Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на максимально возможное Уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Данный комплекс включает:
• организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоя
нием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
Глава 1, Задачи и основы организации Единой государственной
34 системы предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций
• прогнозирование ЧС;
• оценку риска возникновения ЧС;
|
|
• организацию государственной экспертизы в области защиты населения и
территорий от ЧС;
• организацию и проведение государственного надзора и контроля в области
защиты населения и территорий от ЧС;
• участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной
безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;
• планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, на
правленных на предупреждение ЧС;
• создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защи
ты населения и территорий от ЧС;
• экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;
• создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов
для предупреждения и ликвидации ЧС.
При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):
• локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее ис
точника;
• ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;
• рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;
• укрытие в защитных сооружениях;
• обеспечение средствами индивидуальной защиты;
• медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие ви
ды первоочередного жизнеобеспечения.
Ликвидация последствий ЧС природного и техногенного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла ЧС, под непосредственным руководством соответствующего руководителя ликвидацией ЧС или лица, им уполномоченного.
|
|
При недостаточности имеющихся сил и средств для ликвидации последствий или локализации возникшей ЧС соответствующий руководитель (орган исполнительной власти) может обратиться к соответствующему вышестоящему руководителю (органу исполнительной власти) с целью получения необходимой помощи и (или) принятия на себя координации или руководства работами.
В ликвидации последствий ЧС могут принимать участие общественные организации, объединения и граждане под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС, при наличии у участников ликвидации соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
На все министерства и ведомства, привлекаемые к работам в системе РСЧС, возлагаются определенные задачи.
Основными задачами Минздрава России являются:
• обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф
Минздрава России, службы надзора за санитарно-эпидемиологической об
становкой и поддержание их в состоянии готовности;
/ ч Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС
Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 35
• организация разработки научно-методических основ подготовки ВСМК и ее
работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организация
взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовка, усовер
шенствование и аттестация специалистов ВСМК;
• создание и организация работы федеральной и региональных межведомст
венных координационных комиссий ВСМК;
• разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания ме
дицинской помощи и лечения пораженных (больных) с учетом характера ЧС;
• организация и координация работ по оказанию медицинской помощи пора
женным (больным) в зонах ЧС;
• координация работ по эвакуации пораженных (больных) из зон ЧС;
• обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации ЧС;
• сбор, обобщение, анализ и представление органам государственной власти и
органам управления РСЧС данных о пораженных (больных) в зонах ЧС;
• участие в организации и осуществление оперативного контроля измерений
радиоактивного и химического загрязнения в зонах ЧС;
• наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической об
становки на территории Российской Федерации;
• предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований санитарно-
эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;
• участие в организации и выполнении санитарно-гигиенических и противо
эпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирова
ний постоянной готовности;
• создание резервов медицинского имущества, лекарственных, санитарно-ги
гиенических и противоэпидемических средств, рациональное их размещение
и поддержание в готовности;
• разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказа
нию первой медицинской помощи в ЧС.
Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздрав России возложены головные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.