Предисловие. Взрослым так просто — все знают они наперед, Ну а подросток — пока еще он подрастет

Взрослым так простовсе знают они наперед,
Ну а подросток — пока еще он подрастет!..

Быть подростком вообще трудно. А решать стоящие перед тобой в этом возрасте задачи в нашем бурно меняющемся неоднородном обществе — трудно вдвойне. Хотя период нестабильности продолжается уже столько лет, что для нынешних подростков он является единственной жизненной реальностью, но реальность эта, тем не менее, не является благоприятной для полноценного развития личности ребенка. Не случайно количество проблем в молодежной среде в последние годы неуклонно растет. Алкоголь и наркотики прочно вошли в жизнь подрастающего поколения, а идеализация «анормативности» в годы перестройки так удобрила благодатную почву естественного подросткового стремления к сепарации, что привела к бурному росту детской и молодежной преступности. В борьбе с последствиями резкого изменения общественного строя специалисты, работающие с «трудными» детьми, «забыли» банальный (то есть истинный) тезис о том, что лучшее лечение — это профилактика, и, конечно же, стали терять выдержку и терпение, без которых любая коррекционная работа с детьми обречена на неудачу.

Сегодня ни государственные, ни общественные институты не имеют единых стандартов и программ комплексной социально-психологической (профилактической, коррекционной или реабилитационной) работы с «трудными» подростками. В связи с этим организации и учреждения, осуществляющие работу с подростками по месту жительства, вынуждены сами оценивать возможности подобной работы и, исходя из этих возможностей, создавать и использовать свои формы и методы работы.

Работая в общественной организации в одном из районов Москвы, мы, психологи Молодежного социально-психологического центра «Двери», решили внести свой вклад в работу по социальной адаптации подростков. Принимая участие в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, в совещаниях администрации района и — самое главное — в непосредственной работе с подростками, мы поняли, что в системе социальной, психологической и педагогической работы с подростками по месту жительства отсутствует «сегмент» работы по социальной адаптации социально уязвимых подростков. Подростков, которых мы в нашей книге именуем социально уязвимыми, а порой, для краткости, и просто «уязвимыми» (надеемся, что коллеги простят нам такую терминологическую вольность). Таких подростков часто относят к «группе риска» или называют «трудными». Как правило, это ребята и Девушки из неблагополучных семей либо из внешне вполне благополучных, столкнувшиеся с трудной жизненной ситуацией, которая привела к искажению процессов социализации и социальной адаптации. Особенно ясно проблемы в этой области видны в том случае, если подросток, совершив правонарушение или находясь в неблагополучной семье, подвергаясь насилию или нарушению прав, ставится на учет в комиссию по делам несовершеннолетних или вместе с родителями приглашается на ее заседание. В этой ситуации вся социально-психологическая работа с таким подростком (и семьей) обычно ограничивается порицанием поведения подростка либо семьи, их «накачкой» и требованиями изменить свое поведение, «а не то будет хуже».

При этом самого главного, а именно психологической или социально-педагогической работы с подростком не осуществляется[1]. А ведь такого рода работа после кризисной ситуации крайне необходима подростку, чтобы какое-то время он не был один, чтобы его сопровождали специалисты, и он мог получить опыт позитивного контакта со сверстниками. Отсутствие такой работы с социально уязвимыми подростками приводит к увеличению социальной дезадаптации.

Зная об этой ситуации, сотрудники Молодежного социально-психологического центра «Двери» создали и реализовали социальный проект «Искусство жить в ладу с собой и с миром». Рабочей целью этой программы было определено следующее: «Развитие у подростков со сложностями социальной адаптации жизненнонеобходимых навыков через взаимодействие со сверстниками (методами экстремально-приключенческой педагогики переживания), раскрытие себя (с помощью АРТ-методов), предоставление информации, благодаря чему подростки смогут адаптироваться в социальной среде, противостоять рискованным жизненным ситуациям».

По структуре программа была достаточно проста:

ü набор участников — для участия в программе были приглашены 30 подростков, из них 15 «уязвимых» с выраженными сложностями социальной адаптации и 15 социально адаптированных, с ними были проведены несколько встреч для знакомства и мотивации участия в программе;

ü проведение творческо-игрового выездного тренинга, построенного на идее Города мастеров, проходя через мастерские которого, подростки постигали различные «искусства жизни» (именно им и посвящена большая часть этой книги);

ü социально-психологическое сопровождение подростков после лагеря-тренинга в условиях города — цикл тренинговых и досуговых встреч на базе Центра «Двери» (Молодежного Клуба «Точка опоры»).

За этой простотой скрывался такой объем работы, что о выходных иногда приходилось забыть. Это была непростая и очень творческая работа. Реализовав программу, мы поняли, что наша работа дала интересный результат и этим опытом важно поделиться с коллегами. После чего мы и стали авторами этой книги.

Глава 1. Уроки организации и содержательной подготовки, или То, о чем обычно никто не пишет.

Идея этой главы заключается в показе общих условий организации и содержательной подготовки проекта, пропуская их через призму программы «Искусство жить в ладу с собой и с миром» и лагеря-тренинга. Подготовительную работу мы разделили на три больших блока: планирование и решение административно-хозяйственных вопросов; набор участников и формирование группы; содержательная разработка и подготовка мероприятия. Решая задачи каждого из этих блоков, мы получили немало ценного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: