Познавательное развитие

Физическое развитие

Идет активное анатомо-физиологическое созревание организма:

· Продолжается окостенение скелета, отсюда – его большая гибкость и подвижность (возможны деформации).

· Продолжается окостенение фаланг пальцев руки, что необходимо учитывать при учебной нагрузке.

· Увеличивается общая мышечная сила. При этом развитие крупных мышц опережает развитие мелких.

· Увеличивается общая физическая выносливость и работоспособность (увеличивается ЖЕЛ, улучшается сердечно-сосудистая деятельность).

· Повышается работоспособность головного мозга, идет интенсивное морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий.

· Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения еще преобладают (отсюда – эмоциональная возбудимость, импульсивность).

Познавательное развитие.

Восприятие.

Ø Восприятие становится все более целенаправленным и управляемым.

Ø Дети абстрагируют форму от предмета, но еще допускают ошибки в узнавании геометрических фигур (путают объемные тела с плоскостными). Причина этого – ситуативность восприятия.

Ø Существенно развивается специальный вид восприятия – слушание.

Ø Большое значение имеет восприятие времени, осваивание часов. Младшие школьники ошибаются в оценке временных интервалов: недооценивают маленькие и переоценивают большие.

Ø Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества.

Ø Восприятие развивается в учебной деятельности, особенно связанной с пространственными признаками и отношениями между объектами (элементы геометрии в математике, рисование, труд).

Ø Трудности в дифференцировке пространственных признаков проявляются в специфических ошибках пространственного различения у первоклассников: зеркальное написание букв и цифр, неправильное написание (слитность восприятия знака), глазомерные и др. ошибки.

Ø Причины ошибок:

- в 7-8 лет еще не установилось полное и устойчивое правшество

- недостаток практических навыков

Внимание.

Ø Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников:

- объем внимания узок

- произвольное внимание неустойчиво

- легкая отвлекаемость из-за низкой концентрации.

Основные линии развития внимания:

· расширение объема внимания

· развитие его переключения

· развитие умения распределять внимание между разными видами действий

· развитие произвольности внимания

Во втором - третьем классах многие уже обладают произвольным вниманием.

Одна из проблем младших школьников связана с низкой устойчивостью внимания. Неумение сосредоточиться на чем-то одном – это рассеянность.

Причины рассеянности:

· переутомление

· неправильное дыхание, нарушение снабжения мозга кислородом

· недостаточная умственная активность (ММД)

· негибкое внимание, отсутствие переключаемости

· неправильное воспитание (обилие информации и неумение ее перерабатывать)

Важно создавать условия для поддержания внимания ребенка и для отдыха. Оптимальное время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов!

Память.

Основные линии развития памяти:

· расширение объема памяти

· рост точности и системности воспроизведенного материала

· опора на смысловые связи

· памятьприобретает произвольный характер

· освоение рациональных способов запоминания

Способы запоминания:

· использование наглядности

· повторение

· самоконтроль

· включение познавательного интереса

· осмысливание материала

Ø Образная память еще преобладает над логической – преобладание наглядного материала над словесным.

*Нормативы Л.А. Ясюковой:

  образная память вербальная память
1 класс 4,5-7 3-4
2 класс 5,5-8 4-5

Ø Смысловая память начинает преобладать над механической.

Ø Память младших школьников отличается пластичностью, что имеет как свои плюсы, так и минусы (забывание).

Ø Характерная особенность – ремининсценция: пауза между запечатлением материала и его воспроизведением, особенно это касается эмоционально насыщенного материала

Ø В первом классе эффективность непроизвольного запоминания еще выше, чем произвольного. Во втором и третьем классах произвольная память оказывается во многих случаях продуктивней непроизвольной.

Правила запоминания:

· осмысление материала

· заучивание по частям

· перерывы при выполнении заданий по разным предметам

· повторение трудного материала перед сном, а затем утром

· учет роли физического состояния: не стоит нагружать ребенка во время болезни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: