Работа с текстом. Группой ученых под руководством И.Я.Лернера было установлено, что цели современного образования включают следующие компоненты

Группой ученых под руководством И.Я.Лернера было установлено, что цели современного образования включают следующие компоненты:

– знания о мире (о человеке, обществе, природе, технике);

– опыт осуществления способов деятельности;

– опыт творческой деятельности;

– опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности и ее объектам.

В современном обществе воспитание выполняет важную миссию – формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы, поэтому целью воспитания является формирование социально и нравственно зрелой личности.

Задачами гуманистического воспитания являются следующие:

– развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;

– воспитание чувства патриотизма в единстве национальных и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию славы и богатства отечества;

– приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.);

– оказание помощи в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности, в построении личностных концепций, отражающих перспективы развития физических, духовных способностей, творческого потенциала, развитие потребности строить и совершенствовать мир, общество и себя;

– формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь обеспечивают возможности личностного роста;

– развитие установок и представлений о здоровом образе жизни.

Человек – есть единство телесного и духовного начал, создатель и хранитель жизни и разума на Земле, творец исторического процесса, ответственный за все содеянное перед будущими поколениями.

Основываясь на идее, что человек должен быть готов к творчеству, свободному выбору смыслов и форм собственной жизнедеятельности, профессор Е.В.Бондаревская очертила модель выпускника учреждения образования как человека культуры, ядром личности которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. При этом автором были указаны основные направления педагогического воздействия на личность воспитанника (таблица 2).

Педагогический процесс создается для организации воспитательных отношений, что обеспечивает развитие и воспитателя, и воспитанника. Педагогическая цель – это предвидение педагогом и обучающимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных личностных образований. В этом заключается основное назначение педагогического процесса. С цели начинается любой педагогический процесс, независимо от его сложности и продолжительности, ей подчинены все остальные компоненты педагогического процесса (принципы, содержание, методы, средства, формы). С цели начинается их отбор и соединение в единое целое.

Цель – категория философская. Из философии она была перенесена в различные области человеческой деятельности и другие науки. Цель – один из элементов поведения, сознательной деятельности. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Понятие "цель" неразрывно связано с понятием "задача". Задачи возникают в результате декомпозиции цели. Каждая задача затем еще может быть разбита на свои составляющие.

Таблица 2 – Направления педагогического воздействия

Направления педагогического воздействия Характеристика личности
Воспитание свободной личности Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства. Самоуважение. Самодисциплина. Честность. Свободный выбор содержания жизнедеятельности на основе духовных ценностей
Воспитание гуманной личности Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию. Альтруизм. Терпимость, доброжелательность, скромность. Стремление к миру и добрососедству. Понимание ценности человеческой жизни
Воспитание духовной личности Потребность познания и самопознания. Потребность в красоте и гармонии. Рефлексия. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия внутреннего мира, цельность
Воспитание творческой личности Развитые способности. Потребность в преобразующей деятельности. Знания, умения, развитый интеллект. Интуиция, жизнетворчество
Воспитание практической личности Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная грамотность. Владение иностранными языками. Знание народных и религиозных традиций и обычаев. Здоровый образ жизни. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи

Педагогические цели — это цели обучения, развития и воспитания. Педагог совершает определенные действия по их постановке: вычленяет, анализирует, формулирует, принимает. Для учащегося цели – это цели учения, саморазвития и самовоспитания. Каждый учащийся с разной, степенью точности, полноты и осознанности прогнозирует свои цели. Каждая сторона старается достичь своих целей. Педагогу в этих условиях предстоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс.

Для того, чтобы осознанно ставить цели и использовать их при построении педагогического процесса, надо знать их строение, виды целей и методику целеполагания.

Структура цели постоянна и включает целевой объект, целевой предмет и целевое действие.

Целевой объект (объект цели) – это человек, на которого предполагается воздействие.

Целевой предмет (предмет цели) – это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе. Целевой предмет отвечает на вопрос: что мы развиваем в воспитаннике? У будущих рабочих можно, например, развивать чувство профессиональной чести, представление о профессиональном мастерстве, способности эффективно работать, используя свои знания и умения.

Итак, при проектировании целей профессионального образования необходимо выделять предмет воспитательных целей (таблица 3).

Таблица 3 – Предмет воспитательных целей

Нравственные субъекты и объекты отношений Нравственные качества личности
Я Гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность, честность и др.
Другие люди Гуманность, товарищество, доброта, деликатность, вежливость, скромность и др.
Общество и коллектив Чувство долга, ответственность, радость сопереживания успехам товарищей, бережное отношение к имуществу, работоспособность и др.
Труд Ответственное выполнение заданий, подготовка рабочего места, дисциплинированность, трудолюбие, добросовестность, собранность, усердие и др.
Родина Ответственность, чувство гордости за успехи Родины, желание принести максимальную пользу своей Родине и др.

На основе этого выделяются следующие группы целей:

– Цели формирования знаний, умений у учащегося, его сознания и поведения.

– Цели формирования отношений, которые включают в себя формирование отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, уроку, друзьям, родителям, к самому себе, природе, искусству, технике, творчеству. Предметом этой группы целей является характер воспитанника, его ценностные ориентации, направленность и установки.

– Цели формирования опыта творческой деятельности. Предметом этих целей является развитие способностей, потребностей и интересов воспитанников, а также умений их реализовывать.

Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого объекта. Например: убедить, сформировать, доказать, усовершенствовать, закрепить, раскрыть, заинтересовать.

Ученые давно занимаются разработкой таксономии целей обучения и воспитания. Суть ее заключается в разработке банка подцелей в соответствии с общими целями. Для примера можно привести следующую классификацию целей:

– Нормативные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых документах государства. Эти цели соотносятся со стандартом образования.

– Общественные цели – это цели общества, его различных слоев. В отличие от нормативных, общественные цели не могут быть едиными. Они формируются с учетом потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей (учащихся, их родителей и др.).

– Инициативные цели — это цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками. Они формируются в учреждении образования с учетом его типа, особенностей, профиля, уровня развития учащихся, квалификации педагогов. К этому виду целей относятся цели учебной, воспитательной работы, цели учебного занятия, цели воспитательных мероприятий, цели работы кружков, секций, клубов и др.

– Организационные цели, которые относятся к области управленческой функции педагога. Эти цели выражают стремление использовать все возможные ресурсы, обеспечивающие и стимулирующие достижение всей системы целей. Например, к ним можно отнести следующие цели: организация самоуправления, самоконтроля, взаимопомощи, взаимоконтроля.

Методические цели, которые связаны с определением особенностей методики проведения учебного занятия. Например: обеспечение реализации целей обучения и воспитания на основе проведения интерактивной игры.

Разработка цели – процесс мыслительный, логико-конструктивный. Суть его заключается в том, чтобы: обобщить, сравнить определенную информацию и сделать выбор наиболее значимой информации; сформулировать цель в единстве всех ее компонентов; принять решение о достижении цели. Такой же мысленный путь проделывает и воспитанник, когда стремится предвидеть результаты своей деятельности. Функции педагога состоят в том, чтобы помочь обучающимся в процессе целеполагания. Цели воспитанников должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем, так как человек не может жить согласно готовым, заданным свыше целям.

Только, обладая правом на постановку и достижение своих целей, воспитанник становится субъектом воспитательных отношений.

В процессе целеполагания педагогу рекомендуется быть осторожным, неторопливым и ненавязчивым. Психологи считают, что не все цели можно ставить в жесткой и конкретизированной форме. Если часто направлять личность на достижение чрезмерно конкретизированных целей, то можно вызвать опустошенность, безразличие к процессу их достижения. В то же время желательно, чтобы цели были реальными и диагностируемыми, то есть проверяемыми по конечным результатам их достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: