Вечерняя «свечка»

Вечернее мероприятие этого дня было продиктовано как его практическим содержанием, так и развернувшейся групповой динамикой. Поскольку день был насыщен массой непростых переживаний, наметившиеся конфликты не были до конца проработаны, среди участников ощущался высокий уровень нервно-психического напряжения. Мы не стали проводить какое-то крупное мероприятие. Это был вечер, посвященный просто общению, песням, упражнениям на самопознание и сплочение.

А на вечерней «свечке» (она проводилась по обычному сценарию) кризис, наметившийся в начале дня, был разрешен, благодаря чему группа вышла на качественно иной уровень функционирования.

Анализируя день, следует отметить, что в нашем выездном тренинге, в силу законов групповой динамики, именно на этот день пришелся кризис отношений в группе. Открытая конфронтация между участниками проекта, в которую были вовлечены и дети, и взрослые, нами не планировалась. Но мы сразу увидели в этом реальную возможность поработать с «живым» конфликтом и стимулировали «проживание» кризиса в полном объеме. Хотя на это ушло некоторое время в начале и в конце дня, это был ключевой момент тренинга, после которого подростки действительно стали более уважительно относиться друг к другу, приняли на себя подлинную ответственность за происходящее, другими глазами посмотрели на взрослых, ведущих тренинг. Этот день был очень непростым и для нас, и для ребят. Это была настоящая школа открытых отношений. Но мы отдаем себе отчет в том, что этот день не обязательно должен проходить с таким драматизмом. И все же хотим обратить внимание ведущих на групповую динамику: в работе с подростками но станься использовать ее проявления как в педагогических целях, так и для личностного развития участников.

День 5.
УРОКИ ВЗАИМОПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ В МАСТЕРСКОЙ СПАСАТЕЛЯ

Идея дня: Основной идеей пятого дня стала тема развития навыка конструктивного выхода из сложных ситуаций. В жизни люди пропадают в разные ситуации — радостные и грустные, приятные и неприятные. Естественно, такие ситуации вызывают разные чувства и эмоции. Некоторые из ситуаций могут быть очень болезненными и даже стрессовыми, а из некоторых очень трудно найти выход. Разные люди ведут себя в этих ситуациях по-разному. При этом, для того чтобы «жить в ладу с собой и миром», важно уметь находить выход из сложных ситуаций.

Какие же варианты поведения существуют в подобных ситуациях? И какие из них чаще всего мы выбираем? К каким последствиям может привести обращение к психоактивным веществам (в том числе к наркотикам), чтобы снять стресс в проблемной ситуации, и можно ли таким способом справиться с возникшими трудностями? Какие из способов поведения в проблемных ситуациях дают наиболее эффективные результаты? Как решать сложные ситуации и у кого найти поддержку? Как мы можем поддержать близких и друзей, оказавшихся в сложной сит

Задачи дня. – Разрабатывая содержание этого дня, тренеры ставили перед собой следующие задачи:

ü проанализировать результативность различных способов поведения в сложных ситуациях, исходя из последствий, которые могут иметь место при выборе того или иного способа поведения;

ü показать последствия неконструктивных способов выхода из сложных ситуаций, таких как употребление психоактивных веществ (ПАВ) через передачу информации и моделирование ситуаций-метафор;

ü создать предпосылки для формирования конструктивных способов выхода из проблемных ситуаций, навыков принятия и оказания поддержки в сложных ситуациях.

День был построен на идее актуализации информации о возможных формах поведения в сложных, проблемных ситуациях и желании понять, какие выходы являются неконструктивными, не дающими возможность решить проблемы, и даже опасными, а какие способы реально позволяют справиться со сложностями. Материалы Маршрутные листы для команд, карточки с заданиями, стулья (если эстафета проводится в помещении), цветные листочки, две призовые бутылки «Пепси», коврики, плакаты по теме «Наркомания», необходимые материалы для тренингов.

В начале дня проводилась игровая дискуссионная актуализация темы — эстафета «Мы в сложных ситуациях: наши решения и возможные последствия». Врезультате ребята составили список возможных способов поведения в сложных ситуациях и разделили эти способы на конструктивные и неконструктивные. Затем было проведено несколько отдельных мастерских, которые были посвящены следующим темам:

ü «Могут ли психоактивные вещества помочь решить проблему?» — тема построена на рассмотрении «правды и мифов» о действии наркотиков и последствиях их употребления, так как часто именно неверная или неполная информация о последствиях употребления наркотиков становится «пусковым механизмом» для первой пробы ПАВ. На занятии также рассматривались причины употребления наркотиков, обсуждались возможности получения удовольствия от жизни без ПАВ. Один из акцентов темы состоял в том, чтобы показать, что прием психоактивных веществ как «способ» решения проблемы — неконструктивный способ, отражающий пассивную позицию человека по отношению к проблеме. Данный способ не дает возможности решить ее, а позволяет лишь на время забыть о ее существовании. Неизбежным последствием выбора такого способа поведения в сложной ситуации становится то, что забытая на некоторое время и нерешенная проблема возвращается с новой силой и приносит с собой дополнительные трудности и негативные последствия, связанные с употреблением ПАВ.

ü «Тренинг разрешения проблемных ситуаций». Главный вопрос этой темы: «Как быть человеку, который хочет разрешить проблему, как ему действовать?». Основная цель тренинга — актуализировать активную позицию участников в решении проблем и дать конкретный алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации.

ü «Тренинг саморегуляции» и «Тренинг поддержки» — две мастерские, которые ставили перед собой задачу показать способы самоподдержки и саморегуляции, оказания помощи другим и принятия поддержки от окружающих в сложной ситуации.

В продолжение темы поддержки вечером ребятам было предложено самим придумать и провести «Вечер поддержки», когда каждый сможет получить поддержку или просто расслабиться... Важным моментом было то, что все подростки внесли свой вклад в работу «салонов поддержки и релаксации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: