(В.В. Мешков, В.М. Рябочкин и др., 1992)
Локализация поражений | Кол-во пораженных в различных ЧС | ||||||
а | б | в | г | д | е | ж | |
Тяжелая черепно-мозговая травма | 18,9 | 23,6 | 14,0 | 16,2 | 20,2 | 6,9 | 5.8 |
Поражения груди и живота | - | 6,2 | — | 4,0 | 3,0 | 10,7 | 1,0 |
Переломы костей конечностей, таза, позвоночника | 14,5 | 43,2 | 12,6 | 23,7 | 11,6 | 16,1 | 27,0 |
Синдром длительного сдавления | - | 3,7 | 10,1 | _ | 23,4 | ||
Обширные раны мягких тканей | 12,2 | - | 59,0 | — | 18,0 | _ | 87,1 |
Поражения внутренних органов (в том числе баротравма легких) | 5,1 | — | — | — | 2,0 | — | |
Ожоги тела | - | - | - | — | _ | 87,0 | — |
Повреждения глаз | - | - | — | 5,0 | 15,4 | — | |
Сотрясения головного мозга, раны мягких тканей головы | 49,3 | — | 51,4 | 32,6 | — |
Примечание: а - Иваново (1984), смерч; б - Ульяновск (1983), авария теплохода «Суворов»; в - Свердловск (1988), взрыв на ж. д.; г - Ашхабад (1948), землетрясение; д - Арзамас (1988), взрыв на ж. д.; е - Уфа (1989), взрыв на газопроводе, ж. д. катастрофа; ж - Армения (городская больница, 1988), землетрясение.
Особенностью большинства ЧС с массовым поражением людей, о чем необходимо помнить, является появление большого числа пораженных с психоневрологическим стрессом, шоком, оглушенностью и т.д. Они наблюдались в 10-13% случаев среди пострадавших в Арзамасе, Иванове и до 64% - при землетрясениях.
Структура потерь среди детей и взрослых по локализации отличается незначительно. У беременных женщин, попавших в катастрофу, часто нарушается течение беременности. Так, при землетрясении в Ашхабаде (1948) у 8% беременных женщин наступили преждевременные роды, 32% - выкидыши; в Иванове и Свердловске (1984, 1988) соответственно - у 10 и 25% беременных женщин в течение 5 дней после катастрофы наступило прерывание беременности, у большинства выносивших беременность 50% родившихся детей погибли; в Хиросиме (1945) после ядерного взрыва у 15% беременных женщин наступили преждевременные роды, почти 25% женщин Хиросимы с прерванной беременностью умерли (до ядерного взрыва прерывание беременности наблюдалось только у 6% женщин).
Последствия ЧС мирного времени приобретают трагический характер в связи с выходом из строя лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) стационарного и амбулаторно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия оказания Медицинской помощи и лечение пораженных.
В зонах (районах) ЧС обычно значительно ухудшается санитарно-гигиеническое и санитарно-эпидемическое состояние, возникает реальная угроза возникновения и роста инфекционной патологии.
22 |
['лава I. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1.3. Определение, задачи, принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению
защиты населения и территорий от ЧС;
• проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повыше
ние устойчивости функционирования организаций, а также объектов соци
ального назначения в ЧС;
• создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и
средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и
территорий от ЧС;
• подготовка населения к действиям в ЧС;
• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территорий от ЧС;
• ликвидация ЧС;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавше
го от ЧС, проведение гуманитарных акций;
• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также
лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
• между! тродное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
В основе построения и функционирования РСЧС'лежат следующие принципы:
• защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской
Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и куль
турные ценности Российской Федерации;
• организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной
1.3. Определение, задачи, принципы построения и функционирования Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 23
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
• реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществ
ляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственно
сти между федеральными органами исполнительной власти, органами испол
нительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного са
моуправления;
• заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по за
щите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в
мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов
и сроков реализации;
• согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по за
щите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
• соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройст
ву Российской Федерации и решаемым задачам.
В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны1 по следующим основным направлениям:
• обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при веде
нии военных действий или вследствие этих действий;
• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, не
обходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания на
селения в военное время;
• создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и
средств индивидуальной защиты;
• заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также под
готовка районов эвакуации населения;
• совершенствование систем оповещения населения;
• планирование мероприятий ГО;
• обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание
в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицин
ских и иных средств.
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Гражданская оборона - система оборонных, инженерно-технических мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от опасностей, возникающих при ведении военных действий.
Глава I. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
l.-r. к^усыпиллцим винной государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 25