ГСЧС — это система, включающая республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, обеспечивающие планирование, организацию, исполнение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и подготовку к проведению мероприятий ГО.
Построение ГСЧС осуществляется по административно-террито-риальному и отраслевому принципам.
Территориальные подсистемы создаются местными исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в Республике Беларусь административно-территориальному делению.
Отраслевые подсистемы создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, для организации и осуществления работы по защите подчиненных организаций от ЧС и участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
|
|
ГСЧС имеет 4 уровня:
1) республиканский (территория республики);
2) территориальный (территория области и г. Минска);
3) местный (территория района, города, района в городе);
4) объектовый (территория конкретной организации) (прил. 2).
Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, органы управления по ЧС, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов (прил. 3).
Координирующие органы ГСЧС:
– на республиканском уровне — Комиссия по ЧС при Совете Министров Республики Беларусь и комиссии по ЧС республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;
– территориальном — комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;
– местном — комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах районов (городов);
– объектовом — комиссия по ЧС организации.
Органы управления по ЧС:
– на республиканском уровне — МЧС, структурное подразделение (сектор, отдел) других республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, предназначенные для выполнения задачи в области от ЧС;
– территориальном — областные управления и Минское городское управление МЧС;
– местном — районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;
|
|
– объектовом — структурное подразделение (отдел, сектор) или специально назначенный работник для выполнения задачи в области защиты организаций от ЧС.
Силы ликвидации ЧС состоят:
– из подразделений по ЧС;
– территориальных и объектовых гражданских формирований ГО;
– организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;
– организаций ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
– аварийно-спасательных служб республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС;
– территориальных и объектовых аварийно-спасательных служб;
– специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.
Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные службы, предназначенные для ликвидации ЧС. Аварийно-спасательные службы должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.
По плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований.
В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства ликвидации ЧС, система мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера.
К средствам ликвидации ЧС относятся специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спаса-тельных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спаса-тельная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС, информационные базы данных и иные средства.
Система мониторинга и прогнозирования функционирует на республиканском, территориальном и местном уровнях. Данная система предназначена для наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников ЧС. В этой системе Министерство здравоохранения мониторирует инфекционные заболевания людей и эпидемии, а также совместно с Министерством ЖКХ аварии систем жизнеобеспечения.
Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
– Республиканский центр управления и реагирования на ЧС МЧС Республики Беларусь;
– центры оперативного управления областных и Минского городского управлений МЧС;
– центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;
– информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
– дежурно-диспетчерские службы районов, городов и организаций.
Основные задачи комиссии по ЧС — разработка и осуществление следующих мероприятий по предупреждению ЧС:
1. Повышение аварийной устойчивости потенциально опасных производств, а также обеспечение их стабильной работы при возникновении ЧС.
2. Создание на потенциально опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения, поддержание их в состоянии постоянной готовности.
3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации (объекта) к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией работников организации (объекта).
4. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
|
|
5. Обучение руководящего состава, работников объекта к действиям
в ЧС.
Режимы функционирования системы и порядок их введения.
В зависимости от обстановки выделяют 3 режима функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС:
1. Режим повседневной деятельности — функционирование системы при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Планомерное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
2. Режим повышенной готовности — функционирование системы при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС. При этом создаются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее нормализации. Уточняются планы защиты населения и территорий от ЧС, усиливаются дежурные и диспетчерские службы. Проводится мониторинг и прогнозирование ЧС, приводятся в состояние готовности и при необходимости выдвигаются в предполагаемый район ЧС силы и средства ликвидации ЧС и др.
3. Чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий ЧС различного характера.
При введении этого режима до населения, находящегося в районе ЧС, с использованием всех средств оповещения и связи доводится порядок его действий, принимаются меры по его защите. При необходимости проводится эвакуация населения, вывоз материальных и других ценностей. Вводятся в действие частично или полностью планы защиты населения и территорий от ЧС. В районы возникновения ЧС высылаются оперативные группы, проводится разведка, организуется ликвидация ЧС, определяются границы зоны ЧС, непрерывно проводится мониторинг и прогнозирование ЧС и т. д.