Физическое развитие
Идет активное анатомо-физиологическое созревание организма:
· Продолжается окостенение скелета, отсюда – его большая гибкость и подвижность (возможны деформации).
· Продолжается окостенение фаланг пальцев руки, что необходимо учитывать при учебной нагрузке.
· Увеличивается общая мышечная сила. При этом развитие крупных мышц опережает развитие мелких.
· Увеличивается общая физическая выносливость и работоспособность (увеличивается ЖЕЛ, улучшается сердечно-сосудистая деятельность).
· Повышается работоспособность головного мозга, идет интенсивное морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий.
· Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения еще преобладают (отсюда – эмоциональная возбудимость, импульсивность).
Познавательное развитие.
Восприятие.
Ø Восприятие становится все более целенаправленным и управляемым.
Ø Дети абстрагируют форму от предмета, но еще допускают ошибки в узнавании геометрических фигур (путают объемные тела с плоскостными). Причина этого – ситуативность восприятия.
|
|
Ø Существенно развивается специальный вид восприятия – слушание.
Ø Большое значение имеет восприятие времени, осваивание часов. Младшие школьники ошибаются в оценке временных интервалов: недооценивают маленькие и переоценивают большие.
Ø Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества.
Ø Восприятие развивается в учебной деятельности, особенно связанной с пространственными признаками и отношениями между объектами (элементы геометрии в математике, рисование, труд).
Ø Трудности в дифференцировке пространственных признаков проявляются в специфических ошибках пространственного различения у первоклассников: зеркальное написание букв и цифр, неправильное написание (слитность восприятия знака), глазомерные и др. ошибки.
Ø Причины ошибок:
- в 7-8 лет еще не установилось полное и устойчивое правшество
- недостаток практических навыков
Внимание.
Ø Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников:
- объем внимания узок
- произвольное внимание неустойчиво
- легкая отвлекаемость из-за низкой концентрации.
Основные линии развития внимания:
· расширение объема внимания
· развитие его переключения
· развитие умения распределять внимание между разными видами действий
· развитие произвольности внимания
Во втором - третьем классах многие уже обладают произвольным вниманием.
Одна из проблем младших школьников связана с низкой устойчивостью внимания. Неумение сосредоточиться на чем-то одном – это рассеянность.
|
|
Причины рассеянности:
· переутомление
· неправильное дыхание, нарушение снабжения мозга кислородом
· недостаточная умственная активность (ММД)
· негибкое внимание, отсутствие переключаемости
· неправильное воспитание (обилие информации и неумение ее перерабатывать)
Важно создавать условия для поддержания внимания ребенка и для отдыха. Оптимальное время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов!
Память.
Основные линии развития памяти:
· расширение объема памяти
· рост точности и системности воспроизведенного материала
· опора на смысловые связи
· памятьприобретает произвольный характер
· освоение рациональных способов запоминания
Способы запоминания:
· использование наглядности
· повторение
· самоконтроль
· включение познавательного интереса
· осмысливание материала
Ø Образная память еще преобладает над логической – преобладание наглядного материала над словесным.
*Нормативы Л.А. Ясюковой:
образная память | вербальная память | |
1 класс | 4,5-7 | 3-4 |
2 класс | 5,5-8 | 4-5 |
Ø Смысловая память начинает преобладать над механической.
Ø Память младших школьников отличается пластичностью, что имеет как свои плюсы, так и минусы (забывание).
Ø Характерная особенность – ремининсценция: пауза между запечатлением материала и его воспроизведением, особенно это касается эмоционально насыщенного материала
Ø В первом классе эффективность непроизвольного запоминания еще выше, чем произвольного. Во втором и третьем классах произвольная память оказывается во многих случаях продуктивней непроизвольной.
Правила запоминания:
· осмысление материала
· заучивание по частям
· перерывы при выполнении заданий по разным предметам
· повторение трудного материала перед сном, а затем утром
· учет роли физического состояния: не стоит нагружать ребенка во время болезни