Определение, задачи и структура

ГСЧС — это система, включающая республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, обеспечивающие планирование, организацию, исполнение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и подготовку к проведению мероприятий ГО.

Построение ГСЧС осуществляется по административно-террито-риальному и отраслевому принципам.

Территориальные подсистемы создаются местными исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в Республике Беларусь административно-территориальному делению.

Отраслевые подсистемы создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, для организации и осуществления работы по защите подчиненных организаций от ЧС и участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ГСЧС имеет 4 уровня:

1) республиканский (территория республики);

2) территориальный (территория области и г. Минска);

3) местный (территория района, города, района в городе);

4) объектовый (территория конкретной организации) (прил. 2).

Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, органы управления по ЧС, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов (прил. 3).

Координирующие органы ГСЧС:

– на республиканском уровне — Комиссия по ЧС при Совете Министров Республики Беларусь и комиссии по ЧС республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

– территориальном — комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;

– местном — комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах районов (городов);

– объектовом — комиссия по ЧС организации.

Органы управления по ЧС:

– на республиканском уровне — МЧС, структурное подразделение (сектор, отдел) других республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, предназначенные для выполнения задачи в области от ЧС;

– территориальном — областные управления и Минское городское управление МЧС;

– местном — районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;

– объектовом — структурное подразделение (отдел, сектор) или специально назначенный работник для выполнения задачи в области защиты организаций от ЧС.

Силы ликвидации ЧС состоят:

– из подразделений по ЧС;

– территориальных и объектовых гражданских формирований ГО;

– организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;

– организаций ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

– аварийно-спасательных служб республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС;

– территориальных и объектовых аварийно-спасательных служб;

– специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные службы, предназначенные для ликвидации ЧС. Аварийно-спасательные службы должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.

По плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований.

В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства ликвидации ЧС, система мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера.

К средствам ликвидации ЧС относятся специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спаса-тельных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спаса-тельная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС, информационные базы данных и иные средства.

Система мониторинга и прогнозирования функционирует на республиканском, территориальном и местном уровнях. Данная система предназначена для наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников ЧС. В этой системе Министерство здравоохранения мониторирует инфекционные заболевания людей и эпидемии, а также совместно с Министерством ЖКХ аварии систем жизнеобеспечения.

Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

– Республиканский центр управления и реагирования на ЧС МЧС Республики Беларусь;

– центры оперативного управления областных и Минского городского управлений МЧС;

– центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;

– информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

– дежурно-диспетчерские службы районов, городов и организаций.

Основные задачи комиссии по ЧС — разработка и осуществление следующих мероприятий по предупреждению ЧС:

1. Повышение аварийной устойчивости потенциально опасных производств, а также обеспечение их стабильной работы при возникновении ЧС.

2. Создание на потенциально опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения, поддержание их в состоянии постоянной готовности.

3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации (объекта) к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией работников организации (объекта).

4. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

5. Обучение руководящего состава, работников объекта к действиям
в ЧС.

Режимы функционирования системы и порядок их введения.
В зависимости от обстановки выделяют 3 режима функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС:

1. Режим повседневной деятельности — функционирование системы при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Планомерное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

2. Режим повышенной готовности — функционирование системы при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС. При этом создаются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее нормализации. Уточняются планы защиты населения и территорий от ЧС, усиливаются дежурные и диспетчерские службы. Проводится мониторинг и прогнозирование ЧС, приводятся в состояние готовности и при необходимости выдвигаются в предполагаемый район ЧС силы и средства ликвидации ЧС и др.

3. Чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий ЧС различного характера.

При введении этого режима до населения, находящегося в районе ЧС, с использованием всех средств оповещения и связи доводится порядок его действий, принимаются меры по его защите. При необходимости проводится эвакуация населения, вывоз материальных и других ценностей. Вводятся в действие частично или полностью планы защиты населения и территорий от ЧС. В районы возникновения ЧС высылаются оперативные группы, проводится разведка, организуется ликвидация ЧС, определяются границы зоны ЧС, непрерывно проводится мониторинг и прогнозирование ЧС и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: