Развитие воображения проходит две главные стадии:
· образы статичны, лишь приблизительно характеризуют объект (1 класс)
· значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах, они приобретают достаточную полноту и конкретность (2 и 3 классы).
В младшем школьном возрасте активно развивается репродуктивное воображение, которое перерабатывает образы действительности.
Важная задача – развитие творческого воображения! Предпосылка этого - стремление указать условия происхождения и построения каких-либо предметов.
Мышление.
Ø Большинство ученых подчеркивает наглядно-образный характер мышления младших школьников. Дети младшего школьного возраста все реже используют практические действия для решения простых задач - они уже умеют решать их в уме.
Ø Однако для решения новых, необычных задач дети прибегают к практическому, наглядно-действенному мышлению.
Ø Характерна тенденция использовать уже известные приемы, стереотипность мышления
Ø По теории Ж. Пиаже интеллектуальное развитие младших школьников достигает уровня конкретных операций.
|
|
Есть и другая точка зрения. Так, по мнению В.В. Давыдова и А.К. Марковой, в процессе учебной деятельности у младших школьников может возникнуть и формироваться основа отвлеченного, теоретического мышления.
Ø Вернемся к концепции Ж. Пиаже. Возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций.
Особенности детского мышления.
Дооперациональная стадия (от 2 до 5-7 лет) | Стадия конкретных операций (от 5-7 до 12 лет) |
Ригидность и статичность Необратимость Сосредоточенность на «здесь и сейчас» Центрированность на одном измерении Эгоцентричность Сосредоточенность на бросающихся в глаза признаках Интуитивность | Гибкость Обратимость Выход за пределы «здесь и сейчас» Многомерность Меньшая эгоцентричность Способность делать логические выводы (умозаключения) Поиск причинно-следственных связей |
Ребенок осваивает следующие операции:
· Классификация - разнесение объектов по иерархически соподчиненным классам и подклассам.
· Сериация - организация объектов в соответствии с их размерами по высоте, длине и ширине или в соответствии с временной очередностью событий.
· Счет возникает при одновременном использовании классификации и сериации. Создается логическая основа для умножения и деления.
· В младшем школьном возрасте совершенствуется также операция сравнения. Если сначала детям удается найти 1-2 признака сходства или различия, то через 2-3 месяца это число возрастает до 5-7.
|
|
Ø В младшем школьном возрасте формируется понятийное мышление. Ребенок начинает отражать наиболее общие, существенные признаки предметов и явлений. Идет усвоение научных понятий.
Аспекты, важные для формирования понятийного мышления:
· накопление ребенком опыта, наблюдение и подбор фактов, демонстрирующих формируемое понятие;
· анализ каждого нового явления и выделение в нем существенных признаков;
· абстрагирование от несущественных признаков;
· включение новых предметов в известные группы.
Речь.
Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Благодаря обучению грамоте, элементам фонетики и морфологии ребенок начинает осознавать структуру своей речи и родного языка.
Речь становится объектом познания!
Речь развивается в двух направлениях:
- понимание речи собеседника
- собственно разговорная речь (как ситуативная, так и контекстная)
Развитие контекстной речи связано с развитием письменной речи.
Важная задача – развитие объяснительной формы речи!