Организация работы медицинских формирований службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях

К медицинским формированиям относятся врачебно-сестринские бригады, бригады специализированной медицинской помощи, радиологические бригады, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, бригады (отряды, группы), создаваемые на базе санитарно-эпидемио-логических организаций здравоохранения (прил. 15).

Врачебно-сестринские бригады создаются в больничных (амбулаторно-поликлинических) организациях здравоохранения для организации и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, в зоне ЧС и возглавляются врачом-специалистом любого профиля.

Эти бригады могут использоваться для усиления бригад СНМП или ММК при работе их в зоне ЧС (или на ее границе), а также для усиления больничных (амбулаторно-поликлинических) организаций, находящихся вблизи зоны ЧС.

Бригады специализированной медицинской помощи (внештатное выездное формирование) создаются в больничных организациях здравоохранения, которые имеют в своей структуре соответствующие специализированные отделения по следующим основным профилям: хирургический, травматологический, нейрохирургический, ожоговый, токсикологический, акушерско-гинекологический, психиатрический, инфекционный. Они предназначены для организации и оказания специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, в стационарных условиях и в условиях ММК; возглавляются врачами-специалистами соответствующего профиля.

Радиологические бригады создаются:

– для организации и оказания специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, связанных с радиационной аварией на объектах использования атомной энергии;

– на республиканском уровне — на базе Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека;

– на территориальном уровне — на базе областных больниц, одной из государственных организаций здравоохранения г. Минска.

Специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ — это штатное выездное формирование) создаются в структуре областных центров экстренной медицинской помощи на базе соответствующих специализированных отделений больничных организаций здравоохранения. Они предназначены для организации и оказания специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, в стационарных условиях и в условиях ММК государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Комплектуются и возглавляются врачами-специалистами соответствующего профиля.

Для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ходе локализации и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в санитарно-эпидемиологических организациях здравоохранения создаются:

– на республиканском уровне на базе Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья — республиканская санитарно-гигиеническая и республиканская оперативная противоэпидемическая бригады;

– на территориальном уровне на базе областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и Минского городского центра гигиены и эпидемиологии — санитарно-противоэпидемические бригады;

– на местном уровне на базе зональных и районных центров гигиены и эпидемиологии — санитарно-эпидемиологические отряды (группы санитарно-эпидемиологической разведки).

Количество бригад экстренной медицинской помощи определяется в соответствии с заданиями. Если их нет, то они создаются из расчета для организаций здравоохранения района — не менее одной бригады на 100 штатных коек; для организаций здравоохранения области (г. Минска) — не менее одной бригады на 200 коек; для поликлиник и диспансеров — не менее одной бригады на 25 медицинских работников.

Медицинские формирования осуществляют следующие основные мероприятия:

1. В режиме повседневной деятельности:

– поддержание круглосуточной готовности к оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;

– совершенствование знаний и навыков по оказанию экстренной медицинской помощи населению;

– создание и поддержание в готовности к использованию необходимого запаса медицинской техники и имущества для обеспечения работы медицинских формирований;

– участие работников медицинских формирований в организации и проведении мероприятий по предупреждению ЧС;

– определение порядка обеспечения санитарным транспортом для убытия медицинских формирований в зону ЧС;

– уточнение последовательности и порядка развертывания, возможностей по проведению биологической и санитарно-эпидемиологической разведки и лабораторного контроля.

2. В режиме повышенной готовности:

– обеспечение готовности медицинских формирований, уточнение планов их действий в зависимости от прогноза развития ЧС, при необходимости — их направление в зону прогнозируемой ЧС;

– получение и проверка готовности к использованию запасов медицинской техники и имущества;

– обеспечение готовности к выезду санитарного транспорта;

– участие в организации и проведении мероприятий, выполняемых при угрозе ЧС.

3. В чрезвычайном режиме:

– прибытие в зону ЧС в оптимальные сроки;

– организация и оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;

– оказание консультативной помощи медицинским работникам государственных организаций здравоохранения;

– определение порядка транспортировки населения, пострадавшего при ЧС;

– организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации последствий ЧС;

– проведение санитарно-эпидемиологической разведки в зоне границы возможного очага заражения (загрязнения) патогенными биологическими агентами, опасными химическими веществами и радиоактивными веществами;

– наблюдение, анализ и оценка обстановки в зоне ЧС и информирование комиссий по ЧС соответствующего уровня и вышестоящей санитарно-эпидемиологической организации здравоохранения об изменении санитарно-эпидемической обстановки и мерах по ее стабилизации;

– информирование населения Республики Беларусь о санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях, направленных на минимизацию возможных последствий ЧС.

В случае возникновения ЧС время готовности медицинских формирований к выезду в зону ЧС с момента поступления информации об этом должно быть не более 1 часа в рабочее время и не более 2 часов в нерабочее время.

Время работы всех бригад медицинских формирований — 12 ч. За это время они могут оказать экстренную медицинскую помощь 50 пострадавшим, но нейрохирургическая бригада — до 10, травматологическая и
хирургическая — до 20, ожоговая — до 30, токсикологическая — до 25. Врачебные бригады СНМП могут оказать помощь 50 пострадавшим (фельдшерские — до 20), бригада интенсивной терапии — до 30, а педиатрическая — до 40 пораженным.

Центры экстренной медицинской помощи создаются на республиканском и территориальном уровнях с целью координации действий сил и средств ОП ГСЧС при организации оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС. Такие центры создаются в областях и в городе Минске. В областях они входят в структуру областных больниц, а в городе Минске — в структуру Городской станции скорой медицинской помощи.

Центры экстренной медицинской помощи при функционировании режимов ОП ГСЧС осуществляют следующие основные мероприятия:

1. В режиме повседневной деятельности:

– обеспечение круглосуточной работы информационно-управляющей системы ОП ГСЧС по сбору, анализу и представлению информации о ЧС органам управления по ЧС;

– обеспечение готовности СМБПГ к оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;

– взаимодействие с органами управления по ЧС ОП ГСЧС, организациями здравоохранения, обеспечивающими оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, по вопросам предоставления информации о возникновении и ликвидации ЧС;

– обмен информацией со структурными подразделениями и организациями других республиканских органов государственного управления, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС;

– обеспечение эффективного функционирования системы оповещения и оперативного информирования всех уровней ОП ГСЧС;

– осуществление организационно-методической помощи по подготовке к действиям при ЧС;

– участие в проверках готовности организаций здравоохранения к оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС.

2. В режиме повышенной готовности:

– осуществление оперативного сбора и анализа информации по вопросам ЧС и немедленное ее предоставление органам управления по ЧС;

– обеспечение готовности к выезду в зону ЧС СМБПГ;

– участие в обеспечении готовности санитарного транспорта СМБПГ к работе в условиях ЧС;

– обмен информацией со структурными подразделениями и организациями других республиканских органов государственного управления, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС;

– усиление дежурно-диспетчерской службы.

3. В чрезвычайном режиме:

– активный сбор, анализ информации об обстановке в зоне ЧС, в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и немедленное ее предоставление органам управления по ЧС;

– обмен информацией со структурными подразделениями и организациями других республиканских органов государственного управления, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС;

– оповещение работников медицинских формирований ОП ГСЧС, организаций здравоохранения о введении чрезвычайного режима; органов управления по ЧС ОП ГСЧС, государственных организаций здравоохранения, обеспечивающих оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, о введении чрезвычайного режима;

– организация и осуществление взаимодействия между органами управления по ЧС ОП ГСЧС, государственными организациями здравоохранения, обеспечивающими оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС, и медицинскими формированиями.

Организация работы учреждений здравоохранения
по медицинскому обеспечению пораженных
в чрезвычайных ситуациях

Деятельность организаций здравоохранения в ЧС организуется полностью или частично в соответствии с Планом предупреждения и ликвидации ЧС данной организации.

Успех зависит от полноты разработанного в плане перечня мероприятий на этот период и его выполнения в соответствии с календарным планом. Работа учреждения организуется в определенной последовательности.

При угрозе или возникновении ЧС вводится в действие план оповещения руководящего состава, персонала больницы и больных о бедствии. Ставятся конкретные задачи подчиненным. Организуется работа комиссии по ЧС (штаба ГО объекта), устанавливается и поддерживается связь с вышестоящими комиссиями по ЧС, в том числе и ОП ГСЧС, оперативно-дежурной службой МЧС.

Есть два варианта событий:

– когда данная организация здравоохранения лишь привлекается к оказанию медицинской помощи пострадавших в ЧС;

– когда данная организация здравоохранения сама может пострадать в данной ЧС.

Первый вариант. Организация здравоохранения может выделить силы и средства для оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС. Например, больница выделяет в соответствии с Планом или распоряжениями вышестоящих комиссий по ЧС врачебно-сестринские бригады, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, а также медицинскую технику и имущество, материальные средства. Необходимо уточнить потребность в количестве и профиле данных бригад. Выделенные медицинские силы и средства должны быть в готовности к выдвижению к зоне ЧС в течение
1–2 часов. Перевозка их осуществляется транспортом больницы или транспортом, выделенным администрацией области (района, города). Как правило, врачебно-сестринские бригады используются для усиления бригад СНМП на границе зоны ЧС, а бригады специализированной медицинской помощи и специализированные медицинские бригады постоянной готовности — для усиления больниц (центров), принимающих пораженных из зоны ЧС.

Больница может также использоваться для приема пораженных из зоны ЧС и оказания им медицинской помощи. В данном варианте, как правило, необходимо:

– разгрузить больницы (выписать или перевести в другие больничные организации часть больных);

– перепрофилировать отдельные отделения или всю больницу с учетом структуры пораженных, развернуть дополнительные койки;

– осуществить замену (перераспределение) медицинского персонала, убывающего в составе медицинских формирований, уточнить обязанности медперсонала и проинструктировать его;

– распределить выделенный для усиления медицинский персонал по отделениям;

– обратиться за помощью к медперсоналу, находящему в отпусках, бывшим сотрудникам больницы; возможно привлечение к работе студентов старших курсов медицинских учебных заведений; можно использовать услуги добровольцев для вспомогательных работ и ухода за пострадавшими;

– проверить наличие автономного освещения и водоснабжения.

При необходимости выставляются посты наблюдения радиационной и химической разведки. На улице и внутри помещений устанавливаются таблички (пикетаж) с указанием направления потока движения пораженных и названиями функциональных подразделений. При необходимости приводятся в готовность средства индивидуальной и коллективной защиты персонала и больных стационара и принимаются меры к их накоплению.
Повышаются защитные свойства зданий больницы (закрываются окна и двери и т. п.). Принимаются меры по подготовке всех основных лечебных отделений и, в частности, приемного отделения к приему массового поступления пострадавших. Увеличивается численность персонала приемного отделения. Проверяется наличие и знание ими инструкции по приему и сортировке возможного профиля пораженных, наличие резерва средств оказания неотложной медицинской помощи, готовность санитарного пропуска к проведению частичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья.

Для проведения сортировки создаются сортировочные бригады не только из медицинского персонала приемного, но и других отделений. Проводится тренировка бригад по приему и сортировке пораженных. Устанавливается порядок связи с лечебными отделениями и доставки в них пострадавших.

Проверяется умение сотрудников пользоваться дозиметром и другой аппаратурой, сортировочными и регистрационными документами при приеме пораженных. При недостаточном количестве носилок для размещения пораженных заготавливается подстилочный материал, например, матрацы.

Больница должна быть готова к приему и оказанию неотложной помощи любому профилю пораженных с последующей перепрофилизацией. Принимаются меры к увеличению коечной емкости и пропускной способности лечебно-диагностических подразделений. Устанавливается дополнительное количество операционных столов, кислородной аппаратуры и т. д. Пополняются запасы лекарственных и других средств оказания медицинской помощи. Устанавливается круглосуточное дежурство медицинского персонала. Проверяется наличие аварийного освещения и водоснабжения. Создается запас продуктов питания, постельных принадлежностей.

В дальнейшем План действия больницы уточняется по условиям складывающейся обстановки. Амбулаторно-поликлиническая помощь пораженным планируется и осуществляется в поликлиниках, находящихся поблизости от зоны ЧС или по месту жительства пораженных. В данные поликлиники направляются пораженные, способные к самостоятельному передвижению, без признаков угрожающих жизни состояний, в случаях, не требующих проведения срочных диагностических и лечебных мероприятий в стационарных условиях. Для оказания амбулаторно-поликлини-ческой помощи могут быть приспособлены гостиницы и другие общественные здания.

Организация работ в приемном отделении в условиях ЧС. При поступлении звонка о ЧС в приемное отделение УЗ дежурный врач, прежде всего, оценивает значимость информации: представляет ли информация о ЧС угрозу для работы больницы (террористический акт, нарушение устойчивости работы) или подразумевает интенсивную работу УЗ в плане ликвидации последствий произошедшей ЧС (катастрофы), в том числе возможное массовое поступление пациентов в приемное отделение.

Идентификация абонента имеет первостепенное значение: кто звонящий (официальное лицо, свидетель происшествия или пострадавший в ЧС и т. д.). Для того чтобы исключить ложные вызовы, необходимо уточнить у лица, передающего информацию о ЧС, дополнительную информацию: фамилию, номер контактного телефона, место его нахождения и др. Если телефонный звонок с искаженной речью, бессвязностью речи, с признаками паники, с детским голосом, по городскому таксофону, то достоверность сообщения ставится под сомнение. Подтверждение полученного сообщения достигается обязательной проверкой поступившего звонка и уточнением информации в оперативно-дежурных службах МЧС и МВД. Сомнению не подлежат профессиональные сообщения (диспетчер СНМП и др.).

Необходимо заранее отработать типовую схему действий медицинского персонала и систему взаимодействия спасательных служб, правоохранительных органов и силовых структур при внештатных ситуациях в
медицинских учреждениях, в том числе при поступлении сообщения об угрозе взрыва в организации здравоохранения.

После завершения первого этапа работы (получение сигнала о ЧС, анализ ситуации, подтверждение факта ЧС) дежурный персонал начинает оповещение и подготовку приемного отделения к приему большого количества пострадавших.

Связь и оповещение. Необходимо освободить средства связи от ведения менее значимых переговоров.

Первое распоряжение отдается коллеге или медицинской сестре, по внутреннему телефону нужно предупредить о факте ЧС дежурного врача по стационару. Первый звонок — главному врачу! Ему надо передать полученное сообщение и факт его подтверждения. Нужно действовать в соответствии с полученными указаниями. Может поступить команда на перепрофилирование отделений. Второй звонок — заместителю главного врача по специальной работе (председателю комиссии ЧС).

Необходимо назначить одного сотрудника (средний медицинский персонал) дежурным по связи (городской телефон):

– для оповещения диспетчера СНМП при подтвержденном факте ЧС, полученном из других источников,

– оповещения оперативных дежурных служб МЧС и МВД в соответствии с планом взаимодействия министерств и ведомств, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС.

– оповещения персонала СМБПГ (больницы, выделяющие медицинский персонал и медицинские формирования).

– приема входящих сообщений с немедленным докладом по информации о ЧС.

Фактор времени при ЧС очень важен, поэтому необходимо в кратчайшие сроки подготовить приемное отделение: дать указания среднему медицинскому персоналу о привлечении дополнительных ресурсов (ожидающие в приемном отделении, выписанные пациенты, родственники и знакомые стационарных больных, амбулаторные больные), которые могут оказать значительную помощь в предстоящей работе; пополнить запас медикаментов, носилок, медицинских каталок, перевязочных средств и др. в соответствии с особенностями данной ЧС; подготовить к работе необходимую медицинскую аппаратуру и технику; распределить по местам выделенный на усиление приемного отделения медицинский персонал.

Действия медицинского персонала при возникновении
чрезвычайной ситуации в больнице

Чрезвычайная ситуация в больнице — это обстановка на объекте здравоохранения, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Стихийные бедствия — наводнения, ураганы, смерчи, град, снежные заносы и др. или угроза их возникновения. Основные действия: укрытие медперсонала и больных в безопасные места; проведение их полной или частичной эвакуации; оказание медицинской помощи пораженным; проверка наличия автономного освещения и водоснабжения; создание (перераспределение) запаса медицинского имущества, топлива, материальных средств, воды и т. д.; организация взаимодействия с органами управления здравоохранения и оперативно-дежурной службой МЧС.

При возникновении (угрозе) пожара на территории больницы, угрозе взрыва медицинских газов основные действия те же, что и при стихийных бедствиях, за исключением создания запасов. Персоналом принимаются действия по тушению (локализации) пожара. Особое внимание уделяется эвакуации больных, неспособных передвигаться самостоятельно.

Аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения. Основные действия: создание запасов воды для питья и технических нужд; проверка наличия автономного освещения и водоснабжения, установка обогревателей в палатах, выписка легкобольных; проведение полной или частичной эвакуации больных или их перевод в другие лечебные корпуса, где исправна система жизнеобеспечения и др.; организация взаимодействия с органами управления здравоохранения, ЖКХ и оперативно-дежурной службой МЧС.

Попадание больницы в зону химического или радиоактивного заражения (загрязнения). Основные действия те же, что и при стихийных бедствиях. Также закрываются окна и двери, персоналу для работы вне убежищ выдаются средства индивидуальной защиты, индивидуальные дозиметры, по показаниям используются антидоты (радиопротекторы). Проверяется готовность санитарного пропуска к проведению частичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья. Для питания и питья используют только проверенные продукты и воду, предпочтение отдается консервированным продуктам и бутилированной воде. Организуется дозиметрический и химический контроль. Проводятся мероприятия радиационной (химической) разведки. При эвакуации используют индивидуальные средства защиты, эвакуация осуществляется в автомобилях с закрытыми окнами. При необходимости по выходу из зоны заражения проводится дегазация (дератизация) техники и санитарная обработка персонала и больных. Персонал и больных инструктируют об особенностях поведения.

Угроза взрыва в больнице, захвата террористами. Основные действия: оповещение персонала и больных, их экстренная эвакуация в безопасное место. После получения сообщения ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат (рычаги). С соседнего телефона сообщить о происходящем по телефону 102 оперативному дежурному РОВД, потом оперативно-дежурным службам МЧС, военным комиссариатам и вышестоящим органам управления здравоохранения.

По возможности эвакуируют не только медицинский и обслуживающий персонал, больных, но и аппаратуру, имущество и документацию. Нужно стремиться к недопущению паники среди пациентов и медицинского персонала.

При определении потребности в эвакуации больных из больниц исходят из того, что 50 % больных могут перейти на амбулаторное лечение (целесообразно выделить им лекарства на 2–3 дня); 45 % больных нуждаются в продолжении стационарного лечения, но транспортабельны; 5 % больных нетранспортабельны и подлежат оставлению в больнице или
укрытию их в специальном убежище. При этом необходимо выделять медицинский персонал для сопровождения больных, а также в состав оперативной группы (организуют передачу больных). Инфекционные и психиатрические больные эвакуируются отдельно.

При определении потребности в транспорте для эвакуации учитывают эвакоемкость транспорта и возможное количество рейсов (расстояние туда и обратно, запас хода, скорость движения в колонне (около 30 км/ч).

Основная тактика при угрозе ЧС активно выжидательная при одновременном проведении подготовительных мероприятий к эвакуации.

Ситуации, связанные с внезапными обстоятельствами, представляющими непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, предполагают немедленные действия всей системы экстренного реагирования. Их основой является проведение мероприятий, направленных на скорейший вывод из опасной зоны людей или максимальное их рассредоточение, проведение эвакуации из лечебного учреждения больных и персонала.

Таким образом, организация оказания медицинской помощи населению в ЧС осуществляется целым комплексом организационных, правовых, санитарно-гигиенических, медико-профилактических, образовательных и других мероприятий. Этот комплекс мероприятий должен проводиться заблаговременно с учетом возможных угроз и вариантов развития событий. Он проводится на основе планов предупреждения и ликвидации ЧС организаций.

При возникновении ЧС важная роль отводится службе СНМП, медицинским формированиям и центрам экстренной медицинской помощи, которые будут оказывать экстренную медицинскую помощь вблизи очага поражения. При возникновении ЧС требуется также особый режим работы организаций здравоохранения, прежде всего, больничного типа.


ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ЧС, как правило, ухудшают санитарно-эпидемическую обстановку в зоне ЧС, а часто и за ее границами.

Последствия эпидемий, следующих за катастрофой, могут быть более тяжелыми, чем последствия самой катастрофы. Необходимо помнить, что поражающие факторы ЧС в зоне ЧС могут действовать длительное время, например, при заражении территории радиоактивными, стойкими токсичными веществами, патогенными микроорганизмами, устойчивыми во внешней среде.

Поэтому часто при возникновении ЧС необходимо проводить комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: