Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных показателей. Приведем важнейшие из них.
Продолжительность работы автомобиля включает время нахождения на линии и время в наряде.
Время нахождения на линии — это время с момента выхода автомобиля из гаража до его возвращения без учета обеденного перерыва и отдыха шофера.
Время в наряде включает время на движение (с грузом или без него) и время предусмотренных простоев (погрузки, выгрузки и т.п.).
Более эффективного использования автомобилей во времени можно добиться путем:
уменьшения времени на погрузочно-разгрузочные операции;
повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;
своевременной подготовки товаров и документов к перевозке;
применения рациональных графиков по приемке и отпуску товаров;
применения прогрессивных методов транспортировки.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля — это отношение фактически перевезенного груза к грузоподъемности автомобиля (статический коэффициент). Можно применять также коэффициент динамического использования автомобиля, когда количество перевозимого груза учитывается не в тоннах, а в тонна-километрах, т.е. учитывается и масса, и расстояние. Коэффициент использования грузоподъемности можно определить по формулам:
|
|
К стат = Q/q
и
К дин = Г факт / Г возм
где Q — объем перевезенного груза за одну поездку; q —• грузоподъемность автомобиля, т; Г факт — фактический грузооборот, т/км; Гвозм — возможный грузооборот при полном использовании грузоподъемности, т/км.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля зависит от вида груза, его объемной массы, формы, вида упаковки и т.п. В зависимости от этого все грузы согласно прейскуранту 13-01-03 делятся на четыре класса: I класс —- 1,0; II — 0,71—0,99; III — 0,51—0,70; IV — 0,40—0,50.
Пути повышения использования грузоподъемности автомобиля:
применение более рациональных способов укладки;
усовершенствование кузовов автомобилей;
использование прицепов и полуприцепов;
установление соответствия между формами и размерами кузова и транспортной тары и т.п.
Коэффициент использования пробега — это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к общему пробегу (с грузом и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который включает нулевой пробег (от гаража до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки в гараж) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки).
Пути повышения коэффициента:
|
|
снижение холостых пробегов за счет обратного вывоза тары из магазинов или товаров при междугородных перевозках;
рациональный выбор автотранспортных предприятий (ближе к местам погрузки и обслуживаемой торговой сети);
выбор рациональных маршрутов движения и графиков завоза товаров;
диспетчеризация движения транспорта и т.п.
Скорость движения, автотранспорта оказывает влияние на его производительность и себестоимость перевозок. Различают техническую и эксплуатационную скорость.
Техническая скорость устанавливается в зависимости от типа машин, состояния дорог, условий перевозок, с учетом необходимых остановок (светофоров) и т.н.
Эксплуатационная скорость рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев.
Повышению эксплуатационной скорости способствует:
увеличение технической скорости;
устранение непроизводительных простоев;
сокращение времени на погрузочно-разгрузочные работы;
сокращение времени на техническое обслуживание и др.
Отношение эксплуатационной скорости к технической представляет коэффициент времени движения.
Время простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по нормативам (прейскурант 13-01-03) исходя из грузоподъемности автомобиля, типа, кузова (фургон, самосвал, цистерна), степени механизации погрузочно-разгрузочных работ (ручные и механизированные). За простой автомобилей сверх норм предусмотрены штрафные санкции.
Пути сокращения простоев автотранспорта:
разработка четких графиков завоза и отпуска товаров;
повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;
расширение прогрессивных технологий товароснабжения;
рационализация организации труда работников склада по приемке и отпуску товаров и др.
Использование парка подвижного состава характеризуется показателями технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности определяется как отношение автомобиле-дней парка в готовом для эксплуатации состоянии к списочному количеству автомобиле-дней нахождения подвижного состава на предприятии.
Коэффициент выпуска подвижного состава — это отношение количества автомобиле-дней эксплуатации автомобилей к списочному количеству автомобиле-дней нахождения их на предприятии.
Использование габарита — это отношение площади кузова к площади, занимаемой автомобилем. Чем выше этот коэффициент, тем больше легковесных грузов можно разместить в кузове автомобиля.
Экономичность автомобиля характеризуется топливной экономичностью, под которой понимается расход топлива на 100 т/км или 100 км пробега.
Производительность автомобиля измеряется количеством выполненных тонно-километров (грузооборот) или перевезенных тонн товаров (объем перевозок) за определенное время.
Знание технико-экономических показателей работы автомобилей, умение их расчета и анализа торговыми работниками — важнейший путь более эффективного использования транспортных средств в торговле и снижения издержек обращения, в которых значительное место занимают транспортные расходы.