуктов; названий натуральных продуктов в наименовании пищевого продукта, если они не входят в его состав; сведений о противопоказаниях при применении для отдельных видов продукции.

Следует отметить, что в соответствии с ГОСТ Р 51074—2003 любая информация об экологичных, лечебных, диетических или профилактических свойствах пищевых продуктов может быть доведена до потребителя при условии наличия у изготовителя доказательств, что продукт обладает именно такими свойствами.

Стандарт предусматривает также наличие на этикетке информации о генетически модифицированных пищевых продуктах, пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников, или пищевых продуктах, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников. Для пищевых продуктов, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников, информацию указывают в тех случаях, когда содержание в их составе указанных компонентов превышает норму, установленную нормативно-правовым актом (техническим регламентом). Этикетки должны содержать следующую информацию:«генетически модифицированный (наименование продукта)», или «... (наименование продукта) получен на основе генетически модифицированных источников», или «... (наименование продукта) содержит компоненты, полученные из генетически модифицированных источников».

Стандарт не устанавливает какие-либо новые требования по информации для потребителей, кроме определенных действующими законодательными и нормативными актами, а предлагает производителям те или иные решения для обеспечения полноты информации и доведения этих сведений о товаре доступным способом, принятым для отдельных видов продуктов.

Одним из средств передачи потребителю информации являются знаки. Роль знаков обусловлена их способностью в сжатой образной форме представить определенную информацию об объекте, а также способностью человека быстро выхватывать графические образы среди массы монотонной текстовой информации.

В России длительное время пользовались успехом иностранные торговые марки. Многие производители использовали написание торговых наименований продуктов на иностранном языке. Сегодня популярность отечественных продуктов питания возросла, и изготовители в рекламных целях используют такие обозначения, как «Русский продукт», «Российские семена», «Русские молочные продукты» и др.

К информации, обозначаемой знаками, относится также маркирование пищевых продуктов знаком соответствия, защищенным от подделок, что для многих потребителей служит подтверждением соответствия продукции заявленному изготовителем наименованию, а также безопасности и качеству. Изображение «знака соответствия» регламентирует ГОСТ Р 50460—92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования».

Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со знаками соответствия, которыми продукцию маркируют после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности), ФАТРиМ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9-95 «Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам». Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.

В соответствии с этим документом предприятия-изготовители как отечественные, так и любого другого государства могут добровольно по своей инициативе использовать знак соответствия (рис. 2.1а), если их продукция производится в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры указанного выше нормативного документа.

Рисунок 2.1 - Знаки соответствия стандартам: а) России, б) Великобритании, в) Южной Кореи, г) Германии, д) Франции, е) Японии.

Информацией о подтверждении соответствия (знаки соответствия, качества, одобрения) для продукции, подлежащей обязательной сертификации, является маркировка продукции установленным в Системе сертификации ГОСТ Р знаком соответствия. Одновременно, помимо обязательной сертификации, изготовитель вправе подтвердить соответствие продукции в любой зарегистрированной системе добровольной сертификации.

В государственном реестре Ростехрегулирования зарегистрировано 213 систем добровольной сертификации, в том числе десять систем по пищевой продукции и продовольственному сырью. Каждая система имеет свой зарегистрированный в установленном порядке знак, подтверждающий соответствие установленным добровольной системой сертификации требованиям.

В Российской Федерации вопросы, связанные с маркировкой пищевой продукции товарными знаками и знаками мест происхождения товара, регламентируются также требованиями Федерального закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». При регистрации товарного знака продукта или знака наименования места происхождения товара, изготовитель, в установленном федеральным законом порядке, вправе наносить его при маркировке продукта. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право его владельца на его использование в отношении товаров, указанных в свидетельствах.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации.

Учитывая, что во многих национальных стандартах установлены требования к продуктам, наименования которых связаны с местом происхождения товара (например, «Вологодское масло», «Российский сыр», «Костромской сыр», «Угличский сыр», «Угличская минеральная вода»), вопрос регистрации наименования этих продуктов в качестве места происхождения товара связан с проблемами, прежде всего потому, что эти продукты выпускаются на российский и зарубежный рынки уже не одно десятилетие и потребители никак не связывают качество этих продуктов с наименованием мест их происхождения. Этот вопрос возникает не только в России. Так, для ближнего и дальнего зарубежья актуален вопрос выработки «литовского сыра», «болгарской брынзы», «шампанского» и других продуктов. При обнаружении ненадлежащей маркировки товара, его продажа, как правило, приостанавливается до устранения обнаруженных недостатков. По решению проверяющих органов возможно наложение штрафных санкций.

Установленные нормативными документами требования к маркировке продукции направлены, главным образом, на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Одновременно, в соответствии со ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании», являются обязательными для исполнения всеми субъектами хозяйствующей деятельности национальные стандарты, устанавливающие требования, направленные на невведение в заблуждение потребителей.

Рассмотрим еще один аспект маркировки: для добровольной сертификации. 1 июля 2005 г. введен в действие национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1. 9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 157-ст), в котором в п. 4 указано:

«4. 1 Знак соответствия национальному стандарту подтверждает применение национального стандарта.

4. 2 Деятельность по применению знака соответствия национальным стандартам осуществляется на основе ФЗ «О техническом регулировании».

4. 3 Организацию работ по применению знака соответствия национальным стандартам осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации).

4. 4 Знак соответствия национальным стандартам является формой доведения до приобретателей и других заинтересованных сторон информации о соответствии конкретной продукции требованиям национального стандарта (национальных стандартов) на эту продукцию.

4. 5 Подтверждение соответствия продукции национальному стандарту (национальным стандартам) осуществляется по инициативе заявителя добровольно, в форме добровольной сертификации.

4. 6 Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном настоящим стандартом.

4. 7 Применение знака соответствия национальным стандартам направлено на достижение следующих целей:

Ø информирование приобретателей о проведении подтверждения соответствия конкретной продукции требованиям национального стандарта, для компетентного выбора ими продукции и получения необходимой уверенности, что предлагаемая им продукция соответствует всем требованиям, установленным национальным стандартом на эту продукцию;

Ø повышение доверия приобретателей к реализуемой на рынке продукции конкретного изготовителя;

Ø повышение конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках.

Ø реклама продукции, соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество продукции».

В п. 6 формулировка следующая: «.. 6. 1 Знак соответствия национальным стандартам применяется в случае документального подтверждения соответствия конкретной продукции всем требованиям национального стандарта (национальных стандартов) на эту продукцию. 6. 2 Применением знака соответствия национальным стандартам является маркирование им непосредственно продукции, тары, упаковки (сопроводительной технической документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации.» и «... 6. 4 Маркирование продукции знаком соответствия национальным стандартам осуществляется на добровольной основе по инициативе субъектов хозяйственной деятельности – изготовителей (производителей) продукции и в случае, если необходимость маркирования продукции знаком соответствия национальным стандартам установлена в договоре (контракте) на поставку продукции».

Основанием для применения знака соответствия национальным стандартам (в том числе для маркирования) является выданное национальным органом по стандартизации или от его имени другим уполномоченным им органом «Разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: