Анализ результатов

В результате диагностики мы получаем количественное выражение возбуждения, торможения и подвижности процессов нервной деятельности. Если ответ респондента соответствует коду, то за ответ он получает 2 балла. Если ответ не соответствует коду – 0 баллов. За ответ «не знаю» выставляется один балл. «Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:

, где М - среднее нормативной выборки; S - стандартное отклонение.

Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)

Название шкалы М S
Сила по возбуждению    
Сила по торможению    
Подвижность    

Оценка силы возбуждения. Ответ «да»: вопросы – 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 37, 39, 45, 46, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134. Ответ «нет»: вопросы – 47, 51, 107, 123.

Высокие показатели процесса возбуждения (более 49 баллов) указывают наспособность нервной системы к осуществлению эффективной деятельности в ситуациях, требующих энергичных ответных действий. Нервная система выдерживает длительное и часто повторяемое возбуждение, не переставая адекватно реагировать. Для людей с такими показателями характерны сильные реакции на внешние раздражители, способность выполнять деятельность, требующую напряжения, энергичных действий, достаточно успешно и длительное время без видимого утомления. Они склонны проявлять бурные реакции, не всегда адекватные обстоятельствам, их вызвавшим.

Полезно обратить внимание таких людей на необходимость развивать в себе способность иногда сдерживать свои проявления, объяснив им их особенности. Учителям стоит учитывать эти особенности как при индивидуальной работе с такими учениками, так и в общении с ними, соответствующим образом организовать их работу на уроке и их взаимоотношения с одноклассниками.

При низких показателях процессов возбуждения (менее 25 баллов) нервная система не в состоянии адекватно реагировать на значительное внешнее воздействие в виду своей «слабости». «Легко» достигаемое запредельное торможение не позволяет осуществлять энергичные ответные действия, поэтому такие особенности нервной системы способствуют избеганию ситуаций, где требуется подобная реакция. Для таких людей характерно быстрое наступление состояния утомления при интенсивной работе, они нуждаются в более частых передышках. В учебной деятельности они лучше работают с аналитическим материалом в спокойной, неугрожающей обстановке. Самим респондентам можно посоветовать заранее планировать и дозировать свою работу, чередуя ее передышками, избегать переутомления.

Недопустимо интерпретировать низкие показатели процесса возбуждения как несостоятельность, второсортность нервной системы респондентов. Достижение высоких результатов в деятельности у этих людей осуществляется при условии планирования деятельности и выбора оптимального режима ее осуществления.

Оценка силы торможения. Ответ «да»: вопросы – 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129. Ответ «нет»: вопросы – 18, 34, 36, 128.

Высокий уровень процессов торможения указывает на способностьуправления активностью в ситуациях, когда необходим контроль и регуляция действий, например, в ситуациях запретов на действия. У таких людей быстро и прочно вырабатываются тормозные условные рефлексы, они способны быстро и без усилий сдерживать свои реакции и порывы, прекращать нежелательные формы поведения. Они могут достаточно легко смириться с теми или иными правилами, требованиями, запретами, связанными с проявлением активности.

Учителям полезно учитывать это при организации работы на уроке, включая таких учеников в учебные микрогруппы для создания обстановки спокойной деловой работы, продуманных и взвешенных решений.

Низкий уровень процессов торможения вызывает затруднения в развитии тормозных рефлексов, сопровождающихся склонностями к неадекватным импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от активности. Эти люди склонны к импульсивным действиям, им трудно быстро отказаться от активных действий, иногда они с трудом справляются со своими реакциями. Их действия часто бывают скорыми и не очень продуманными. Важно посоветовать таким людям вырабатывать сдержанность, способность принимать решения после соответствующего размышления и взвешивания обстоятельств.

Недопустимо на основании этих результатов рассматривать таких респондентов как расторможенных, несдержанных, комментировать эти результаты как недостаток или негативную личностную черту.

Подвижность. Ответ «да»: вопросы – 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111 115,119, 127, 131. Ответ «нет»: вопросы – 25, 57, 63, 116.

Высокие показатели уровня подвижности нервных процессов указывают на способностьнервной системы быстро перестраиваться с возбуждающих раздражителей на тормозные и наоборот. Подвижность нервных процессов формирует способность к быстрой перестройке реакций при столкновении с новыми ситуациями и, как следствие, выражается в готовности и желании взаимодействовать с новыми предметами и явлениями.

Для школьников с такими свойствами характерны готовность и желание воспринимать новые предметы и явления, испытывать новые впечатления. Однообразная деятельность, ограниченность новой информации снижает их активность, могут вызвать скуку, утомление. Такие ученики постоянно нуждаются в подпитке новизной. Они могут отличаться большой сообразительностью, разговорчивостью, иногда болтливостью. Им свойственна легкая смена настроения, зависимость его от окружающей обстановки.

Низкие показатели уровня подвижности нервных процессов указывают на высокую инертность нервной системы и затруднения при столкновениях с новыми ситуациями, требующими быстрых и адекватных реакций.

У таких людей всякая новая ситуация, неожиданные вопросы, предложения вызывают затруднения. Им не просто привыкнуть к новой обстановке, новым товарищам, учителям, коллегам. Для них свойственно явление «раскачки»: при включении в новую работу или при переходе от одного вида работы к другому, например, они не могут быстро выйти из состояния «переменка» и войти в состояние «урок». Всякое новое требование, новый способ решения или действия осваивается ими после периода «врабатывания», привыкания.

Таким ученикам полезно знать о себе, что всякое новое дело может получиться у них не сразу, а при известном терпении. Им также можно объяснить, что в новых обстоятельствах, новых условиях они могут временно испытать дискомфорт, что им не всегда бывает легко подружиться с новыми людьми.

Уравновешенность по силе (К) – это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения.

Чем больше К стремится к единице, тем более высокая уравновешенность данного индивида. Уравновешенным человеком является тот, для которого значение К не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Для лиц с уравновешенным поведением характерно устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

Если К>1,15 – наблюдается неуравновешенность в сторону возбуждения.

Если К<0,85 – неуравновешенность в сторону торможения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: